Светлана Курочкина
Перспективный план работы по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе (часть I)
▼ Скачать + Заказать документы
Месяц Неделя Тема Цель Формы работы с детьми на занятиях и вне занятий
1-я неделя Занятие 1
Публикация «Перспективный план работы по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе (часть I)» размещена в разделах
«Чтение английской сказки «Три поросенка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, пословиц» Учить детей понимать эмоционально – образное содержание сказки, ее идею; развивать образность речи детей: умение подбирать определения, сравнения к заданному слову; подводить детей к пониманию значения фразеологизмов, пословиц.
1. Рассматривание иллюстраций к английской сказке «Три поросенка»
2. Чтение сказки воспитателем
3. Беседа по прочитанному произведению
4. Пение песенки поросят
5. Игра – инсценировка
6. Динамическая пауза
2-я неделя Занятие 2
«Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Учить детей понимать эмоционально – образное содержание произведения; познакомить с шуточной сказкой «У страха глаза велики»; уточнить представления детей о жанровых особенностях произведения; подводить детей к пониманию значения пословиц, их места и значения в речи; учить придумывать связное повествование по содержанию пословицы.
1. Чтение сказки
2. Беседа по прочитанному произведению
3. Чтение пословиц
4. Творческое связное повествование по содержанию пословицы.
5. Пальчиковые игры
3-я неделя Занятие 3
«Заучивание стихотворения С. Когана «Листки» Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение С. Когана, передавая интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор при описании осенних пейзажей.
1. Рассматривание осенних иллюстраций
2. Чтение стихотворения С. Когана «Листки»
3. Беседа по прочитанному произведению
4. Упражнение на произнесение фразы с разной интонацией
5. Чтение стихотворения детьми
6. Наблюдение на прогулке за осенними явлениями.
7. Чтение художественной литературы, стихов об осени.
8. Пальчиковые игры
4-я неделя Занятие 4
«Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, загадки; упражнять в подборе определений, сравнений к заданному слову.
1. Беседа о жанровых особенностях произведений
2. Чтение сказки «Лисичка – сестричка и серый волк»
3. Беседа по прочитанному произведению
4. Рассматривание иллюстраций к сказке, рассказывание эпизодов сказки по иллюстрациям
5. Загадывание загадок о животных
6. Игра «На что похоже»
7. ТеатрБи-ба-бо
Октябрь 1-я неделя Занятие 5
«Заучивание стихотворения И. Мазнина «Осень» Закрепить знания детей о признаках осени в процессе рассматривания иллюстраций, вызвать эмоциональный отклик на картины осенней природы, желание выразить свои впечатления в образном слове; учить выразительно читать стихотворение наизусть, передавая интонацией задумчивость, грусть.
1. Беседа о признаках осени с использованием иллюстраций
2. Чтение стихотворения И. Мазнина «Осень»
3. Беседа по прочитанному произведению
4. Рассказывание стихотворения детьми
5. Наблюдение на прогулке за осенними явлениями.
6. Чтение художественной литературы, стихов об осени.
2-я неделя Занятие 6
«Рассказывание русской народной сказки «Хвосты» Учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями; упражнять в подборе синонимов
1. Рассказывание детьми о своих любимых сказках
2. Чтение русской народной сказки «Хвосты»
3. Беседа по прочитанному произведению
4. Рассматривание иллюстраций к сказке
5. Д/и «Чей хвост?»
6. Динамическая пауза «Кто как передвигается»
3-я неделя Занятие 7
«Чтение чувашской сказки «Мышка Вострохвостик» Воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения, учить осмысливать идею; уточнить знания детей о жанровых особенностях сказки: учить осознавать и объяснять смысл пословиц; развивать умение подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные выражения; формировать навыки творческого рассказывания; ввести в словарь детей новые слова: ладья, березовая лычка.
1. Чтение пословицы «Плохи друзья, коли до черного дня», осознание и объяснение смысла пословицы
2. Чтение чувашской сказки «Мышка Вострохвостик
3. Беседа по прочитанному произведению
4. Творческое рассказывание (составление рассказов детьми)
5. Загадывание описательных загадок
6. Пальчиковая гимнастика
4-я неделя Занятие 8
«Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Повторение стихотворений об осени. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень»
Воспитывать эмоциональное восприятие произведений живописи, учить передавать свои впечатления; обогащать словарь детей определениями, активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов; учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией свои чувства и впечатления.
1. Беседа об осени: ранней, золотой, поздней с использованием иллюстраций
2. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень»
3. Беседа по прочитанному произведению
4. Рассказывание детьми стихотворения С. Когана «Листки»
5. Рассматривание репродукции картины В. Серова «Октябрь»
6. Слушание записи А. Вивальди «Времена года»
7. Чтение детьми наизусть стихотворения И. Мазнина «Осень»
Ноябрь 1-я неделя Занятие 9
«Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам» Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от произведений других малых фольклорных форм; учить осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие это значение.
1. Беседа о малых фольклорных формах - пословицах
2. Рассматривание иллюстраций
3. Д/и «Подбери пословицу к иллюстрации»
4. Составление небольших рассказов по пословицам.
5. Рисование рисунков к пословицам
6. Рассказ воспитателя
7. Загадывание загадок
2-я неделя Занятие 10
«Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
Учить детей понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров; учить детей придумывать продолжение и окончание рассказа.
1. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
2. Беседа по прочитанному произведению
3. Деление рассказа на части – начала, середина и конец. Придумывание названий к каждой части.
4. Рисование рисунков
5. Творческое задание: придумать окончание рассказа
3-я неделя Занятие 11
«Чтение норвежской народной сказки «Пирог»
Познакомить детей с норвежской сказкой; учить находить сходство и различие в сюжетах, идее, характерах героев сказок «Пирог» и «Колобок»; учить детей замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.
1. Рассказ воспитателя
2. Чтение норвежской народной сказки «Пирог»
3. Беседа по прочитанному произведению
4. Сравнение норвежской народной сказки «Пирог» с русской народной сказкой «Колобок»
5. Придумывание другого окончания к сказке «Пирог»
4-я неделя Занятие 12
«Чтение главы из книги А. Милна «Винни – Пух и все-все-все»
Подбирать и применять в самостоятельном высказывании образные выражения; подводить детей к пониманию переносного значения пословиц и поговорок; формировать навыки творческого рассказывания.
1. Пение песенки из произведения
2. «Чтение главы из книги А. Милна «Винни – Пух и все-все-все»
3. Беседа по прочитанному произведению
4. Чтение пословицы «Одинокое дерево ветер валит, а густому лесу и буран не страшен», осознание и объяснение смысла пословицы
5. Составление детьми рассказов по пословице
Декабрь 1-я неделя Занятие 13
«Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»
Учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения; ввести в речь детей фразеологизмы («душа в душу», «водой не разольешь»); учить придумывать другое, непохожее окончание сказки.
1. Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»
2. Беседа по прочитанному произведению
3. Придумывание веселого конца к сказке
4. Пальчиковая гимнастика
2-я неделя Занятие 14
«Литературная викторина» Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; соотносить переносное значение пословиц, образных выражений с соответствующей литературной или речевой ситуацией.
1. Беседа о жанрах произведений
2. Рассказывание стихотворений С. Когана «Монетки», И. Мазнина «Осень» детьми
3. Д/и «Узнай сказку по отрывку»
4. Д/и «Назови сказку по иллюстрации»
5. Д/и «Закончи пословицу»
6. Д/и «Постройся по порядку» (карточки с эпизодами сказки)
3-я неделя Занятие 15
«Чтение татарской народной сказки «Три дочери» и рассказа В. Осеевой «Три сына»
Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа; учить детей передавать свое отношение к персонажам.
1. Д/и «Ласковое словечко»
2. Знакомство с пословицами
3. Чтение сказки «Три дочери»
4. Беседа по прочитанному произведению
5. Чтение рассказа В. Осеевой «Три сына»
6. Беседа по прочитанному произведению
7. Сравнительный анализ сказки и рассказа
4-я неделя Занятие 16
«Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима»
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор; упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы.
1. Беседа о зиме, ее признаках
2. Чтение стихотворения И. Сурикова «Зима»
3. Беседа по прочитанному произведению
4. Рассматривание иллюстраций
5. Д/и «Подбери иллюстрацию к стихотворению
6. Наблюдение за изменениями в природе на прогулке
7. Экспериментальная деятельность