Папки-передвижки

«Первые шаги в математику». Перспективный план занятий по образовательной области «Познание»

Светлана Рижко
«Первые шаги в математику». Перспективный план занятий по образовательной области «Познание»
▼ Скачать + Заказать документы

Перспективный план

занятий по образовательной области «Познание» в разделе «Первые шаги в математику» по примерной программе «Детство» под редакцией В. И. Логиновой рассчитан на 36 занятий в год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная область «Познание»

Публикация «„Первые шаги в математику“, Перспективный план занятий по образовательной области „Познание“» размещена в разделах

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Образовательная область

Цель

Задачи

«Познание»

Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей

- сенсорное развитие;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Вид занятий «Первые шаги в математику» имеет познавательную направленность развития и умственного воспитания ребенка дошкольного возраста.

Перспективные планы составлен на основе задач примерной программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, СПб: «Детство-Пресс» 2001-2010г.

Основные задачи Задачи воспитания и развития детей

1. Привлекать внимание детей к освоению свойств предметов (формы, размера, отношений идентичности (такой же, как, порядка, равенства и неравенства, простых зависимостей между предметами в повседневных видах детской деятельности и к использованию освоенных умений с целью совершенствования игр, разнообразных практических действий.

2. Развивать активность и самостоятельность познания, поощрять проявление элементов творческой инициативы.

3. Осваивать и применять познавательные и речевые умения по выявлению свойств и отношений, речевых высказываний в жизненных ситуациях, рисовании и лепке, природоведческих играх, конструировании.

Освоение задач математического развития детей осуществляется в повседневных видах деятельности: в бытовых процессах (одевании на прогулку, умывании, питании, в играх с различными материалами, игровых, развивающих ситуациях, развлечениях. С этой целью педагог помещает в игротеку игры на сопоставление и противопоставление, выбор по свойствам и отношениям (форме, размеру, расположению в пространстве, окраске, направленные на развитие познавательных способностей.

Это игры.

на освоение умений соотносить предмет с изображением, контуром или силуэтом («Найди такой же», «Рамки-вкладыши»);

выбор таких же элементов при составлении целого из частей («Сложи квадрат», «Составь картинку», игры с пазлами);

на объемное моделирование — сооружение простых построек из элементов (серии игр «Кубики для всех», конструкторы);

на воссоздание узоров, изображений по образцам или по замыслу («Уникуб», «Сложи узор»);

на освоение умений группировать по форме («такие же», «столько же», «все квадратные», по форме и размеру (круглые большие, пользуясь логическими блоками Дьенеша, другими материалами.

Интеграция в группе детей 3—4 лет состоит в использовании обследования, группировки, действий по увеличению и уменьшению по количеству, отображению как в овладении математическими умениями, так и речевыми (называние свойств, отношений, простых зависимостей); умениями конструирования, изображения форм, величин (в рисовании, лепке, аппликации).

Интеграция осуществляется прежде всего в играх (особенно в играх с водой и песком, практической деятельности, в ситуациях, развлечениях. Педагог организует интеграционные упражнения, ситуации («Накормим кошку Мурку», «Круг, квадрат, снова круг, квадрат, а потом.»).

Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети

Ребенок 3—4 лет осваивает умения пользоваться предэталонами («как кирпичик», эталонами форм — шар, куб, круг, квадрат, треугольник. Это расширяет возможности познания им окружающего мира.

Дети проявляют интерес к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-либо «образа», изменять полученное.

Дети осваивают простые связи и отношения: что больше (меньше) по размеру, количеству, одинаковые и разные по цвету и размеру, уравнивают группы предметов (столько же, увеличивают и уменьшают, проявляют интерес к сосчитыванию небольших групп предметов.

Ребенок четвертого года жизни овладевает умением воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все большие; все квадратные и большие, что создает предпосылки для освоения равенства и неравенства двух количественных групп. Освоение приемов наложения и приложения способствует осмыслению сущности взаимнооднозначного соответствия двух множеств

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети Тема «Свойства и отношения»

В совместной с педагогом деятельности дети овладевают умением называть геометрические тела (шар, куб, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, размеры предметов (длинный/короткий, высокий/низкий, широкий/узкий, толстый/тонкий, большой/маленький).

Воспитатель предлагает детям проследить взглядом поверхность и контур предметов, геометрических фигур; длину, высоту предмета и т. д. Обследовать предмет рукой (осязательно-двигательное обследование) и назвать форму предметов («платок квадратный», размеры («короткая веревка», «высокая трава», два свойства одновременно («большой красный мяч»).

Совместно со взрослыми дети выделяют два-три свойства, присущие предмету одновременно («большой круглый мяч», «красный маленький квадрат»). Группируют (выбирают) предметы по совместимым свойствам (двум свойствам, одновременно присущим предмету).

Воспитатель конструирует ситуации, в которых дети устанавливают связи между предметами по цвету, размеру, форме (определяют, можно ли погрузить кубы в эту машину, прокатить мяч в высокие, но узкие ворота).

Педагог задает детям вопросы, в ответе на которые дети употребляют выражения «такой же», «не такой, как этот». Выделяют из трех-четырех предметов идентичный образцу («найди такой же») по одному-двум признакам и отличающийся от образца одним- двумя признаками. На основе сравнения определяют, что разное и одинаковое в предметах и геометрических фигурах. Устанавливают отношения предметов по размеру: длиннее/короче, шире/уже, выше/ниже, толще/тоньше, больше/меньше; по количеству: столько же, поровну, один, мало, много, больше, меньше; пространственные отношения: выше/ниже (по месту расположения предмета); вверху/внизу, впереди/сзади, справа/слева, рядом, в ряд, друг за другом. Временные отношения: сначала/потом, раньше/позже, утро/вечер, день/ночь.

Воспитатель помогает ребенку соотнести пространственное расположение частей собственного тела с расположением предметов (впереди, где лицо, определить на этой основе направления (вперед, назад, справа, слева); соотнести части суток с характерной детской деятельностью («Утром иду в детский сад»).

Педагог поощряет стремление ребенка самостоятельно использовать в речи слова, характеризующие количественные, пространственные, временные отношения: «по одному», «лишний», «не хватает» и другие; отвечать на вопросы, объясняя ход практического действия сравнения (например, «Каждого мишку угостил пряником», «Эту красную полоску положил рядом с синей короткой»).

Воспитатель поддерживает интерес детей к сосчитыванию небольших количеств, восприятию множеств с определением общего количества без пересчета (один, еще один — два); отбору предметов по названному числу (1, 2, 3). Тема «Последовательность действий»

Воспитатель предлагает детям следить за развитием игрового действия в условиях линейного расположения предметов по условному знаку — стрелке, показывающей направления движения в пространстве, порядок расположения предметов, геометрических фигур.

С помощью взрослого ребенок называет игровые действия, направления движения, пользуясь словами «сначала», «потом», «вперед», «под», «за», «назад», «слева направо» (например, в ситуациях «Девочка катает куклу», «Шофер развозит игрушки»).

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

Ребенок выделяет и называет форму, размер предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает 3— 4 предмета.

Самостоятельно выявляет отношения равенства и неравенства по размеру и количеству путем практического сравнения, зрительного восприятия, пользуется словосочетаниями «больше, чем»; «короче, чем».

Активно пользуется числами (1,2, 3, словами «сначала — потом», «утром — вечером»; поясняет последовательность действий.

Инициативен, проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

Ребенок только в совместной с педагогом деятельности называет форму предметов, фигур, размеры (длиннее, выше).

В самостоятельной игровой деятельности не использует слов-названий признаков предметов (форма, размер).

В использовании игровых материалов, игр малоинициативен.

Пользуется в основном словами «такой же», «столько»; результаты сравнения и отношения больше/меньше, выше/ниже не употребляет, заменяет их словами «эту», «сюда», «вот так».

Рассчитан на 36 занятий в год.

Публикации по теме:

Мониторинг достижения детьми 3–4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой.

Первое родительское собрание в старшей группе Уважаемые коллеги! В начале года мы все проводим родительские собрания, на которых знакомим родителей наших воспитанников с задачами воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Первые шаги в математику». Перспективный план занятий по образовательной области «Познание»
Опубликовано: 13 сентября 2014 в 11:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Первые шаги в математику». Перспективный план занятий по образовательной области «Познание»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Рижко (УИ 222731) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД