Лучший педагог года

Перспективный план дидактических игр и упражнений для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста

Елизарова Наталья Викторовна
Перспективный план дидактических игр и упражнений для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста

Перспективный план дидактических игр и упражнений для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.

(на основе ПРИМЕРНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)

Сентябрь

1. Дидактическая игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»

Публикация «Перспективный план дидактических игр и упражнений для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: создание условий для запоминания имен детей в группе, в том числе, произнесенных по-разному (Саша – Сашенька – Сашуля, активизация словаря.

2. Дидактическая игра «К нам пришел мишка»

Цель: создание условий для практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада, активизация словаря – группа, участок, куст, дерево, песочница, коробка; упражнение в умении различать основные цвета.

Дидактический материал : большой медведь, флажки основных цветов (по количеству детей).

Октябрь

1. Дидактическая игра «Что катится, что не катится»

Цель: отражение в речи (шарик, кубик, катится, не катится); произведение действий с предметами: обведение формы предмета, катание, перемещение; дифференциация предметов по форме и цвету.

Дидактический материал : грузовая машина, две коробки, кубики и шарики одинаковой величины (должны помещаться в руку ребенка) и цвета (по количеству детей и для воспитателя).

2. Дидактическое упражнение «Вверх-вниз»

Цель: упражнение в умении детей осуществлять действия с предметами и называть их, различать по цветам; понимание значения слов вверх-вниз, отражение в речи (вверх, наверху, вниз, внизу).

Дидактический материал : кубики, кукла.

3. Дидактическая игра «Поручения»

Цель: поощрение попыток детей самостоятельно осуществлять действия с предметами, называть их (большой, маленький, качаться, звенеть, танцевать, угостить, помощь в понимании речи воспитателя.

Дидактический материал : мишка, красная чашка, синяя чашка, неваляшка, стульчик, матрешка, кубик.

Ноябрь

1. Дидактическая игра «Что в мешочке»

Цель: создание условий для предметных действий, различения предметов по форме и цвету, отражение в речи (кубик, шарик, кирпичик, большой, маленький красный, синий, желтый).

Дидактический материал : чудесный мешочек, кубики, шарики, кирпичики одинакового цвета и величины (по количеству детей и для воспитателя, три коробки.

2. Дидактическая игра «Кто пришел? Кто ушел?».

Цель: упражнение детей в понимании вопроса воспитателя, умении вести простейший диалог, активизация словаря (пришел (ла,ли, ушел (ла,ли, вернулись, прилетели, убежала, уточка, индюк, гусь, курочка, петушок).

Дидактический материал : иллюстрации к потешке «Наши уточки с утра…».

3. Дидактическая игра «Это я придумал»

Цель: создание условий для выполнения нескольких действий с 2-3 предметами, озвучивая результат при помощи фразовой речи.

Дидактический материал : игрушечные чашки и блюдца основных цветов, игрушки: мишка, кукла, зайчик, тарелка, расческа, погремушка.

Декабрь

1. Дидактическая игра «В гости бабушка пришла»

Цель: сравнение знакомых предметов выделяя их цвет, создание условий для реализации потребности детей в действиях с предметами, отражении в речи.

Дидактический материал : сундучок, большая красная шапка, большой синий шарф, маленькая синяя шапка, маленький красный шарф, большая и маленькая куклы.

2. Дидактическая игра «Подбери перышко»

Цель: различение и отражение в речи цвета (красный, желтый, зеленый, повторяя фразы за воспитателем.

Дидактический материал : картинка с изображением петуха с пышным хвостом (в хвосте сделаны прорези, (хвост не раскрашен, перья разных цветов (красный, желтый, зеленый) вырезанные из бумаги.

3. Дидактическая игра «Игра с матрешками»

Цель: создание условий для формирования групп однородных предметов, различая количество предметов, активизация словаря (один, много).

Дидактический материал : коробка, салфетка, одинаковые матрешки (для каждого ребенка и воспитателя).

Январь

1. Дидактическая игра «Кто позвал?»

Цель: умение различать на слух звукоподражательные слова, отражать в речи (Ку-ка-ре-ку! Ко-ко-ко. Ква-ква. Ку-ку, активизация словаря (тишина, запел, послышалось, раздалось)

2. Дидактическая игра «Устроим кукле комнату»

Цель: упражнение детей в правильном назывании предметов по цветам и названию, активизация словаря (комната, жить, нравится, не нравится, кровать, ложиться, петь, мебель, стол, стул, шкаф, посуда, платье, разбудить, колокольчик)

Дидактический материал : кукла, столик и стульчики для кукол, шкаф, кровать, посуда для кукол 4 основных цветов, платье для куклы, колокольчики большой и маленький.

3. Дидактическая игра «Это зима?»

Цель: отражение в речи детей слов : весело, зима, кататься, санки, лепить, бегать.

Дидактический материал : картина с зимним пейзажем, сюжетные картинки с зимними развлечениями.

Февраль

1. Дидактическое упражнение «Чья мама? Чей малыш?»

Цель: упражнение детей в умении различать и правильно называть домашних животных и их детенышей (лошадь, жеребенок, овца, ягненок, собака, щенок, кошка, котенок, отражать в речи, активизация словаря (рога, грива, хвостик с кисточкой на конце, пушистый хвостик, длинный хвост) угадывать по описанию.

Дидактический материал : картинки с изображением домашних животных.

2. Дидактическое упражнение «Что я сделала?»

Цель: создание условий для самостоятельного называния действия, противоположного по значению, активизация словаря (открыла-закрыла, сжала-разжала, села-встала, надела-сняла, подняла-опустила).

Дидактический материал : книга, баночка с крышкой, стул, платок, шапка, варежка, флажок.

3. Дидактическое упражнение «Принеси флажок»

Цель: создание условий для дифференциации предметов по цвету, действуя по зрительному и слуховому сигналу, активизация словаря.

Дидактический материал : флажки разного цвета по количеству играющих.

Март

1. Дидактическая игра «Чья картинка»

Цель: согласование слов в предложении, активизация словаря (мое красное ведерко, мои синие цветы, моя желтая тарелка).

Дидактический материал : предметные картинки по количеству играющих.

2. Дидактическое упражнение «Что я делаю?»

Цель: создание условий для активизации в речи глаголов, противоположных по значению (открыла-закрыла, смяла-расправила, завязала-развязала, расстегнула-застегнула, насыпала-высыпала, налила-вылила, сняла-надела).

Дидактический материал : коробочка с крышкой, лист бумаги, лента, одежда с пуговицей, крупа, тарелка, вода, стакан, пирамидка.

3. Дидактическое упражнение «Как можно медвежонка порадовать?»

Цель: умение играть с игрушкой, разговаривать, употребляя разные по форме и содержанию обращения (я хочу тебя угостить, я сварила тебе, Мишенька, попробуй); активизация словаря (мед, компот, варенье, фрукты, прятки).

Дидактический материал : игрушка медведя.

Апрель

1. Дидактическое упражнение «Я ищу детей, которые полюбили бы меня…»

Цель: привлечение внимания детей к новой игрушке, умение рассказывать о том, как будут играть с ней, отражение в речи слов : кормить, укладывать спать, петь, водить, рассказывать, придумывать, ремонтировать.

Дидактический материал : игрушки: новая кукла, новая машина.

2. Дидактическая игра «Порадуем зайчонка»

Цель: создание условий для игры и разговора детей с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения (я хочу тебя угостить, я сварила тебе, Зайка, попробуй, отражая в речи названия предметов с указанием цвета.

Дидактический материал : игрушка медвежонок, посудка 4 основных цветов.

3. Дидактическое упражнение «Купание куклы Кати»

Цель: упражнение в различении предметов, действий, качеств, отражение в речи: ванночка, мыло, мыльница, намыливать, смывать, полотенце, вытирать, теплая, холодная, горячая вода.

Дидактический материал : кукла, ванночка, мыло, мыльница, полотенце, вода, губка, два ведерка, кружка, рубашка.

Май

1. Дидактическое упражнение «Так или не так?»

Цель: осмысление проблемной ситуации, поощрение попыток выразить свое впечатление в речи, активизация словаря (больно, нравится, тянуть, напоить, пускать кораблик, заботиться, вытирать нос).

Дидактический материал : иллюстрации с изображением проблемных ситуаций.

2. Дидактическое упражнение «Выкладываем, перекладываем, собираем»

Цель: игровые действия с однородными предметами, дифференциация по количеству и цвету.

Дидактический материал : зайчик, коробочки (по три штуки для каждого ребенка и воспитателя, четыре матрешки, четыре кубика, четыре колечка.

2. Подвижная игра с дидактической направленностью «Прокати в воротца»

Цель: отражение в речи сенсорных признаков (цвет, форма, величина,прокатывание мяча в заданном направлении.

Дидактический материал : мячи (разноцветные шары); воротца, устроенные из крупного строительного материала (детский стульчик-его ножки будут служить воротцами).

Публикации по теме:

Альбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаАльбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Современные производители игрушек разрабатывают очень интересный и красочный материал для дидактических игр. Дидактические игры, также как.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Перспективный план мероприятий по формировании ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 МАРТ Беседа «Чистота-залог здоровья» Цель: формировать осознанное отношение к выполнению гигиенических процедур как важной составляющей.

Перспективный план мероприятий по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 НОЯБРЬ «Мои защитники: кожа, ногти, волосы» Цель. Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на апрель для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2020 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на февраль для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2020 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на январь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2020 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на май для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2020 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на ноябрь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2019 г. Перспективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план дидактических игр и упражнений для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 ноября 2022 в 21:18
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД