Екатерина Шебякина
Песочная терапия на световом столе для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Лучшая игрушка для детей - кучка песка!»
К. Д. Ушинский
Песок издавна является самым волнующим детское воображение материалом, но дидактические игры в песочнице «проникают» в образовательный процесс весьма робко.
Практические занятия с песком играют компенсаторную роль в развитии основных процессов познания и мышления. Связь предметной деятельности, зрительных представлений и речи способствует усвоению детьми знаний и выработке необходимых умений. Двигательная активность оказывает большое влияние на формирование головного мозга, психофизические, сенсорные, интеллектуальные и мыслительные возможности ребенка. Особое значение имеет развитие тонкой моторики кисти, именно поэтому в коррекционной работе с детьми весьма эффективен метод песочной терапии.
Публикация «Песочная терапия на световом столе для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Световой стол. Рисование на песочных световых столах
- Темочки
Опыт показывает, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное состояние детей, способствует их развитию и саморазвитию. Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение, повышают мотивацию к обучению и познавательную активность. Следует помнить, что познавательная активность дошкольника – очень тонкий механизм, который не терпит принуждения, и именно песок здесь играет роль мотивирующего компонента. Игры с песком хорошо помогают при отработке навыков и закреплении материала.
Графическое изображение объекта подчеркивает главные, характерные его черты и опускает второстепенные, несущественные. В ходе прорисовывания контуров предмета, слежения глазами за движением пальца по песку у ребенка постепенно складываются образы предметов, формируется эмоциональное отношение к ним, также формируется или корректируется глазодвигательная координация. Графическое изображение оказывает благотворное влияние на развитие интеллектуальной сферы. Рисование пальцами обеих рук по песку, сопровождающееся сенсорными ощущениями, способствует активной работе как левого, так и правого полушарий, раскрепощает и гармонизирует ребенка. Подсветка стола, предназначенного для рисования песком, служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза при проведении коррекционных упражнений и игр, связанных с рассматриванием, поиском. При этом можно использовать цветную подсветку или разноцветные листы бумаги. Растормаживание сетчатки цветом способствует повышению остроты зрения глаза. Наиболее благоприятным для зрительной функции является зеленый цвет. Снижая зрительное напряжение, он отдаляет наступление утомления. В определенных случаях предлагается использовать желтый, оранжевый и красный цвета как хорошо раздражающие сетчатку.
Подбирая задания с учетом индивидуальных и психологических особенностей ребенка, можно в определенной мере управлять его активностью, ведь рисунки отображают внутренний мир: душевные переживания, состояние интеллекта, работоспособность, восприятие, мышление и настроение.
Рисунки на песке можно исправить и они не отражают художественных умений ребенка.
Метод рисования песком на световом столе не имеет возрастных ограничений и может использоваться для работы с детьми, начиная с 2-х летнего возраста. Для детей до 5 лет подобные занятия рекомендуется проводить в течение 10 минут, с детьми старше 5 лет продолжительность занятий составляет 20 минут. Коррекционная работа методом песочной терапии осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой форме (не более 3-4 детей в группе, в частности с детско-родительскими парами.
Игры с песком не рекомендуется проводить в следующих случаях:
• если ребенок страдает тяжелыми заболеваниями нервной системы (эпилепсия, шизофрения);
• если ребенок проявляет чрезмерную тревожность, страдает неврозо-подобными заболеваниями;
• если ребенок склонен к аллергическим реакциям на пыль, имеет легочные заболевания, страдает кожными заболеваниями или имеет открытые раны.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ.
В песочнице выставлены игрушки (картинки) (три, четыре, пять … - количество наращивать постепенно). Ребенок проговаривает их названия. Потом он закрывает глаза, а взрослый убирает 1 игрушку. Открыв глаза, ребенок определяет, чего не стало.
На том же материале меняется задание. Взрослый добавляет 1 (потом 2-3 игрушки). Ребенок должен угадать, что добавилось.
Поставить несколько игрушек и предложить ребенку запомнить, в каком порядке они стоят. Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает игрушки. Предложить ребенку выставить их в правильном порядке.
Подобрать знакомые картинки из одной тематической группы. Быстро показать ребенку 2-3 картинки из общей стопки. Затем разложить все картинки перед ребенком. Он должен назвать или показать те, которые уже видел. Остальные засыпать песком.
Ребенок должен запомнить и выполнить ряд бытовых действий: хлопни в ладоши над головой, присядь, встань, переложи картинку с правой стороны песочницы на левую.
Взрослый выкладывает из счетных палочек фигуры (сначала простые, затем сложные). Ребенок должен сложить такую же фигуру сначала по образцу, а затем по памяти.
Предлагаются карточки с изображением пяти и более предметов, два из которых одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор (можно наоборот найти предмет, отличающийся от остальных).
Предлагаются карточки с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия и выложить столько кружков в песочнице, сколько отличий нашел ребенок.
«ЛАБИРИНТ» Перед ребенком на световой панели выставляются объекты (картинки) и дается инструкция нарисовать дорожку в обход препятствий. Можно использовать инструкцию: сначала необходимо дойти до елочки, потом до большого грибка, далее через матрешку добраться до морковки.
«НЕДОСТАЮЩИЕ КАРТИНКИ» Детям предлагается подобрать 6 пар картинок, связанных по смыслу, и разложить их попарно. Затем взрослый убирает левый ряд картинок, оставляя правый. Ребенок должен назвать недостающие в правом ряду картинки.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ.
На столе разложены картинки, относящиеся к разным лексическим темам: посуда, мебель, бытовая техника. Ребенку предлагается разложить картинки по сторонам. Если ребенок не полностью освоил обобщающие представления, то можно использовать вспомогательные картинки с обобщающими.
Найти в песочнице картинки, где 3-4 картинки относятся к одной теме, а одна – лишняя. Например: лук, картошка, капуста, машина. Ребенок должен выбрать и отложить лишнюю картинку, а также объяснить, почему она лишняя.
Предыдущее задание усложняется: даются картинки из близких групп. Например: валенки, платье, кофта, шуба;
Работа с разрезанными картинками. Сначала дается картинка, разрезанная на 2, 3 (потом больше частей). Можно использовать прием «несуществующий предмет»
Нарисовать часть предмета (дом, солнце, дерево) и предложить отгадать весь предмет. Дорисовать его.
Предложите ребенку в песочнице собрать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т. д.
По часам песочным Ребенок очищает от песка шаблон какого то цвета должен быстро назвать (найти, подобрать) предметы этого цвета (фразовая речь) разложенные по кабинету. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета. Также можно брать обобщающие. Считать количество названных предметов.
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам. Здесь же можно использовать времена года.
ИГРЫ С ЦВЕТОМ, ФОРМОЙ, РАЗМЕРОМ.
Нарисуй фигуру по инструкции (например, квадрат, если ребенок не может его нарисовать то сначала его сконструировать из палочек на песке по подражанию, далее по памяти, далее нарисовать. Изменяя цвет световой панели называть цвет и форму (красный квадрат, синий квадрат). Далее рисуем несколько фигур и повторяем действие.
Расставь на столе матрешек от большой до маленькой. А в песочнице сделай ряд в обратном порядке.
Игра «Домики для кукол» (большой-маленький).
ИГРЫ НА КОРРЕКЦИЮ И РАЗВИТИЕ
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Времена года разложить последовательно времена года, подобрать картинки - признаки
Ребенку предлагается задание: нарисуй в верхнем правом углу солнце, в середине планшета дом… (можно предлагать положить картинки)
Ребенку показывается лист расчерченный на 9 клеток. В некоторых клетках лежат геометрические фигуры. Малыш должен посмотреть, запомнить и воспроизвести это на световом планшете.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
Соотнесение числа и количества
Построение ряда чисел (прямого и обратного)
Создание примеров и сравнение множеств.
Исправь цифру.
Аналогичные игры подбираются по развитию всех компонентов речи.
Игры и упражнения на развитие конструктивного праксиса.
Песок можно заменить манной крупой или пищевой солью. Можно использовать цветную соль для ванны, крашенный рис, греча, фасоль разных цветов.
Разложите на поверхности светового стола листья, цветы и другие природные объекты для наблюдений. Действительно, структура растений лучше видна на просвет
Игра на световом столе с гидрогелевыми шариками непременно понравится детям. Можно использовать шарики Марблс.