Елена Башкатова
Перспективное планирование в старшей группе Образовательная область «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
1 Рассказывание из личного опыта «Мой любимец»
Развивать устную речь; расширить познавательные интересы детей, помочь каждому ребенку раскрыться, привить любовь и ответственное отношение к «братьям нашим меньшим».
2 Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня»
Учить детей уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; учить выражать положительные эмоции при прочтении стихотворения Я. Акима «Моя родня»
3 Мой город – моя малая родина.
Публикация «Перспективное планирование в старшей группе Образовательная область „Речевое развитие“» размещена в разделах
Раскрыть историческое понятие «город»; познакомить с разными городами, определить их отличительные черты: продолжать знакомить с родным городом, обобщая и расширяя знания о памятных местах города; воспитывать любовь к родному городу: развивать речь, обучая составлению рассказов: познакомить с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине, родной земле.
4 Рассказывание из опыта на тему «Наши игрушки: легковая и грузовая машины»
Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия; составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках; упражняться в употреблении предлогов, их согласовании с именем существительным; развивать память, слуховое внимание.
Октябрь
1 Рассказ по картине И. Левитана «Золотая осень»
Учить различать характерные признаки осени; развивать устную речь; воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи.
2 Рассказывание на тему «Что нам осень принесла?»
Продолжать расширять знания об овощах, учить различать их по цвету, форме; подвести к пониманию обобщающего слова «овощи», использовать это слово в речи.
3 Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка»
Познакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого; обогащать словарный запас детей; выражать свои эмоции при прочтении произведения.
4 Чтение отрывка произведения К. Паустовского «Кот – ворюга».
Развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащегося; воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным, умение сопереживать, образное восприятие и представление; продолжить формирование кратко пересказывать текст по опорным картинкам и словам.
5 Рассказывание на тему «Осенний лес».
Развивать устную речь; обогащать словарный запас.
Ноябрь
1 Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза»
Познакомить детей со стихотворением С. Есенина «Береза»; активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения, раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову.
2 Рассказывание из личного опыта «Как мы побывали на почте».
Расширить знания по теме «Профессии»; рассказать о профессии – почтальон; закреплять умения рассуждать и давать адекватные объяснения на поставленные вопросы.
3 Составление рассказа из опыта по сюжетной картинке «Семья»
Расширить знания по теме «Семья»; закрепить понятия о родственных отношениях в семье; помочь ребенку осознать себя, свою причастность к близким, родным людям; воспитывать уважение к старшим.
4 Пересказ рассказа В. Чаплиной «Белка»
Развивать устную речь; закреплять умения рассуждать и давать адекватные объяснения на поставленные вопросы; связанно и последовательно пересказывать текст.
Декабрь
1 Заочная экскурсия «Приметы зимы»
Отметить характерные признаки зимы в природе; учить видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описанную поэтами в стихах.
2 Культура речи: звук (Р) в словах.
Ввести в речь поставленный звук (р); расширять и обогащать словарный запас.
3 Чтение рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа»
Учить анализировать характер и поступки героев; развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
4 Новый год у ворот.
Формировать понятие о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси, истории их возникновения; формировать умения ориентироваться в круглогодичном народном и православном календарях; соотносить традиции и обычая проведения праздника в старину и в наши дни; расширять представления детей о культуре своего народа.
Январь
1 Составление рассказа из опыта «Игры зимой».
Развивать устную речь; закреплять умения рассуждать и давать адекватные объяснения на поставленные вопросы.
2 Русская народная сказка «Лиса и заяц»
Познакомить с русскими народными сказками о животных; ввести термин «анималистические» сказки; развивать мышление, умение объяснять смысл пословиц; расширять словарный запас.
3 Чтение сказки Н. Телешова «Крупеничка».
Развивать устную речь; закреплять умения рассуждать и давать адекватные объяснения на поставленные вопросы.
4 Составление рассказа на тему «Что я умею делать».
Развивать устную речь; обогащать словарный запас.
Февраль
1 Рассказывание ненецкой сказки «Кукушка».
Формировать у учащихся нравственный понятия, побуждать к размышлению об общности стремлений и чаяний всех народов; закрепить представление учащихся о сказке как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки;
2 Чтение произведения И. Лешкевича «Светофор».
Познакомить с содержанием стихотворения И. Лешкевича «Светофор»; повторить правила дорожного движения.
3 Составление рассказа на тему «Защитники Отечества».
Учить самостоятельно составлять рассказ на заданную тему; учить поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
4 Составление рассказа-описания «Лиса».
Развивать устную речь; обогащать словарь; учить пересказывать сказку; воспитывать интерес к чтению.
Март
1
Стихотворение о маме.
Повторить стихотворения о маме; учить выражать свои положительные эмоции при прочтении стихотворений.
2 Составление рассказа на тему «Комнатные растения»
Уточнить и систематизировать знания о комнатных растениях; учить более полно описывать комнатные растения; закрепить знания по уходу и посадке растений; воспитывать бережное отношение и желание выращивать растения.
3 Рассказывание по картинке «Лошадь с жеребенком»
Учить различать взрослых животных и их детенышей; способствовать воспитанию звуковой выразительной речи: произнесение звукоподражаний громко – тихо, тоненьким голосом и т. п. ; закрепить знания о домашних животных; использовать художественную литературу для ознакомления с названиями детенышей животных и запоминания слов «щенок», «котенок», «жеребенок», «теленок»; воспитывать гуманное отношение к животным.
4 Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья»
Заучить небольшое стихотворение.
Апрель
1 Составление рассказа на тему «Как птицы весну встречают».
Закрепить представления детей о признаках весны в неживой природе; показать связь весенних изменений в неживой и живой природе; обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц; развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе.
2 Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри».
Формировать о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих богатырях – защитниках земли Русской; оживить представления о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке, Микуле Селяниновиче; вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
3 Рассказывание русской народной сказки «Царевна – лягушка»
Закреплять умение умело поддерживать беседу, высказывая свою точку зрения.
4 Составление рассказа по набору игрушек военной тематики.
Развивать устную речь; закреплять умение умело поддерживать беседу, высказывая свою точку зрения.
Май
1 Чтение отрывков из произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков»
Развивать умение выполнять пересказ содержания отрывка художественного текста; формировать нравственные убеждения.
2 Беседа на тему «Вежливые обращения».
Развивать устную речь; обогащать словарный запас; продолжать нравственное воспитание.
3 Пересказ украинской народной сказки «Колосок».
Развивать речь и обогащать словарный запас детей; осуществлять нравственно-эстетическое воспитание, на примере поступков героев прослушанного произведения.
4 Рассматривание и описание картины И. Шишкина «Рожь».
Обогащать и активизировать словарь; обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе.
Используемая литература:
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, старшая группа.