Наталья Сертакова
Переспективное планирование по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Месяц Тема Цель Совместная образовательная деятельность
1 2 3 4
1-я неделя
СЕНТЯБРЬ Знакомство со словом, звуками Познакомить детей со звучащим словом.
Формировать представление о том, что речь состоит из слов, а слова – из звуков.
Дать представление о многообразии слов.
Учить интонационному выделению звука в словах Дидактическая игра «Что звучит вокруг нас».
Михаил Пляцковский «Какие бывают слова?»
Физкультминутка с офтальмотренажером «Веселые человечки».
Дидактическая игра «Зоопарк».
Дидактическая игра «Подскажи словечко».
.
2-я неделя
Публикация «Переспективное планирование по обучению грамоте» размещена в разделах
Знакомство со звучащим словом Продолжить знакомство детей со звучащим словом.
Учить сравнивать слова по звучанию; дать представление о том, что слова звучат по-разному и похоже.
Учить детей самостоятельно подбирать слова сходные по звучанию.
Развивать фонематический слух, совершенствовать выразительность речи, вызывать интерес к слову.
Способствовать расширению зрительных горизонтов.
Развивать мелкие группы мышц Игра «Эхо».
Физкультминутка с офтальмотренажером.
Гусь-физкультурник
Игра «Слова-друзья».
Игра «Звуки перепутались».
Игра «Зарисовка слов
3-я неделя
Звуки и буквы
Познакомить детей с графическим обозначением гласного звука. Объяснить отличия между буквой и звуком. Учить определять позицию звука в слове. Упражнять в интонационном выделении звука в слове. Учить внимательно. Слушать стихотворение, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.
Игра «Говорящий мяч».
Физкультминутка с офтальмотренажером.
Оса жужжит
Сказка «Волшебник из Грамматического царства»
Игра-занятие «В гостях у Абвгдейки»
/дополнительно, вечером, как развлечение/ закреплять ранее изученные звуки и буквы, умение отличать гласные звуки от согласных, звуки от букв;
продолжать упражнять детей в умении делить слова на слоги;
развивать интеллект, логическое мышление, зрительную ориентацию;
пополнить словарный запас (тема «Последний зимний месяц»);
способствовать развитию зрительно-поисковой активности и расширению пространственных горизонтов.
Игра «Каждую буковку – в свой домик».
Физкультминутка с офтальмотренажером. «Вот сорока-белобока»
4-я неделя
Звук [а] и буква А Познакомить детей с гласным звуком и буквой А. Учить определять позицию звука в слове. Упражнять в интонационном выделении звука в слове. Учить внимательно. Слушать стихотворение, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.
Упражнять в печатном написании буквы и выкладывании ее из палочек.
Игра «Я в окошечко гляжу, что увижу – расскажу».
Физкультминутка с офтальмотренажером «Аист».
1-я неделя
ОКТЯБРЬ Звук [о] и буква О Познакомить с гласным звуком [о] и буквой О.
Формировать навык звукобуквенного анализа.
Учить определять позицию звука в слове.
Способствовать расширению зрительных горизонтов.
Активизировать познавательную активность детей Игра «Кто больше?»
Физкультминутка с офтальмотренажером.»Заниматься физкультурой нам не лень»
2-я неделя
Звук [у] и буква У Познакомить детей со звуком[у] и буквой У.
Совершенствовать фонематический слух. Учить определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
Развивать мышление, фантазию детей.
Активизировать познавательную деятельность Физкультминутка с офтальмотренажером.
«Медвежата в чаще жили»
3-я неделя
Звук [и] и буква И Познакомить детей с гласным звуком [и] и буквой И.
Совершенствовать фонематический слух.
Учить детей находить слова с новым звуком и определять его позицию в слове.
Учить читать слоги с пройденными буквами, упражнять в печатном написании букв Игра «Синоптики сообщают».
Поймай слово».
Игра «Собери ягоды в корзинку».
Игра» Кто больше?»
4-я неделя
Звук [э] и буква Э Познакомить детей с гласным звуком [э] и буквой Э.
Учить самостоятельно находить слова со звуком [э], определять его позицию в слове.
Учить разгадывать загадки, развивать логическое и аналитическое мышление.
Закреплять знания о протяженности слов. Развивать фонетический слух.
Игра «Отгадай-ка!»
Работа с офтальмотренажером.
«Поездка»
НОЯБРЬ 1-я неделя
Звуки [м],[м’] и буква М Познакомить с согласными звуками [м], [м’] и буквой М.
Учить различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, отличать согласные от гласных, звуки от букв.
Формировать навыки звуко-буквенного анализа.
Учить читать слоги с новой буквой.
Способствовать расширению пространственных ориентиров Физкультминутка с офтальмотренажером. «Муха, цокотуха»
,
2-я неделя
Звуки [л], [л’] и буква Л Познакомить детей с согласными звуками [л], [л’] и буквой Л.
Учить находить слова с новыми звуками и определять их позицию в словах.
Учить различать на слух твердый и мягкий согласный звук [л].
Упражнять детей в образовании новых слов от слова-образца.
Способствовать расширению зрительных ориентиров Игра «Посели животных».
Игра «Составь пирамидку».
Физкультминутка с офтальмотренажером «Зайка».
Игра «Загадки старого лиса».
Игра «Слияние».
Игра «Составь слово».
3-я неделя
Звуки [н], [н’]и буква Н Познакомить детей с согласными звуками [н], [н’] и буквой Н.
Учить находить слова с новыми звуками и определять их позицию в словах.
Учить читать слоги и слова.
Развивать фонематический слух. Активизировать познавательную активность детей Игра «Мяч лови – имя назови».
Игра «Твердый – мягкий».
Физкультминутка с офтальмотренажером.»Ты Незнайка не зевай!»
4-я неделя
Звуки [р], [р’] и буква Р Познакомить детей с согласными звуками [р], [р’] и буквой Р.
Учить детей самостоятельно придумывать слова с новыми звуками и определять позицию звуков в словах.
Учить на слух различать твердые и мягкие согласные звуки, отличать звуки от букв.
Упражнять в печатном написании буквы.
Развивать зрительно-двигательную координацию.
Активизировать познавательную деятельность сказка «Теремок».
сказка «Буратино».
Деревня Простоквашино».
сказка «Красная Шапочка».
Физкультминутка с офтальмотренажером.
«К нам в группу прилетела бабочка с лесной полянки.»
Игра «Ну-ка, буква, отзовись!»
ДЕКАБРЬ 1-я неделя
Звуки [п], [п’] и буква П Познакомить детей с согласными звуками [п], [п] и буквой П.
Учить самостоятельно находить слова с новыми звуками и определять их позицию в словах.
Учить различать твердые и мягкие, согласные и гласные звуки.
Закреплять умение отличать звуки от буквы Дидактическое упражнение «Самый хороший рассказчик».
Физкультминутка с офтальмотренажером «Попугай».
Игра «Ночь – день».
2-я неделя
Звук [ш] и буква Ш Познакомить детей со звуком [ш] и буквой Ш.
Учить находить звук и букву в словах. Составлять слова по заданной звуковой и слоговой характеристике.
Стимулировать зрительно-поисковую активность Игра «Далеко – близко
Игра «Сюрприз».
Игра «Слова расстроились».
Физкультминутка с офтальмотренажером.»Шар»
3-я неделя
Звук [щ] и буква Щ Познакомить детей с согласным звуком [щ] и буквой Щ. Закрепить умение выделять нужный звук в словах, делить слова на слоги и преобразовывать их в слова с большим количеством слогов. Учить читать слоги и слова. Закреплять умение отличать гласные звуки от согласных, звуки от букв.
Способствовать развитию зрительно-двигательных координаций Речевая разминка у окна.
Беседа о зимних явлениях в природе.
Игра «Составь слово».
Игра «Кто в домике живет?»
4-я неделя
Звуки [г], [г’] и буква Г Познакомить детей с согласными звуками [г], [г’] и буквой Г.
Учить различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, отличать согласные звуки от гласных, звуки от букв.
Учить разгадывать загадки, понимать поэтические представления, лежащие в основе загадки. Упражнять в определении позиции звука в слове. Учить находить родственные слова. Способствовать расширению зрительных ориентиров, развитию зрительно-двигательной координации Речевая разминка у окна.
«Какое сегодня утро?»
Игра «Каждой вещи – свое место».
Игра «Гуси».
Физкультминутка с офтальмотренажером.» Гусенок»
Игра «Буква потерялась».
ЯНВАРЬ 3-я неделя
Буквы Е и Ё Познакомить детей с буквами Е и Ё.Помочь понять их роль в словах.
Формировать навыки звуко-буквенного анализа.
Развивать фонематический слух.
Учить связно излагать мысли.
Способствовать развитию зрительно-поисковой активности Речевая разминка у окна.
Игра «Я в окошко погляжу, все, что вижу, расскажу».
Физкультминутка с офтальмотренажером.
Ежик
4-я неделя
Звуки [х], [х’] и буква Х Познакомить с согласными звуками [х], [х’] и буквой Х.
Учить различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки.
Формировать навык звуко-буквенного анализа.
Развивать фонематический слух.
Учить читать слова с пройденными звуками.
Развивать графические навыки и умения работать с карандашом.
Способствовать раскрепощению мышц тела Речевая разминка у окна.»Письмо от Хрюши»
Игра «Хрюшины загадки».
Игра «Мяч по кругу».
Физкультминутка с офтальмотренажером.
Хомка
Игра «Слоговые домики».
Игра «Буква потерялась».
ФЕВРАЛЬ 1-я неделя
Звуки [к], [к’] и буква К Познакомить детей с согласными звуками [к], [к’] и буквой К.
Формировать навыки звуко-буквенного анализа слова.
Учить находить звук По заданной звуко-буквенной характеристике, читать слоги и слова.
Развивать воображение, логическое мышление.
Стимулировать зрительно-поисковую активность
2-я неделя
Звуки [б], [б] и буква Б Познакомить детей с согласными звуками [б], [б’] и буквой Б.
Учить различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
Закреплять умение отличать звуки от букв.
Упражнять в делении слов на слоги.
Учить читать слова с пройденными буквами Речевая разминка у окна.
«Какое сегодня солнце».
Физкультминутка с офтальмотренажером «Бег с буквой Б".
Игра «Буква потерялась».
3-я неделя
Звук [ч] и буква Ч Познакомить с согласным звуком [ч] и буквой Ч.
Отличать всегда мягкий звук от остальных согласных звуков.
Закреплять умение отличать звуки от букв.
Упражнять в делении слов на слоги.
Учить читать слова с пройденными буквами Игра «Выбери картинку
Игра «Подбери словечко».
Физкультминутка с офтальмотренажером «Веселые человечки»
Игра «День и ночь».
4-я неделя
Звуки [з], [з’] и буква З Познакомить детей с согласными звуками [з], [з‘] и буквой З.
Учить находить слова с этими звуками, определять их позицию в слове.
Пробуждать интерес к ритмико-слоговому строению слова.
Развивать фонематический слух.
Активизировать познавательную деятельность детей Игра «Не ошибись».
Игра «Садовник».
Физкультминутка с офтальмотренажером.
Игра «Угадай мелодию».
Игра «Живые буквы».
Игровое упражнение «Солнышко».
МАРТ 1-я неделя
Согласные звуки [с], [с’] и буква С Познакомить детей с согласными звуками [с], [с’] и буквой С.
Продолжить формировать навыки звуко-буквенного и слогового анализа.
Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
Закреплять умение отличать гласные звуки от согласных, звуки от букв.
Развивать зрительную ориентацию Игра «Кто внимательный?»
Игра «Кто наоборот».
Игра «Прятки».
Физкультминутка с офтальмотренажером. «Сова»
2-я неделя
Звуки [д], [д’] и буква Д Познакомить детей с согласными звуками [д], [д‘] и буквой Д.
Учить определять позицию звуков в слове.
Учить различать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки.
Учить читать слоги и слова с буквой Д.
Способствовать развитию зрительно-поисковой активности Физкультминутка с офтальмотренажером. «Дятел»
Игра «Слияние».
3-я неделя
Звуки [т], [т’] и буква Т Познакомить детей с согласными звуками [т], [т’] и буквой Т.
Закрепить умение отличать звуки от букв.
Развивать фонематический слух.
Учить определять позицию звуков в словах.
Учить читать слоги и слова с пройденными буквами.
Упражнять в написании слов.
Стимулировать зрительно-поисковую активность, развивать зрительно-двигательную координацию Игра «Твердое – мягкое».
Игра «Кто больше?»
Физкультминутка с офтальмотренажером.
Игра «Посели букву».
Игра «Слоговая таблица».
Игра «Волшебные картинки».
4-я неделя
Звуки [в], [в‘] и буква В Познакомить детей с согласными звуками [в], [в’] и буквой В.
Учить составлять слоги и слова с буквой В, читать их.
Фиксировать зрительное внимание на звуковых свойствах предметов.
Развивать воображение и логическое мышление Речевая разминка у окна.
Игра «Я» в окошко погляжу, все, что вижу – расскажу».
Про букву В есть такая сказка.
«В некотором царстве, в Грамматическом государстве в синем домике жила-была буква В.
Игра «Слоговые домики». Физкультминутка с офтальмотренажером «Волшебный листочек.»
Игра «Футбол».
АПРЕЛЬ 1-я неделя
Звуки [ф], [ф’] и буква Ф Познакомить детей с согласными звуками [ф], [ф’] и буквой Ф.
Закрепить умение отличать гласные звуки от согласных, звуки от букв.
Учить различать на слух твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
Упражнять в определении позиции звука в слове.
Активизировать речь детей Речевая разминка у окна.
Игра «Далеко – близко, высоко – низко».
Игра «В магазин за покупками».
Физкультминутка с офтальмотренажером. «Филин»
2-я неделя
Звук [ж] и буква Ж Познакомить детей с согласным твердым звуком [ж] и буквой Ж.
Учить различать звонкие и глухие согласные звуки, отличать звуки от букв, определять позицию звука в слове.
Учить составлять предложение.
Активизировать познавательную деятельность детей.
Стимулировать зрительно-двигательную активность детей Игра «Какая картинка лишняя?»
Физкультминутка с офтальмотренажером.
Жук
Игра «Скажи громче, тише».
Игра «Лесенка».
Игра «Составь слово».
3-я неделя
Звук [й] и буква й Познакомить детей с согласным звуком [й] и буквой й.
Развивать фонематический слух.
Учить определять позицию звука в слове.
Закреплять умение отличать звонкие и глухие согласные и гласные звуки, звуки от букв.
Развивать зрительно-двигательную координацию.
Способствовать расширению пространственных ориентиров Речевая разминка у окна.
Игра «Далеко – близко».
Игра «Поймайте звук».
Игра «Кто больше?»
Игра «Измени слово».
Физкультминутка с офтальмотренажером.
Зайка
Подвижная игра «Карусель».
Игра» Волшебные превращения».
4-я неделя
Гласный звук [ы] и буква ы Познакомить с гласным звуком [ы] и буквой ы.
Учить определять позицию звука в слове.
Формировать умение принять учебную задачу и разрешить ее самостоятельно.
Совершенствовать фонематический слух.
Учить писать печатную букву ы, ориентируясь на образец Игра «Я в окошко погляжу, все, что вижу – расскажу».
Игра «Кто больше?».
Физкультминутка с офтальмотренажером. «Раз, два, три, четыре»
Игра «Волшебные превращения».
МАЙ 1-я неделя
Буква Ю Познакомить с гласной буквой Ю.
Учить находить слова с новой буквой.
Пробуждать интерес к ритмико-слоговому строению слова.
Учить читать слоги и слова.
Развивать воображение и логическое мышление Беседа на тему «Что мы слышим?»/
Игра «Слияние».
Игра «Слоговой аукцион».
Физкультминутка с офтальмотренажером «Юла».
Игра «Буква рассыпалась».
2-я неделя
Буквы Ъ и Ь Познакомить детей с буквами Ъ Ь, помочь понять их роль в словах.
Формировать навыки звуко-буквенного анализа.
Развивать зрительно-двигательную координацию Физкультминутка с офтальмотренажером
«Гусь в группу к нам влетел
Чтение рассказа «Объеденная скатерть».\
игру «Узнай букву».
3-я неделя
Звук [ц] и буква Ц Познакомить детей с согласным звуком[ц ] и буквой Ц.
Учить определять позицию звука в слове.
Дать представление, что согласный звук [ц] всегда твердый глухой.
Учить читать слоги и слова с буквой Ц.
Развивать фонематический слух.
Способствовать развитию пространственных ориентиров Речевая разминка.
Ац-оц-уц-иц – ца-цо-цу-цы.
Игра» Кто быстрее?»
Игра «Назови ласково» :
Физкультминутка с офтальмотренажером.» Цып»
Пальчиковая игра «Пироги пшеничные».
4-я неделя
Буква Я Познакомить детей с буквой Я.
Закреплять представление о звуке, букве, слоге, слове.
Развивать фонематический слух.
Учить определять первый и последний звук в слове.
Учить читать слоги и слова с буквой Я.
Формировать навык печатания буквы Я.
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми Речевая разминка у окна.
«Влезть на подоконник,»
Игра «Доскажи словечко».
Игра «Расшифруй – прочитай».
Физкультминутка с офтальмотренажером. «Гномы»
Игра «Замени букву».
Игра «Кто внимательный»
Мониторинг Выявление сформированости связной речи, ее выразительности.
Умения составлять небольшой рассказ из 10-15 предложений. Темп чтения. Знание понятий звук, буква, слог.