Ольга Гаранина
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «Волшебные камешки»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Интеграцияция образ. областей: «Позн-е», «Соц-ция», «Ком-ция», «Чтение худ. лит-ры», «Худ. творчество», «Физ. культура», «Безопасность», «Музыка».
Задачи:
1. «Познание»
- расширить представления детей о сферах чел. деятельности (в науке, их значимости для жизни общества в целом;
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах камней, расширять представление детей об окр. мире через знакомство с элемент. знаниями из различных областей наук;
Публикация «План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе „Волшебные камешки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элемент. эксперимента и делать выводы;
- развивать умение сравнивать и различать вещества по их состоянию;
- Развивать умение самост-но выстраивать гипотезу перед началом экспер-ния и сравнивать её с результатом
- развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.
2. «Коммуникация»
- способствовать развитию своб. общения с взрослыми и детьми;
- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
3.«Социализация»
- развивать у детей навыки сотрудничества работы в паре через экспериментирование;
- развитие сообразительности, умения самост. решать поставленную задачу.
4. «Чтение художественной литературы»
На предварительном этапе:
- развитие интереса детей к познав. и худ. литературе.
5. «Физическая культура»
Развивать умение ходить и бегать, согласовывая движения рук и ног. Продолжать закреплять умение не наталкиваться друг на друга.
6. «Музыка»
Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее (звуки природы). Обогащение муз. впечатлений у детей.
7. «Безопасность»
- закрепление правил безопасности поведения во время проведения эксперимента с камнями.
8. «Труд»
- развитие труд. деятельности (самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности с детьми);
- воспитание уваж. отношения к труду людям науки.
9. «Художественное творчество»
- развивать умение детей создавать сюжет. композиции на темы лит. произведений и окруж. жизни,
- продолжать развивать интерес детей к изобраз. деятельности.
Методы и приемы: (по И. Л. Паршуковой)
Практ. – экспериментирование, коллекционирование, игровая ситуация, рисование.
Нагляд. – показ, рассматривание камней, наблюдение за экспериментом
Словесные – беседы, вопросы, рассказы детей и воспитателя.
Материалы и оборудование: рюкзаки, шкатулка с украшениями из камня, таблицы исследования камней, макет горы, дуга, веревка, разнообразные камни, лупа, тетрадь, цветные карандаши, монетка, лимон, сосуд с водой, иллюстрации домов, листы белой бумаги, кисточки, акварель.
(по И. Л. Паршуковой)
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
(по И. Л. Паршуковой)
Двигательная Физминутка: Подвижная игра «По дороге в лабораторию», цель - развивать умение ходить и бегать, согласовывая движения рук и ног. Продолжать закреплять умение не наталкиваться друг на друга.
НОД по плану физработника в спортзале.
Игровая Игровая ситуация «Письмо гномов», цель - сформировать интерес к предс. деят-ти.
Игр. сит-я «Шкатулка гномов», цель - расширить представление о назначении камней
Продук. Оформление коллекции камней, с целью закрепления видов и свойств камней.
Рисование «В гостях у гнома», цель - развивать умение детей создавать сюж. композиции на темы лит. произведений и окр. жизни,
- продолжать развивать интерес детей к изобр. деятельности.
Позн. -исслед. Игр. ситуация «Экскурсия «Поход в горы», цель – актуализировать интерес к экспериментированию,
расширить представления детей о сферах чел. деятельности (в науке, их значимости для жизни общества в целом.
Решение пробл. ситуации «По дороге в лабораторию»,
цель - развитие сообразительности, умения самост. решать поставл. задачу.
Экспер-ние «Маленький ученый», цель - способствовать обогащению и закр-нию знаний детей о свойствах камней,
- расширять представление детей об окр. мире
через знакомство с элемент. знаниями из
разл. областей наук;
- развивать у детей способности устанавливать прич. -следст. связи на основе элемент. эксперимента и делать выводы;
- развивать умение сравнивать и различать вещества по их состоянию;
- развивать умение самост. выстраивать гипотезу перед началом эксперим-ния и сравнивать её с результатом.
Коллекционирование «Наши волшебные камни», цель – пополнение опыта и закрепления знаний о свойствах и видах камней.
Коммуник. Беседа о камнях, цель – расширение представлений о
свойствах камней.
Составление рассказа по таблице, цель -- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;
Беседа о древних людях, цель - воспитывать культуру общения, актив-ть реч. деятельность детей.
Муз. -худ. Прослушивание мелодии «Звуки природы. Горы», цель - продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее.
НОД (образ. деят-ть) в муз. зале по плану музработника
Чтение худ. лит-ры (восприятие) Чтение письма гномов, цель - развитие интереса детей к познав. и худ. литературе.
Труд. сам-но готовить материал и пособия к совм. деят-ти с детьми
В соответствии с СанПиНом – п. 6.13., 12.22.
Логика образ. деят-ти
№ Деят-ть восп. Деят-ть воспитанников Ожидаемые результаты
1 В группу заходит взрослый, одетый в гнома. Заносит шкатулку и письмо. Обращают внимание на гнома, интересуются шкатулкой, предлагают педагогу посмотреть, что написано в письме. Сформирован интерес к предст. деят-ти.
2 Зачитывает письмо. «Здравствуйте, дорогие друзья! Пишут вам братья гномы, из маленькой горн. деревушки. Рядом с нами течет горная река. В горах все так необычно: облака и птицы оказываются под вами, а не над вашей головой. Но самое дорогое для нас находится под землей. Мы, гномы, постоянно ищем камни-самоцветы и делаем украшения. Некоторые посылаем вам в подарок. Камни бывают такими разными! Любому человеку, а тем более гному, камень может рассказать очень многое. Нужно лишь уметь раскрывать его тайны. В горах мы часто встречаем людей, которые ищут камни, - геологов. Они считают, что любые камни интересны. Может они и правы. Чтобы суп был солен, нужна соль, а соль это тоже камень. У каждого камешка своя история, свои интересные свойства. Мы, гномы, приглашаем вас в горы, где спрятали много разных камешков. Пусть каждый из вас найдет свой камень и узнает его секрет. Удачи Вам!
Гномы-хранители камней. Внимательно слушают.
Расширено знание о гномах, их месте жит-ва и профессии.
3 Предлагает рассмотреть всем вместе шкатулку Рассматривают содержимое шкатулки, обсуждают, что там лежит, для чего это предназначено, из какого материала сделано и где этот материал можно найти Пополнен опыт определения материала и закреплено знание о его месте нахождения в природе.
4 Предлагает детям стать геологами. Радостно соглашаются и включаются в игру Расширены представления детей о сферах человеческой деятельности (в науке, их значимости для жизни общества в целом
5 Включает мелодию «Звуки природы. Горы» и предлагает отправиться на экскурсию в горы, на поиски камней, которые спрятали гномы. Направляются к большому макету горы, на котором спрятаны различные камни и ищут их. Реализовано умение самостоятельно
решать поставленную задачу.
6 Предлагает рассмотреть свои камни. Рассматривают и выясняют, что у всех камни разные. Развито умение свободного общения со взрослыми и детьми.
7 Предлагает детям отправиться в лабораторию. Физминутка - подвижная игра «По дороге в лабораторию».
Проблемная ситуация
«По дороге в лабораторию». Складывают камни в рюкзаки и отправляются в путь. развивато умение ходить и бегать, согласовывая движения рук и ног. Закреплено умение не наталкиваться друг на друга.
Развито умение самостоятельно
решать поставленную задачу.
8 В лаборатории предлагает детям стать учеными и результаты исследований занести в таблицу. Самостоятельно подготавливают свое рабочее место. Сформировано умение самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности с детьми.
9 Предлагает рассмотреть камни через лупу. Рассматривают и делают зарисовки цветными карандашами в таблице, какого цвета у каждого из них камень. Развито умение сравнивать предметы.
10 Предлагает потрогать камень. Трогают и делают выводы, какой камень : гладкий или шершавый. Сформировано умение делать выводы.
11 Предлагает повнимательнее рассмотреть камни на предмет поиска трещин, сколов, рисунков и т. д.
Предлагает монеткой поцарапать свой камень. Рассматривают и ставят в таблице + если на камне есть трещины или сколы, и – если их нет. Царапают монеткой камень и определяют мягкий он или твердый, отмечают в таблице. развито умение устанавливать
причинно - следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы
12 Предлагает выдавить сок лимона на камень. Выясняют, что некоторые камни «шипят» на лимонный сок (известняк), а некоторые – нет, потому, что у них разный состав. Результат заносят в таблицу.
закреплено умение устанавливать
причинно - следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы
13 Предлагает опустить камень в воду. Опускают и выясняют, что некоторые камни не тонут (керамзит или пористый туф, видят, что камни меняют цвет в воде. Отмечают результаты в таблице. развито умение самостоятельно выстраивать
гипотезу перед
началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.
14 Предлагает прислонить камень к щеке, подержать немного в кулачке и снова прислонить. Исследуют свои камни, описывают свои ощущения. Записывают результат в таблицу. Закреплено умение делать выводы.
15 Предлагает составить рассказ о своем камне. С помощью таблицы составляют рассказы о своих камнях и описывают свойства каждого камня. Закреплено умение свободного общения с взрослыми и детьми
16 Предлагает нарисовать пещеру в горе, где живет гном. Подготавливают свое рабочее место и начинают рисовать. развито умение детей создавать сюжетные композиции на
заданную тему,
развит интерес детей к изобразительной деятельности.
17 Предлагает пройти к столикам, на которых выставлены разнообразные камни, которые использует человек, иллюстрации домов из камня. С интересом рассматривают экспонаты. Сформирован интерес к предстоящей деятельности.
18 Беседа о древних людях Внимательно слушают, трогают, нюхают камни (кремень) сформирована культура общения,
активизирована речевая деятельность детей, расширено
представление о
местах применения камней.
19 Предлагает рассмотреть поделки из камня. рассматривают поделки из камня, иллюстрации и искусственные камни. Отвечают на вопросы: встречаются ли эти камни в природе; для чего человек их делает; похожи ли они на природные камни; чем от них отличаются.
Закреплено
представление о
свойствах камней.
Развито умение свободного общения с взрослыми и детьми
20 Предлагает оформить коллекцию камней. С радостью начинают оформлять коллекцию своими рисунками и предлагают создать музей и пригласить детей других групп, чтобы рассказать им о камнях. закрепления видов и свойств камней.
Итоговое мероприятие: создание музея камня «У Хозяйки медной горы».