Марина Мешалкина
Перспективный план по развитию речи в старшей группе за 1 полугодие
▼ Скачать + Заказать документы
СЕНТЯБРЬ
Занятие №1
ТЕМА: «Составление рассказа по иллюстрации «Дети идут в детский сад»
ЦЕЛЬ: учить составлять рассказ с опорой на иллюстрацию, дополняя её своими предположениями, догадками. Развивать связную речь.
Занятие №2
ТЕМА: «Мы воспитанники старшей группы»
Публикация «Перспективный план по развитию речи в старшей группе за 1 полугодие» размещена в разделах
ЦЕЛЬ: : дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Совершенствовать диалогическую форму речи. Учить правилам поведения и формировать словесную вежливость.
Занятие №3
ТЕМА: «Загадки на грядке»
ЦЕЛЬ: продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строить предложения из 4-6 слов. Развивать навыки составления рассказа на основе личного опыта. Закреплять обобщающие понятия (овощи, урожай, упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных.
Занятие №4
ТЕМА: «Кто выращивает для нас овощи» (составление описательного рассказа по иллюстрациям)
ЦЕЛЬ: закреплять знания об овощах, об особенностях их роста и пользе. Учить составлять небольшие описательные рассказы по иллюстрациям при помощи схемы, развивать связную речь.
Занятие №5
ТЕМА: Составление описательных рассказов о фруктах
ЦЕЛЬ: Учить составлять рассказы о фруктах, формировать умение подбирать прилагательные к именам существительным. Расширять знания детей о фруктах.
Занятие №6
ТЕМА: «Фруктовые загадки»
ЦЕЛЬ: : продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строить предложения из 4-6 слов. Развивать навыки составления рассказа на основе личного опыта. Закреплять обобщающие понятия (фрукты, упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных
Занятие №7
ТЕМА: Беседа на тему «Мой родной город». Чтение стихотворения «Родина» (В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада стр. 108)
ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города, воспитывать любовь к нему
Расширять словарь детей.
Учить составлять предложения, используя прилагательные.
Занятие №8
ТЕМА: Предметы быта из прошлого нашего города.
ЦЕЛЬ: Упражнение в составлении описательных рассказов по теме «Предметы из прошлого». Закреплять знания о назначении предметов старины, обогащать словарь, знакомить с загадками о предметах быта из прошлого.
ОКТЯБРЬ
Занятие №1
ТЕМА: Пересказ В. Чаплина «Лес осенью»
ЦЕЛЬ: развивать умение составлять рассказ, упражнять в подборе синонимов и антонимов, обогащать речь существительными обозначающими растения
Занятие №2
ТЕМА: Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» (составление описательного рассказа по ней)
ЦЕЛЬ: Учить составлять предложения с однородными членами, распространять предложения путем введения в них определений, дополнений, уточнять и закреплять правильное произношение звуков [ж] и [ш]
Занятие №3
ТЕМА: «Хлеб всему голова»
ЦЕЛЬ: Активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии», «Времена года». Развивать грамматический строй речи; продолжить развитие навыков чтения. Формировать умение работать в коллективе, воспитывать уважительное отношение к труду людей, к хлебу.
Занятие №4
ТЕМА: «Звуки вокруг нас»
ЦЕЛЬ: продолжать знакомить детей с гласными звуками, учить определять их место в слове, развивать фонематический слух.
Занятие №5
ТЕМА: Пересказ сказки «Гусь и журавль»
ЦЕЛЬ: Учить детей точно пересказывать текст образовывать уменьшительно-ласкательные слова, закреплять умение пересказывать по ролям.
Занятие №6
ТЕМА: Придумывание сказки «Как журавлики в теплые края летели»
ЦЕЛЬ: формировать умение придумывать сказку на предложенную тему. Упражнять в подборе синонимов, антонимов, словообразовании. (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей»)
Занятие №7
ТЕМА: Составление рассказа по картине Васнецова «Богатыри»
ЦЕЛЬ: учить составлять рассказ по картине опираясь на план, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей, их характеристики, побуждать придумывать разные развивающие эпизоды. Расширять словарь детей.
Занятие №8
ТЕМА: Составление рассказов на тему: «О Москве мы свой ведем рассказ.»
ЦЕЛЬ: Учить составлять интересные рассказы о достопримечательностях города, активизировать употребление в речи прилагательных, упражнять в подборе синонимов (Гербова стр 120)
НОЯБРЬ
Занятие №1
ТЕМА: Пересказ сказки «Лиса и козел». (Ушакова О. С., Струнина Е. М. стр 42)
ЦЕЛЬ: Закреплять представление детей о композиции сказки. Формировать умение и подбирать определение к именам существительным. Учить отчетливо и внятно произносить скороговорку.
Занятие №2
ТЕМА: «Веселые загадки о домашних животных»
ЦЕЛЬ: Дать представление о жанровых особенностях загадок. Учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Расширять словарь по теме «Домашнее животное».
Учить составлять загадки самостоятельно. (Волчкова В. Н. «Развитие речи» стр 84)
Занятие №3
ТЕМА: Пересказ рассказа Е. Пермякова «Мамина работа»
ЦЕЛЬ:Учить пересказывать от третьего лица, упражнять в согласовании существительных с прилагательными. Совершенствовать умение регулировать темп речи и силу голоса, знакомить с пословицами о уважении к родителям, дать представление о рассказе как о литературном жанре.
Занятие №4
ТЕМА: Звуковая культура речи. Звуки [з] и [ж]. Загадки.
ЦЕЛЬ: Учить различать на слух звуки [з] и [ж]. Подбирать слова с этими звуками, выделять их на слух из связной речи. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных. Учить отгадывать загадки со звуками [з] и [ж].
Занятие №5
ТЕМА: «Путешествие в лес или, как дикие животные к зиме готовятся»
ЦЕЛЬ: Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику. Расширение словаря по теме. Разучивание чистоговорок со звуком [с]
Занятие №6
ТЕМА: Придумывание сказки «Как ежик зайца выручал»
ЦЕЛЬ: Учить придумывать сказку на заданную тему. С использованием описания внешнего вида персонажей, их действий и переживаний.
Совершенствовать умение детей подбирать однородные слова.
Учить подбирать синонимы.
(Ушакова О. С., Струнина Е. М, сттр56)
Занятие №7
ТЕМА: Сочиняем стихи в подарок Маме.
ЦЕЛЬ: Развивать интерес к поэтическому жанру
Развивать слуховое внимание.
Обогащать словарный запас.
Упражнять в придумывании небольших стихов.
(Волчкова В. Н. «Развитие речи стр 69»)
Занятие №8
ТЕМА: Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить»
ЦЕЛЬ: Учить связному последовательному пересказу, правильно передавать идею и содержание, выразительно воспроизводить диалоги. (Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Развитие речи» стр 67)
ДЕКАБРЬ
Занятие №1
ТЕМА: Заучивание стихотворения Р. Фархади «У любого перекрестка нас встречает светофор». Составление детьми рассказов «Что я видел на улице по дороге в детский сад».
ЦЕЛЬ: Развивать память, развивать умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, учить самостоятельно составлять рассказ.
Занятие №2
ТЕМА: Творческое рассказывание «Почемучки»
ЦЕЛЬ: Учить составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами: «почему?», «отчего?», «когда?», «что?», «где?». Знакомить со способами словообразования. (Волчкова В. Н. «Развитие речи» стр 28)
Занятие №3
ТЕМА: Придумывание сказки на тему «Зимнее волшебство»
ЦЕЛЬ: Формировать умение придумывать сказку на предложенную тему
Упражнять в подборе синонимов, антонимов, определений. Сравнение имен прилагательных женского, мужского, среднего рода. Упражнять в словообразовании. (Ушакова О. С., Струнина Е. М. «Развитие речи детей 6-7 лет» стр 86)
Занятие №4
ТЕМА: Рассказывание по картинке «Зимние забавы»
ЦЕЛЬ: Учить придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картинке. Активизировать употребление в речи слов по теме зима. Учить различать на слух и дифференцировать в произношении звуки [д, д], [с, с’] (Ушакова О. С. стр 80)
Занятие №5
ТЕМА: Беседа «Новый год и Рождество»
ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с историей празднования Нового Года и Рождества. Расширять словарь по теме. Учить отвечать на вопрос полным предложением. Упражнять в образовании однокоренных слов. Активизировать употребление в речи синонимов и антонимов.
Занятие №6
ТЕМА: «Новогодние загадки и пословицы.»
ЦЕЛЬ: Продолжать формировать представление о жанровых особенностях загадок, пословиц, учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм. Учить осмысливать загадки и пословицы. Расширять словарь по теме Новый Год. Совершенствовать умение регулировать силу голоса и темп и речи.
Занятие №7
ТЕМА: Пересказ рассказа К. В. Лукашевича «Зима»
ЦЕЛЬ: Учить связному, последовательному пересказу, выразительно передавать содержание, воспроизводить диалоги. Упражнять в подборе антонимов, заучить чистоговорки со звуком [з,з’].
Занятие №8
ТЕМА: Творческое рассказывание «Сочиняем стихи о зиме»
ЦЕЛЬ: Развивать интерес к поэтическому жанру, развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упражнять в придумывании небольших стихов по теме зима. (Волчкова В. Н. «Развитие речи» стр 69)