МААМ-картинки

Перспективное планирование по ознакомлению детей со свойствами материалов

Анна Климентьева
Перспективное планирование по ознакомлению детей со свойствами материалов
▼ Скачать + Заказать документы

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ознакомления детей пятого года жизни со свойствами материалов

через экспериментальную деятельность и решение проблемных ситуаций.

Введение

Эффективным средством, дающим благоприятное содержание и возможность активизации познавательной деятельности, является поисковая, исследовательская работа с детьми. В практической деятельности дети учатся находить пути решения проблем, обосновывать их. Знания не даются детям в готовом виде, они получают их в ходе самостоятельных исследований.

Публикация «Перспективное планирование по ознакомлению детей со свойствами материалов» размещена в разделах

Предлагаемая разработка поможет педагогам спланировать и организовать с воспитанниками экспериментальную деятельность с целью:

• ознакомления их со свойствами материалов эмоционально-практическим путем,

• побуждения к самостоятельному познанию и размышлению,

• апробированию разных способов действия,

• обучения умению формулировать проблемы и решать проблемные ситуации.

Занятия по экспериментальной деятельности проводятся один раз в неделю, во второй половине дня.

Месяц Октябрь Знакомство со свойствами дерева.

Опыт № 1: «Приключения Буратино»

Цель: познакомить детей с первым свойством – дерево не тонет.

Материал: деревянные лодочки, брусочки, щепки, кубики и все то, что можно найти в группе (деревянное).

Проблемная ситуация: Буратино бежал в школу, вдруг на пути у него широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться, что делать?

Способы решения:

- построить лодку, но это долго;

- попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет;

- может он переплывет сам, ведь он деревянный и не утонет.

Вывод: дерево не тонет, поэтому Буратино не утонет.

Опыт № 2: «Три поросёнка»

Цель: познакомить детей со вторым свойством – дерево горит.

Материал: щепки, ветки, солома, камни, железный таз, спички.

Проблемная ситуация: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф построили себе дома, но огонь может их уничтожить. Как быть?

Способы решения:

- пригласить поросят жить в детский сад;

-устроить дом в пещере;

-построить каменный дом, как у Наф-Нафа и втроём жить в нем;

-иметь рядом огнетушитель или колодец с водой.

Вывод: дерево не тонет, поэтому Буратино не утонет.

Опыт № 3 «Украсим участок»

Цель: познакомить детей с третьим свойством – дерево можно распилить.

Материал: лобзик, пила, фанера.

Проблемная ситуация: Мы хотим украсить свой участок, чтобы было красиво, но бумажные украшения быстро рвутся и намокают от дождя.

Способы решения:

- на каждое время года иметь свои украшения: зимой – поделки изо льда и постройки из снега, летом – из бросового материала и т. д;

-раскрасить веранду яркими красками;

-смастерить при помощи взрослых украшения из дерева (фанеры).

Вывод: дерево можно распилить.

Опыт № 4 «Подарок для Белочки»

Цель: познакомить детей с четвёртым свойством – дерево не бьётся.

Материал: деревянные предметы: ложки, бруски.

Проблемная ситуация: В гости к Белочке пришел Мишка и нечаянно разбил чашки. Как быть?

Способы решения:

-Мишка принесёт свою чашку;

-одноразовая посуда;

-посуда из пластмассы или дерева.

Вывод: можно сделать посуду из дерева, так как дерево не бьётся.

Месяц Ноябрь Знакомство со свойствами бумаги

Опыт № 1 «Путешествие по реке Саровка»

Цель: формировать у детей представления о свойстве бумаги размокать в воде.

Материал: тазик с водой, бумажный кораблик

Проблемная ситуация: Мы научились делать бумажные кораблики и хотим отправить на них в путешествие свои любимые игрушки.

Дети высказывают предположения о том, что на нем нельзя путешествовать.

Вывод: при погружении в воду бумажный кораблик намокает, рвется, становиться непрочный.

Опыт № 2 «Кораблики»

Цель: формировать у детей представления о свойстве бумаги – сгибаться.

Материал: образец бумажного кораблика и листы бумаги.

Проблемная ситуация: Мы хотим поиграть в кораблики, а деревянных корабликов у нас нет. Как быть?

Способы решения:

-попросить пап чтобы они нам изготовили деревянные кораблики (но мы хотим играть сейчас);

-самим сделать кораблики из бумаги.

Вывод: бумагу можно сгибать

Опыт № 3 «Бумажные куклы»

Цель: формировать у детей представления о свойствах бумаги – режется.

Материал: цветные карандаши, ножницы, бумага, трафареты – кукла и одежда.

Проблемная ситуация: В группе очень много девочек - на всех не хватает кукол и в кукольном уголке всем тесно. Как быть?

Способы решения:

- каждая девочка принесет из дома для себя куклу и играть не только в кукольном уголке;

-играть в куклы по очереди;

-сделать бумажные куклы

Вывод: бумага очень легко режется

Опыт № 4 «Снежки»

Цель: познакомить детей со свойствами бумаги – бумага мнётся.

Материал: листы бумаги.

Проблемная ситуация: Мы хотим поиграть в снежки в группе, но снег в тепле тает.

Способы решения:

-сшить снежки из ткани;

-связать;

-сделать из бумаги

Вывод: бумага легко мнётся.

М[bесяц Декабрь[/b] Сравнение бумаги и дерева

Опыт № 1 «Кораблики»

Цель: провести сравнительный анализ свойств дерева и бумаги - намокание.

Материал: кораблики деревянные и бумажные, таз с водой.

Проблемная ситуация: Мы хотим отправить свои игрушки по реке Саровка, но не знаем какие кораблики надежнее.

Способы решения:

-бумажные кораблики, но они быстро намокают и рвутся;

-менять бумажные кораблики по мере их намокания, но для этого нужно много бумажных корабликов;

-деревянный кораблик.

Вывод: деревянный кораблик прочнее, так как дерево плохо впитывает воду.

Опыт № 2 «Мебель для кукол»

Цель: провести сравнительный анализ свойств дерева и бумаги – прочность.

Материал: кукольная мебель из дерева и бумаги (картона).

Проблемная ситуация: У нас очень красивая кукольная мебель и мы хотим, чтобы она оставалась такой долго.

Способы решения:

-играть аккуратно;

-регулярно ремонтировать её;

-оставить только ту мебель, которая прочнее.

Вывод : деревянная мебель прочнее, чем бумажная.

Опыт № 3 «Тихий час»

Цель: провести сравнительный анализ свойств дерева и бумаги – прозрачность.

Материал: бумага (разной фактуры, доска или фанера, настольная лампа.

Проблемная ситуация: В тихий час, когда ребята спят, у воспитателей на столе горит настольная лампа. Свет мешает детям заснуть. Как быть?

Способы решения:

-не включать свет пока не заснут все дети;

-тех детей, которым мешает свет положить дальше от стола воспитателей;

-поставить перегородку, чтобы свет не мешал.

Вывод: нужно поставить деревянную перегородку, так как она прочнее, чем бумажная

Опыт № 4 «Сильная газета»

Цель: познакомить детей со свойством бумаги: на большую площадь действует сильное давление.

Материал: деревянная линейка и газета.

Проблемная ситуация: Поспорили линейка и газета кто из них сильнее. Кто из них прав?

Вывод: и газета, и линейка «сильные».

Месяц Январь Знакомство с тканью

Опыт № 1 «Хотим гулять»

Цель: формировать у детей представления о свойствах ткани – намокает.

Материал: кусочки ткани разной фактуры, таз с водой.

Проблемная ситуация: Мы хотим идти гулять, но на улице идет дождь. Как быть?

Способы решения:

-взять зонт и обуть резиновые сапоги;

-добежать до веранды и гулять там;

-надеть на себя плащ-дождевик.

Вывод: вся ткань намокает в воде, кроме болоньи, поэтому можно сшить плащи из нее и не бояться промокнуть на прогулке.

Опыт № 2 «Наряд для куклы»

Цель: формировать у детей представления о свойствах ткани – можно резать.

Материал: очень длинное платье для куклы, кукла, ножницы, нитки с иголкой.

Проблемная ситуация: Мама сшила для куклы очень длинное платье. Как быть?

Способы решения:

-попросить маму, чтобы сшила новое платье;

-подогнуть и прошить его (получается большой подгиб и некрасиво смотрится);

-отрезать;

-отрезать и подшить

Вывод: ткань можно разрезать.

Опыт № 3 «Порванное платье»

Цель: познакомить со свойством ткани – ткань можно шить.

Материал: рваное кукольное платье, нитки, иголка, ножницы.

Проблемная ситуация: У куклы Маши порвалось платье, она боится идти домой, потому что мама будет ругаться.

Способы решения:

- попросить у мамы прощение;

- зашить платье;

- одеть другое платье.

Вывод: ткань можно шить.

Опыт № 4 «На бал»

Цель: познакомить со свойством ткани – ткань можно гладить.

Материал: утюг, мятое платье, кукла.

Проблемная ситуация: Золушка ехала на бал, но в дороге сильно помяла платье, как быть?

Способы решения:

- съездить домой переодеться;

- попросить у Феи новое платье;

- погладить платье.

Вывод: ткань можно гладить.

Месяц Февраль Сравнение ткани и бумаги.

Опыт № 1 «Дождь проказник»

Цель: сравнить свойства ткани и бумаги, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и его использованием

Материал: кукла Маша в платье из ткани и бумажная кукла Оля в платье из бумаги.

Проблемная ситуация: На прогулке куклы Маша и Оля поспорили: у кого лучше платье? Но неожиданно пошёл дождь. Как быть?

Способы решения:

- надеть плащ-дождевик;

- спрятаться под зонт;

- спрятаться под крышу.

Вывод: в воде ткань намокает, но её можно просушить; а бумага в воде рвётся. Поэтому платье лучше и прочнее из ткани у Маши.

Опыт № 2 «На праздник»

Цель: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и его использованием.

Материал: кукла Маша в платье из ткани и бумажная кукла Оля в платье из бумаги.

Проблемная ситуация: Куклы Маша и Оля собрались на праздник в детский сад, но по дороге их платья помялись. Как быть?

Способы решения:

- сходить домой за другим платьем;

- погладить платья в детском саду.

Вывод: платье из ткани легко погладить, а на бумажном платье остаются складки.

Опыт № 3 «Порванное платье»

Цель: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и его использованием

Материал: кукла Маша в платье из ткани и бумажная кукла Оля в платье из бумаги.

Проблемная ситуация: Куклы Маша и Оля гуляли в лесу и порвали о сучок свои платья.

Способы решения:

- зашить;

- заколоть булавкой.

Вывод: платье из ткани зашили, а из бумаги порвалось ещё больше.

Опыт № 4: «Шустрый щенок»

Цель: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и его использованием

Материал: кукла Маша в платье из ткани и бумажная кукла Оля в платье из бумаги.

Проблемная ситуация: Куклы Маша и Оля собрались к ребятам в гости, но около детского сада их встретил щенок, который захотел с ними поиграть и нечаянно порвал платье Оле.

Вывод: платье из бумаги легко порвать.

Месяц Март Знакомство со свойствами металла.

Опыт № 1 «Колокольчики»

Цель: формировать у детей представление о свойствах металла – металл может звенеть.

Материал: колокольчики (музыкальные, треугольники и металлофон

Проблемная ситуация: Мы хотим исполнить музыкальное произведение на празднике для своих родителей, но мы не умеем играть на пианино. - можно напеть мелодию словами;

Способы решения:

- послушать в записи;

- сыграть на других музыкальных инструментах.

Вывод: если по металлу ударить палочкой, то он издает звук.

Опыт № 2: «Спрячем под водой»

Цель: формировать у детей представление о свойствах металла – тонет.

Материал: таз с водой и металлические предметы.

Проблемная ситуация: Злой волшебник, который боится воды, решил забрать все металлические предметы в группе, чтобы сделать себе из них доспехи.

Способы решения:

- отдать кому-либо;

- спрятать в шкаф (но там их можно найти и забрать);

- спрятать в таз с водой.

Вывод: металлические предметы тонут.

Опыт № 3: «Не всё то золото, что блестит»

Цель: формировать у детей представление о свойствах металла – блеск.

Материал: металлические предметы, настольная лампа или солнечный свет (по возможности).

Проблемная ситуация: В огород прилетают птицы и портят урожай.

Способы решения:

- поставить пугало;

- кто-то будет постоянно находиться на огороде и отпугивать птиц;

- подвесить металлические предметы.

Вывод: металл блестит на солнце.

Опыт № 4: «Чаепитие»

Цель: формировать у детей представление о свойствах металла – металл может нагреваться.

Материал: чайная ложка, 2 стакана с горячей и холодной водой.

Проблемная ситуация: Красная шапочка пришла в гости к бабушке на чай. Бабушка положила металлическую ложку в чашку с горячим чаем. Красная шапочка хотела размешать сахар в чае, но обожгла руки.

Способы решения:

- взять другую ложку;

- взять салфетку и обернуть ручку ложки;

- размешать трубочкой для коктейля;

- пить чай без сахара;

- вынуть ложку из чая и остудить ее.

Вывод: металл холодный, но под воздействием высокой температуры может нагреваться.

Месяц Апрель Сравнение металла и дерева.

Опыт № 1: «Что звонче?»

Цель: провести сравнительный анализ свойств металла и дерева – звук.

Материал: колокольчики, деревянные ложки, трещотки, металлофон и др.

Проблемная ситуация: Музыканты ехали на представление через лес и заблудились. Как быть? Как найти дорогу?

Способы решения:

- дождаться ночи и ориентироваться по звёздам;

- подождать когда их начнут искать;

- дать о себе знать громкими звуками, может кто-то их услышит и придёт на помощь.

Вывод: металлические инструменты звучат звонче чем деревянные.

Опыт № 2: «Шарики»

Цель: провести сравнительный анализ свойств металла и дерева.

Материал: металлический шарик и деревянный, весы.

Проблемная ситуация: Отправились деревянный шарик и металлический шарик путешествовать, чтобы найти себе друзей, но на пути у них протекала широкая река. Как перебраться друзьям на другой берег?

Способы решения :

- найти мост и перейти по нему;

- построить корабль, лодку и т. д. ;

- перелететь на воздушном шаре;

- попросить уточку, чтобы она их перевезла;

- переплыть самим.

Вывод: металлический шарик тонет в воде, потому что он тяжелее, чем деревянный.

Опыт№3: «Что нам стоит дом построить»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами металла и дерева.

Материал: пластины деревянные и металлические.

Проблемная ситуация: Мы хотим построить дом, но не знаем, в каком доме будет теплее.

Способы решения:

- построить дома и сравнить где теплее (но это долго);

- сравнить пластины и из более теплого материала строить дом.

Вывод: деревянные пластины теплые, а металлические холодные.

Опыт № 4: «Две коробки»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами металла и дерева.

Материал: картонная коробка и металлическая, лейка с водой, таз.

Проблемная ситуация: Нужно привести из магазина в детский сад новые игрушки, но на улице идет дождь.

Способы решения:

- сложить в картонные коробки и укрыть целлофаном;

- сложить в металлические коробки;

- подождать когда закончится дождь и перевезти.

Вывод: металлическая коробка прочнее, чем картонная и под воздействием воды не рвется.

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению детей со свойствами дерева «К нам пришёл Буратино»Занятие по ознакомлению детей со свойствами дерева «К нам пришёл Буратино» Как – то к нам в гости пришёл Буратино и рассказал как, папа Карло сделал его из полена. Наши малыши заинтересовались, что такое полено.

Календарно-тематическое планирование «Знакомство со свойствами материалов» Понедельник 15 января 2018 Утро Игровая ситуация: «Что тяжелее?» (Подуть на снежинку и на кусочек ваты). Цель: учить определять, что тяжелее.

Конспект НОД по ознакомлению со свойствами воды «Волшебница вода» для детей старшей группы Цель: способствовать углублению и обобщению имеющихся знаний и представлений детей о воде. Задачи: 1. Обучающие: - расширять знания детей.

Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в старшей группе для детей с ЗПР «Знакомство со свойствами материалов»Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в старшей группе для детей с ЗПР «Знакомство со свойствами материалов» Конспект ООД по познавательно – речевому развитию в старшей группе для детей с ЗПРТема: «Знакомство с материалами (дерево, металл) и их.

Перспективное планирование по ознакомлению с домашними и дикими животными в младшей группе Перспективное планирование по ознакомлению с домашними и дикими животными в младшей группе Домашние животные Дикие животные октябрь Птичий.

Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим в старшей группе Перспективное планирование в старшей группе Образовательная область : познавательное развитие (ознакомление с окружающим) Дата Тема Программное.

Перспективное планирование по ознакомлению с родным городом детей средней группы Перспективное планирование по ознакомлению с родным городом детей в средней группе. Сентябрь. "Моя семья" 1. Беседа «Семья» 2. Создание.

Перспективное планирование по ознакомлению с природой в первой младшей группе Сентябрь Тема: «Морковка от зайчика» Цель:Расширять представления детей об овощах (о моркови). Формировать доброжелательное отношение.

Рекомендация воспитателям «Особенности проведения занятий по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов» Рекомендация воспитателям «Особенности проведения занятий по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов». Одной из разновидностей.

Занятие по ознакомлению детей со свойствами воды «Какая ты, водичка?» в младшей группе Цели- продолжать знакомить детей со свойствами воды (текучесть, прозрачность и т. д.); - развивать навыки проведения опытов; - развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективное планирование по ознакомлению детей со свойствами материалов
Опубликовано: 13 февраля 2018 в 19:58
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективное планирование по ознакомлению детей со свойствами материалов» (включая файлы) размещена пользователем Анна Климентьева (УИ 1120131) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД