Наталья Алимова
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство с комнатным растением «Колеус»»
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Труд».
Задачи:
1) Развивать познавательно-исследовательскую деятельность по средствам знакомства с комнатным растением «Колеус», («Познание»).
2) Формировать представления о разновидностях комнатных растений: декоративно лиственные, красиво цветущие, кактусы, («Познание»).
3) Расширять представления детей об уходе за комнатными растениями, («Познание»).
Публикация «План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе» размещена в разделах
4) Развивать у детей свободное общение со сверстниками во время обсуждения, монологическую речь, умение точно выражать свои мысли, («Коммуникация»).
5) Пополнять активный словарь детей: колеус, соцветие, стебель, корневая система, («Коммуникация»).
6) Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, умение выслушать во время обсуждения, («Социализация»).
7) Развивать игровую деятельность во время дидактической игры
«Что изменилось?». («Социализация»)
8) Формировать представление о комнатных растениях с помощью чтения научной литературы «Атлас комнатных растений», («Чтение художественной литературы»).
9) Развивать трудовую деятельность по средствам ухода за комнатными растениями, («Труд»).
Методы «исследования» по А. И. Савенкову:
- практические: эксперимент, труд, игра;
- наглядные: просмотр книг, иллюстраций;
- словесные: обсуждение, беседа, художественное слово.
Материалы и оборудование по А. И. Савенкову: карточки с символическими изображениями «методов исследования»; ручки, карандаши, фломастеры; листы для фиксации, полученной в ходе исследования, информации; влажные салфетки, кисточка ; небольшие отрезы бархата, полиэтилена, наждачной бумаги.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Познавательно-исследовательская
Наблюдения за комнатным растением «колеус», решение проблемных ситуаций, экспериментирование с различными отрезами (бархат, полиэтилен, наждачная бумага)
Коммуникативная Беседа «комнатные растения», ситуативные разговоры.
Двигательная
Физ. минутка: «На окне в горшочках.»
Цель – активно изменить деятельность детей и взрослых, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.
Игровая Игра с правилами: дидактическая игра «Что изменилось?» Цель: развивать наблюдательность, зрительную память.
Чтение художественной литературы (восприятие) Рассказывание о растениях уголка природы, обсуждение, чтение научной литературы «Атлас комнатных растений».
Трудовая Совместный (коллективный) труд: уход за комнатными растениями.
В соответствии с СанПиНом – п. 6.13., 12.22.
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Воспитатель предлагает поиграть в игру с правилами «Что изменилось?»
Во время игры «Что изменилось?» дети находят изменения в групповой комнате, предметы которых не было раньше. Дети обнаружили в уголке природы новое комнатное растения, которое им не знакомо.
2 Воспитатель предлагает детям побыть учеными и узнать об этом растении как можно больше. Дети рассматривают растение.
Дети пришли к выводу, что они о нём ещё ничего не знают
4 Воспитатель объясняет детям их задачу:
«Получить как можно больше сведений и подготовить доклад об этом комнатном растении». Дети решают поставленную задачу Дети предложили способы, с помощью которых можно узнать о комнатном растении
5 Воспитатель предлагает детям воспользоваться карточками с символическими изображениями «методов исследования». В произвольном порядке дети вывешивают на доске карточки символы.
Дети способны практически применять карточки символы.
6 С помощью подводящего диалога воспитатель предлагает составить план исследования.
Дети, обсуждая, выстраивают план из карточек, договариваются, что будут делать сначала, а что потом. Дети выстроили план действий :«подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору»,
«понаблюдать», «провести эксперимент».
7 Воспитатель предлагает фиксировать все исследования.
Дети обсуждают, как легче всего фиксировать полученные сведения, чтобы не забыть, какими знаками зарисовывать.
Развито умение самостоятельно приходить к выводам: с помощью рисунков т. к. рисовать умеют все.
8 Воспитатель предлагает детям воспользоваться предложенными методами. Дети совещаются и выясняют, что это растение никому не знакомо. Дети пришли к выводу: нужно спросить у взрослого
(воспитателя).
9 Воспитатель по просьбе детей называет комнатное растение – колеус, читает выдержку об этом растении из книги «Атлас комнатных растений».
Дети просят воспитателя обратиться к научной литературе, чтобы больше узнать о растении из научных источников.
Дети зарисовывают на листочках полученные сведения (вид растения декоративно лиственный, любит солнечный свет и умеренный полив).
Дети приобщены к слушанию научного текста, сформировано представление о комнатных растениях с помощью научной литературы.
10 Воспитатель предлагает рассмотреть и описать растение, так как они умеют, полагаясь на опыт полученный ранее.
Дети рассматривают «колеус». Называют части растения: «Колеус имеет стебель, листья, корневую систему и т. д.»
Дети фиксируют новые сведения. Активизация словаря детей словами: колеус, стебель, соцветие, корневая система и т. д.
11 Воспитатель предлагает провести физ. минутку. Дети проводят физ. минутку
«На окне в горшочках, поднялись цветочки. К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись (Сидят на корточках, затем медленно поднимаются, вытягиваю руки вверх). К солнышку цветочки повернут листочки. (Поворачивают ладони вверх).Развернут бутоны, в солнышке утонут. (сначала смыкают ладони над головой, затем разводят руки в стороны).»
Дети снимают наступившее утомление, с помощью перехода к двигательной деятельности.
12 Воспитатель предлагает определить место для растения в уголке природы. Дети находят солнечное место в уголке природы и помещают туда колеус, т. к. растение светолюбивое.
Расширены представления об уходе за светолюбивыми комнатным растением.
13 Воспитатель обращает внимание на пыльные листочки колеуса и предлагает поухаживать за растением.
Дети называют способы ухода за комнатными растениями. Закрепление способов ухода за комнатными растениями: протирание листьев влажной салфеткой, смахивание пыли кисточкой, опрыскивание.
14 Воспитатель предлагает с помощью эксперимента определить способ ухода за листьями колеуса. Дети определяют на ощупь, что листочки колеуса имеют ворсинки и похожи на бархат.
Влажной салфеткой пыль не удаляется и наносится вред растению, лучше всего
использовать кисть. Полученные результаты фиксируются. Развито умение экспериментировать и делать выводы по результатам эксперимента.
15 Воспитатель организовывает совместный труд в уголке природы.
Дети по желанию приходят на помощь воспитателю в уходе за растением.
Дети приобщены к по сильному труду.
Развиты трудовые навыки по уходу за растением.
16 Воспитатель предлагает рассмотреть рисунки и обращает внимание на то, что у них получился замечательный план рассказа о комнатном растении «колеус». Дети рассматривают рисунки (пиктограммы, обсуждают,
выстраивают пиктограммы в определенной последовательности: от самой важной, до второстепенной. Развито умение взаимодействовать друг с другом.
Закреплена полученная информация.
17 Воспитатель предлагает одному или нескольким детям, опираясь на пиктограммы, рассказать о колеусе. Дети выступают с докладом.
Развита у детей монологическая речь.
Умение точно выражать свои мысли.