Получи документы

Перспективно-календарное планирование образовательной деятельности

Лилия Ханова
Перспективно-календарное планирование образовательной деятельности

Вопрос планирования постоянно интересует воспитателей. Ведь планирование педагогического процесса в группе — дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, методов и приемов общения и воспитания.

План должен быть на каждую группу. Основное различие в планах разных возрастных групп — в программном материале, в методике ведения работы (количество и длительность занятий, приемы обучения и прочее).

На чем же основывается написание календарного плана?

Публикация «Перспективно-календарное планирование образовательной деятельности» размещена в разделах

1. Циклограмма

Расписание всех проводимых мероприятий, режимных моментов в день без описания цели, методов проведения, задач и т. д.

2. Перспективный план, который предлагает нам программа ДОУ, разработанная на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Перспективный план учебно-воспитательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления учебно-воспитательного процесса.

3. Комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

Планирование работы по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

В комплексно-тематическом построении образовательного процесса предполагается выделение ведущей темы дня, недели или месяца. Тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, представлено в эмоционально-образной форме.

Ребенок «проживает» тему в разных видах детской деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) Реализация темы в комплексе разных видов деятельности вынуждает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя. Но комплексно- тематическая модель предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает.

Опираясь на Программу «От рождения до школы» разработали комплексно - тематическое планирование для каждой возрастной группы.

При написании календарного плана воспитательно– образовательной работы мы отражаем утренний отрезок времени, первую и вторую половину дня, прогулку и работу с родителями.

ФГОС ДО рекомендует планировать образовательную работу, охватывая следующие образовательные области :

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательно развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое;

Физическое развитие.

План работы воспитателя может быть перспективным (на месяц, квартал,календарным (на неделю, каждый день, перспективно-календарным.

Используются различные формы написания планов : текстовая, планшет (карманчиковая, текстовая с использованием картотеки, схематично-блочная, в виде циклограммы, план-схема и т. д.

Педагоги могут самостоятельно выбрать форму плана. Тем не менее целесообразно, чтобы в ДОУ была принята единая форма написания плана.

По желанию педагога перспективный план составляется на месяц либо на квартал. Как правило, на месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения, занятия и др.

В перспективном плане могут быть отражены :

1. Цели и задачи.

2. Список детей по подгруппам.

3. Циклограмма.

4. Виды детской деятельности : общение, физкультурно-оздоровительная работа, игровая деятельность, организованные занятия, познавательная практическая деятельность, художественная деятельность, элементарная трудовая, индивидуальная работа с детьми, работа с родителями, перспективы.

Календарный план предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день.

Составление воспитателем и перспективного, и календарного планов позволяет избежать многих недостатков планирования, но перегружает воспитателей, так как в этом случае им приходится вести два плана.

Более современным является перспективно-календарное планирование : часть работы планируется на месяц (режимные моменты, развлечения, занятия, игры, труд и др., а конкретное содержание - на каждый день (индивидуальная работа, описание некоторых фрагментов работы: утро – вечер).

Перспективно-календарное планирование предусматривает :

1. Взаимосвязь основных видов деятельности детей (игра, труд, обучение и др.)

2. Реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц.

3. Преемственность задач по всем разделам программы определенной возрастной группы.

4. Систему индивидуальной работы с конкретными детьми – непосредственно после проведенного занятия, игры, труда.

5. Запись наблюдений в план накануне или в тот же день.

При использовании такого вида написания плана следует определить дни проведения итоговых занятий, бесед, экскурсий, комплексных занятий.

Структура плана образовательной работы такова :

темы месяца планируются с учетом возраста детей, сезонных явлений, традиционных событий, праздников, мероприятий.

Работа по взаимодействию с семьей планируется в соответствии с годовым учебным планом, на один месяц.

Содержание образовательной работы распределяется по пяти образовательным областям следующим образом :

Наименование образовательной области

Разделы:

Задачи

Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

планирование организованной образовательной деятельности

При таком подходе к написанию плана воспитательно – образовательной работы следует в ежедневном плане отражать утренний отрезок времени, первую и вторую половину дня, прогулку.

Планирование утреннего отрезка времени:

на месяц -

- труд в уголке природы;

- наблюдения;

- утренняя гимнастика;

- повседневный труд (дежурства);

- привитие КГН;

- занятия по интересам.

- игровая деятельность детей;

ежедневно -

- исправление и воспитание у детей правильного звукопроизношения;

- развитие устной речи и выработке правильной интонации;

- стимулирование двигательной активности и др.

- индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности.

Планирование прогулки :

на месяц –

- подвижные игры;

- труд;

- наблюдение;

- экскурсии;

- закаливающие процедуры;

ежедневно –

- работа с родителями

- сюжетно – ролевые игры;

- физические упражнения;

- индивидуальная работа.

Первая половина дня:

на месяц –

- художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения)

- дежурства (но, если вводится новый вид дежурства, то эта работа отражается в календарном плане).

- труд по самообслуживанию

- привитие КГН.

- занятия по интересам.

- игровая деятельность детей;

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- закаливающие процедуры.

- праздники, досуги, развлечения

ежедневно –

- специально организованная деятельность

- виды индивидуальной работы (а сама индивидуальная работа с указанием фамилий детей вписывается в план после проведения занятия, игры или труда).

Вторая половина дня:

на месяц –

- повседневный труд (дежурства);

- привитие КГН;

- занятия по интересам.

- игровая деятельность детей;

- художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения)

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- закаливающие процедуры.

ежедневно -

- сюжетно – ролевые игры;

- физические упражнения;

- индивидуальная работа;

- работа с родителями.

Данное планирование экономит силы и время педагога, позволяя выстроить и увидеть целостную картину воспитательно - образовательной работы с детьми в ДОУ, интеграцию образовательных областей, построить работу с родителями.

Планирование в летний период. Так как летний период в ДОУ носит оздоровительный характер, то и все мероприятия, проходящие в период летних каникул, направлены на укрепление и поддержку детского организма, и развитие познавательных интересов. Соответственно и на летний период составляются перспективные планы со всеми режимными моментами не содержащие занятий математики, развития речи и др. (игры, развлечения, физкультурные праздники, олимпиады, спектакли и мн. др.)

Как правило, последовательность составления планов – сверху вниз. Сначала составляется план работы на год, затем тематическое планирование, затем на основе первых двух – планирование специалистами и воспитателями.

Планы могут быть как перспективными (составляются на длительный период – год, квартал, месяц) так и календарными (на короткий срок – неделю, день). Соответственно порядок составления в этом случае от перспективного - к календарному.

Публикации по теме:

Календарное планирование внеобразовательной деятельности в режимных моментах по теме «Космос» (подготовительная группа) Календарное планирование внеобразовательной деятельности в режимных моментах День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей.

Календарное планирование дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности в старшей группе Сентябрь «Чем и как можно рисовать?» Цель: расширять представление детей о нетрадиционных изобразительных материалов; вызвать интерес.

Календарное планирование образовательной области «Музыка» на летний период (вторая младшая, средняя, старшая группы) Календарное планирование образовательной области «Музыка» на летний период 2 младшая группа IV квартал 1-2.

Календарное планирование образовательной деятельности в подготовительной группе (2) Центр «Конструирование» Центр «Познавательной и исследовательской деятельности Центр «Безопастности» Конструирование «Мебель» (из деталей.

Календарное планирование образовательной деятельности в подготовительной группе Центр «Конструирование» Центр «Познавательной и исследовательской деятельности Центр «Безопастности» Конструирование птицы из природного.

Календарное планирование воспитательно-образовательной работы на день в рамках недели «Весна-красна» 12 03. 2018. Понедельник Тема: Весна – красна. Итоговое мероприятие: Досуг «Весняночка» Цель: Расширять представления о весне. Воспитывать.

«Краски осени». Календарное планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе компенсирующей направленности Календарное планирование воспитательно – образовательной работы в старшей группе компенсирующей направленности ТЕМА НЕДЕЛИ: «Краски осени».

Календарное тематическое планирование воспитательно образовательной деятельности в старшей группе «Братья наши меньшие» 2 -4 неделя марта. Тема «Братья наши меньшие» 12.03.18 понедельник Непосредственно образовательная деятельность 1. Речевое развитие.

Перспективно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе .

Перспективное календарное планирование образовательной деятельности Декабрь, январь, февраль. Физкультурно- оздоровительная работа Утренняя гимнастика… ежедневно Физкультурные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Перспективно-календарное планирование образовательной деятельности
Опубликовано: 25 марта 2018 в 13:21
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД