Светлана Рижко
«Первые шаги в математику». Перспективный план занятий по образовательной области «Познание»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план
занятий по образовательной области «Познание» в разделе «Первые шаги в математику» по примерной программе «Детство» под редакцией В. И. Логиновой рассчитан на 36 занятий в год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная область «Познание»
Публикация «„Первые шаги в математику“, Перспективный план занятий по образовательной области „Познание“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
Образовательная область
Цель
Задачи
«Познание»
Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Вид занятий «Первые шаги в математику» имеет познавательную направленность развития и умственного воспитания ребенка дошкольного возраста.
Перспективные планы составлен на основе задач примерной программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, СПб: «Детство-Пресс» 2001-2010г.
Основные задачи Задачи воспитания и развития детей
1. Привлекать внимание детей к освоению свойств предметов (формы, размера, отношений идентичности (такой же, как, порядка, равенства и неравенства, простых зависимостей между предметами в повседневных видах детской деятельности и к использованию освоенных умений с целью совершенствования игр, разнообразных практических действий.
2. Развивать активность и самостоятельность познания, поощрять проявление элементов творческой инициативы.
3. Осваивать и применять познавательные и речевые умения по выявлению свойств и отношений, речевых высказываний в жизненных ситуациях, рисовании и лепке, природоведческих играх, конструировании.
Освоение задач математического развития детей осуществляется в повседневных видах деятельности: в бытовых процессах (одевании на прогулку, умывании, питании, в играх с различными материалами, игровых, развивающих ситуациях, развлечениях. С этой целью педагог помещает в игротеку игры на сопоставление и противопоставление, выбор по свойствам и отношениям (форме, размеру, расположению в пространстве, окраске, направленные на развитие познавательных способностей.
Это игры.
на освоение умений соотносить предмет с изображением, контуром или силуэтом («Найди такой же», «Рамки-вкладыши»);
выбор таких же элементов при составлении целого из частей («Сложи квадрат», «Составь картинку», игры с пазлами);
на объемное моделирование — сооружение простых построек из элементов (серии игр «Кубики для всех», конструкторы);
на воссоздание узоров, изображений по образцам или по замыслу («Уникуб», «Сложи узор»);
на освоение умений группировать по форме («такие же», «столько же», «все квадратные», по форме и размеру (круглые большие, пользуясь логическими блоками Дьенеша, другими материалами.
Интеграция в группе детей 3—4 лет состоит в использовании обследования, группировки, действий по увеличению и уменьшению по количеству, отображению как в овладении математическими умениями, так и речевыми (называние свойств, отношений, простых зависимостей); умениями конструирования, изображения форм, величин (в рисовании, лепке, аппликации).
Интеграция осуществляется прежде всего в играх (особенно в играх с водой и песком, практической деятельности, в ситуациях, развлечениях. Педагог организует интеграционные упражнения, ситуации («Накормим кошку Мурку», «Круг, квадрат, снова круг, квадрат, а потом.»).
Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети
Ребенок 3—4 лет осваивает умения пользоваться предэталонами («как кирпичик», эталонами форм — шар, куб, круг, квадрат, треугольник. Это расширяет возможности познания им окружающего мира.
Дети проявляют интерес к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-либо «образа», изменять полученное.
Дети осваивают простые связи и отношения: что больше (меньше) по размеру, количеству, одинаковые и разные по цвету и размеру, уравнивают группы предметов (столько же, увеличивают и уменьшают, проявляют интерес к сосчитыванию небольших групп предметов.
Ребенок четвертого года жизни овладевает умением воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все большие; все квадратные и большие, что создает предпосылки для освоения равенства и неравенства двух количественных групп. Освоение приемов наложения и приложения способствует осмыслению сущности взаимнооднозначного соответствия двух множеств
Организация опыта освоения образовательной области
Что осваивают дети Тема «Свойства и отношения»
В совместной с педагогом деятельности дети овладевают умением называть геометрические тела (шар, куб, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, размеры предметов (длинный/короткий, высокий/низкий, широкий/узкий, толстый/тонкий, большой/маленький).
Воспитатель предлагает детям проследить взглядом поверхность и контур предметов, геометрических фигур; длину, высоту предмета и т. д. Обследовать предмет рукой (осязательно-двигательное обследование) и назвать форму предметов («платок квадратный», размеры («короткая веревка», «высокая трава», два свойства одновременно («большой красный мяч»).
Совместно со взрослыми дети выделяют два-три свойства, присущие предмету одновременно («большой круглый мяч», «красный маленький квадрат»). Группируют (выбирают) предметы по совместимым свойствам (двум свойствам, одновременно присущим предмету).
Воспитатель конструирует ситуации, в которых дети устанавливают связи между предметами по цвету, размеру, форме (определяют, можно ли погрузить кубы в эту машину, прокатить мяч в высокие, но узкие ворота).
Педагог задает детям вопросы, в ответе на которые дети употребляют выражения «такой же», «не такой, как этот». Выделяют из трех-четырех предметов идентичный образцу («найди такой же») по одному-двум признакам и отличающийся от образца одним- двумя признаками. На основе сравнения определяют, что разное и одинаковое в предметах и геометрических фигурах. Устанавливают отношения предметов по размеру: длиннее/короче, шире/уже, выше/ниже, толще/тоньше, больше/меньше; по количеству: столько же, поровну, один, мало, много, больше, меньше; пространственные отношения: выше/ниже (по месту расположения предмета); вверху/внизу, впереди/сзади, справа/слева, рядом, в ряд, друг за другом. Временные отношения: сначала/потом, раньше/позже, утро/вечер, день/ночь.
Воспитатель помогает ребенку соотнести пространственное расположение частей собственного тела с расположением предметов (впереди, где лицо, определить на этой основе направления (вперед, назад, справа, слева); соотнести части суток с характерной детской деятельностью («Утром иду в детский сад»).
Педагог поощряет стремление ребенка самостоятельно использовать в речи слова, характеризующие количественные, пространственные, временные отношения: «по одному», «лишний», «не хватает» и другие; отвечать на вопросы, объясняя ход практического действия сравнения (например, «Каждого мишку угостил пряником», «Эту красную полоску положил рядом с синей короткой»).
Воспитатель поддерживает интерес детей к сосчитыванию небольших количеств, восприятию множеств с определением общего количества без пересчета (один, еще один — два); отбору предметов по названному числу (1, 2, 3). Тема «Последовательность действий»
Воспитатель предлагает детям следить за развитием игрового действия в условиях линейного расположения предметов по условному знаку — стрелке, показывающей направления движения в пространстве, порядок расположения предметов, геометрических фигур.
С помощью взрослого ребенок называет игровые действия, направления движения, пользуясь словами «сначала», «потом», «вперед», «под», «за», «назад», «слева направо» (например, в ситуациях «Девочка катает куклу», «Шофер развозит игрушки»).
Итоги освоения содержания образовательной области
Достижения ребенка (Что нас радует)
Ребенок выделяет и называет форму, размер предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает 3— 4 предмета.
Самостоятельно выявляет отношения равенства и неравенства по размеру и количеству путем практического сравнения, зрительного восприятия, пользуется словосочетаниями «больше, чем»; «короче, чем».
Активно пользуется числами (1,2, 3, словами «сначала — потом», «утром — вечером»; поясняет последовательность действий.
Инициативен, проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
Ребенок только в совместной с педагогом деятельности называет форму предметов, фигур, размеры (длиннее, выше).
В самостоятельной игровой деятельности не использует слов-названий признаков предметов (форма, размер).
В использовании игровых материалов, игр малоинициативен.
Пользуется в основном словами «такой же», «столько»; результаты сравнения и отношения больше/меньше, выше/ниже не употребляет, заменяет их словами «эту», «сюда», «вот так».
Рассчитан на 36 занятий в год.