Людмила Королева
Перспективное планирование по детскому экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование по детскому экспериментированию для детей старшего возраста.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Основным видом поисковой деятельности детей является экспериментирование. Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, мною был сделан вывод о необходимости применения технологии детского экспериментирования в процессе их познавательного развития.
Публикация «Перспективное планирование по детскому экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Основной целью экспериментальной деятельности является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Образовательные задачи:
1. Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимодействиях с другими объектами и средой обитания.
2. Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Развивающие задачи:
1. Развивать поисково-познавательную деятельность детей как интеллектуально-личностное, творческое развитие.
2. Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.
Воспитательные задачи:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту.
2. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Месяц Тема предполагаемой деятельности Задачи Предварительная работа Работа с родителями
Сентябрь «Фруктовый салат» Познакомить детей с процессом приготовления салата. Формировать умение определять на вкус фрукты. Рассматривание фруктов. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Чтение художественной литературы о фруктах. Просмотр презентации «Фрукты». Предложить родителям посетить фермерские ярмарки, Совместно с детьми приготовить любимое блюдо.
Октябрь «Почему осенью листья желтеют?» Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и изменением погоды. Наблюдение на прогулке (листопад, разноцветные листья). Дидактическая игра «С какого дерева листок?». Составление букетов из осенних листьев. Чтение художественной литературы: М. Ивенсен «Падают листья». Предложить прогулку в лес. Участие в совместных пректах: поделки из природного материала.
Ноябрь «Почему говорят «как с гуся вода», почему у водоплавающих птиц такой клюв?» Помочь детям установить связь между строением и образом жизни в экосистеме. Наблюдение в парке за утками.
Чтение художественной литературы: Г. -Х. Андерсен «Гадкий утенок». Дидактическая игра «Где чей клюв?»
Изготовление поделок из бумаги (оригами). Предложить родителям экскурсию в парк и наблюдение за перелетными птицами.
Декабрь «Лед и снег - тоже вода»
«Изготовление цветных льдинок» Помочь детям доказать с помощью опыта, что снег и лед – тоже вода.
Познакомить детей с агрегатным состоянием воды – жидким и твердым, показать с помощью опытов, что вода замерзает на холоде. В воде растворяется краска. Просмотр презентаций «Откуда в снеге грязь?», «Зима».
Чтение художественной литературы: И. Никитин «Жгуч мороз да трескуч», русская народная сказка «Снегурочка», И. Белоусов «Первый снежок». Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.
Январь «В мире стекла»
«Фарфоровый секрет китайцев» Дать детям возможность узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора, сравнить их качественные характеристики и свойства.
Познакомить детей с историей создания стекла и фарфора; научить называть свойства стекла и фарфора. Просмотр презентации «Посуда».
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе».
Дидактическая игра «Кукла Катя обедает». Предложить родителям посетить с детьми сувенирные магазины и лавки.
Февраль «Взаимосвязь органов вкуса и запаха» Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. Дидактические игры: «Определи на вкус», «Определи по запаху» Приобщить родителей к созданию и оформлению уголка «Ароматерапии»
Март «Построим город из песка»
«Что такое бетон?» Учить детей участвовать в коллективном преобразовании, видеть его возможности, доводить работу до конца; закрепить знание свойств песка.
Познакомить детей с бетоном, его свойствами, со способом его изготовления. Просмотр презентации «Стройка».
Чтение художественной литературы: С. Михалков «Три поросенка», С. Кузьмин «Строим дом», Я. Пишумов «Про то, как строят метро».
Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Кем я буду». Предложить родителям совершить с детьми экскурсию на стройку.
Апрель «Компас»
«Темный космос» Показать, что у магнита есть полюса – северный и южный, рассказать об использовании магнита в компасе, о необходимости компаса людям.
Дать детям возможность узнать, почему в космосе темно. Просмотр презентации «Космос».
Чтение художественной литературы: К. Курбатов «Я хочу в космос», Э. Прати «Звезды и планеты», Н. Харрис «Земля и космос». Предложить родителям совершить с детьми экскурсию в планетарий.
Май «Почему комар пищит, а шмель жужжит?» Помочь детям выявить причины происхождения низких и высоких звуков. Просмотр презентации «Микрокосмос».
Наблюдение в природе.
Дидактические игры «Кто как двигается», «Кто где спрятался». Совместные прогулки в парк и наблюдение за насекомыми.
Собираем коллекцию.