Приложение МААМ

Песочная терапия как форма здоровьесберегающих технологий в ДОУ для детей младшего дошкольного возраста

Марина Овчинникова
Песочная терапия как форма здоровьесберегающих технологий в ДОУ для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Песочная терапия как форма здоровьесберегающих технологий в ДОУ для детей младшего дошкольного возраста.

“Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости у детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. ”

Василий Александрович Сухомлинский.

Публикация «Песочная терапия как форма здоровьесберегающих технологий в ДОУ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Поэтому усилия работников ДОУ, сегодня, как никогда направлены на оздоровление ребёнка и культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

А что же такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Какова цель этих технологий?

Цель здоровьесберегающей технологии — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые компетенции (знания, умения и навыки) по здоровому образу жизни. Я хочу более подробно остановится на одном из видов здорорвьесберегающих технологий, как песочная терапия. Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии и сейчас очень актуальна в работе с детьми дошкольного возраста.

Песочная терапия — это по сути игра. Игра, которая помогает ребёнку научиться строить отношения со — сверстниками и с внешним миром, выражать свои чувства и эмоции. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям. Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Песок снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций. С помощью игр с песком у детей можно развивать и интеллектуальные способности, и тактильно-кинестетическую чувствительность, и мелкую моторику, и фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету. Что можно делать с песком?

Рисовать на песке палочкой, цветным песком на песке, на картоне, на столе с подсветкой;

Возводить на поверхности песка разного рода рельефы ;

Расставлять различные фигурки, здания, транспорт ;

Рассыпать цветные песчинки, камешки, бусинки в узорном порядке;

Добавлять цветной песок;

Оставлять следы от разных предметов ;

Разрушать и заново строить;

Пересыпать, поливать, дуть ;

Что необходимо для организации игр с песком:

Водонепроницаемый ящик.

Кенитический или кварцевый песок песок.

Коллекция миниатюрных фигурок.

Для детей раннего возраста в качестве песочной терапии можно использовать игры с кинетическим песком. Цель данных игр: установление психологического комфорта, положительных установок, снятие эмоционального напряжения, стабилизация эмоционального фона воспитанников.

Рекомендации по проведению занятий:

Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений;

К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон.

Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка;

Формы работы с детьми :

«Рассказывание сказок»

Сказки на песке - это инструмент развития в ребенке тонкого ощущения внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и напряжения, воспитания уверенности в будущем, в том, что в любом случае все будет хорошо.

Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: снижение психоэмоционального напряжения, развитие мелкой и общей моторики. Положи дружочек, ручки на песочек! Будем мы сейчас играть, наши ручки развивать! Ручкой правой хлоп, хлоп, хлоп! Ручкой левой хлоп, хлоп, хлоп! Отдыхаем, дети, стоп!Наши пальчики шагают, наши пальчики играют! (шагаем пальчиками по песку) Мы с песком играем, кулачки сжимаем! (дети сжимают кулачки вместе с песком, затем высыпают его в песочницу) Посмотрите он какой – он как будто бы живой! И зайчатам понятно – он такой приятный! А теперь мне ладошки покажите, а затем переверните, их сожмите в кулачок и поставьте на бочок! (дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Игра «Я пеку, пеку»

Цель : знакомство со свойствами кинетического песка, развитие координации движений, моторики рук, знакомимся с понятиями большой, маленький.

Давайте слепим пирожок!Мы катаем колобок, колобок румяный бок. Покатаем по ладошке и похлопаем немножко. Превратился колобок в аппетитный пирожок! (дети лепят пирожки). Зайка, тебе понравились пирожки?

- Пирожки хороши, вот спасибо, малыши!

Игра «Чувствительные ладошки»  :

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Детям раздают стеклянные камешки.

“Ребята, возьмите свой волшебный камешек. Погрузите свои руки в песочек, спрячьте его. Нам хорошо и приятно, мы чувствуем прохладу песка. Ребята, что мы можем сказать про песочек, какой он? ( ответы детей : желтый, влажный, прохладный.

Игра «Помоги Зайке найти лесных друзей»

Цель : Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики,   развитие умения описывать предметы (игрушки).

Воспитатель: Ребята, беда, все зайкины друзья, лесные жители, спрятались от нас, и мы не сможем пригласить их на чаепитие с пирогами. Куда же они все делись? Они играют с нами в песочные прятки! Давайте их поищем в нашем волшебном песочке.

(дети откапывают фигурки лесных животных, называют их)

Какие Вы, ребята, молодцы! Нашли всех лесных животных!

 Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

«Идёт медведь» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок

Мишка косолапый

По лесу идет, Топ-топ-топ.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.

«Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Змея очковая в песке

Очки вдруг потеряла.

Ползет она в большой тоске,

Ползет куда попало.

«Бежит сороконожка» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение

У сороконожки заболели ножки.

Видишь на дорожке снятые сапожки?

Посмотрите, какие получились интересные следы.

Занятия, проводимые в песочнице, обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.

Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние.

Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения.

А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа).

Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Вообще песочная терапия заключает в себе большой потенциал для творчества воспитателя.

Для оборудования песочницы можно приобрести уже готовый кинетеческий песок или сделать его дома. используя средство для мытья посуды и обычную пищевуюсоду.

Спасибо за внимание!

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

– Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмём в игру. Подобно богу,

Мы создадим свой мир чудес,

Пройдя познания дорогу.

Т. Грабенк

Публикации по теме:

Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста Из опыта работы «Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром»НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром» Задачи: Образовательные: -закреплять представления детей об осени, её характерных признаках, об осенних явлениях природы; -закреплять обобщающее.

Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких – либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно - психического развития,.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Песочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возрастаПесочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры.

Сборник игровых пособий и здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возрастаСборник игровых пособий и здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста Народная мудрость гласит: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным: сделайте его крепким и здоровым!» Движение – основа практически.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия как форма здоровьесберегающих технологий в ДОУ для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 апреля 2024 в 13:43
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Песочная терапия как форма здоровьесберегающих технологий в ДОУ для детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Овчинникова (УИ 3144937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД