Светлана Ильчакова
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Вода и её свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1. Социально-коммуникативное развитие:
Формировать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
Публикация «План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе „Вода и её свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться.
Воспитывать бережное отношение к воде.
2. Познавательное развитие:
Развивать первичные навыки в проектно- исследовательской деятельности,
Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха;
Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.
Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Формировать умение находить положительное и отрицательное в одном понятии.
Закреплять умение работать с прозрачной посудой;
Закреплять умение работать с растворами;
Закрепить знания детей о назначении воды в нашей жизни;
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
3. Речевое развитие:
Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
Продолжать активизировать слова: прозрачная, бесцветная, холодная, горячая; твердый, скользкий, как стекло.
Способствовать развитию любознательности.
4. Художественно-эстетическое развитие:
- Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная, величине, расположении частей.
-Закреплять умение правильно держать кисть.
- Формировать умение работать под спокойную мелодию.
5. Физическое развитие:
- Формировать умения выполнять движения легко и непринужденно.
- Формировать эмоционально-положительное отношение к физической активности.
- Расширять представления о роли воды в жизни человека, и её влиянии на здоровье.
- Формировать представление о здоровом образе жизни – умение сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.
Методы и приемы:
- практические (обследование, эксперименты, игры, решение проблемных ситуаций)
- наглядные (рассматривание, показ способов действий, прослушивание аудиозаписей, алгоритмы-схемы)
- словесные (рассказ педагога и детей, вопросы-ответы, художественное слово, объяснения, решение проблемных ситуаций)
Материалы и оборудование:
Познавательное развитие «Вода и её свойства»: клеёнки,салфетки, кисточки, краски (гуашь,стаканчики- непроливашки с замороженной водой, схема рисования рыбки, карточки- картинки «Обитатели морей и океанов», горячая вода, сказочный персонаж Кисточка.
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая - Д/и «Я – капелька воды» (ТРИЗ)
- Д/и «Найди лишнее» (обитатели морей и океанов)
- Д/и «Быстро назови»
- Д/и «Хорошо - плохо» (ТРИЗ)
- Д/и «Времена года»
- Д/и «Летает, плавает, бегает»
Коммуникативная -Рассказ воспитателя о свойствах воды
-Беседа «о правилах безопасности с горячей водой»
Познавательно-исследовательская - Решение проблемных ситуаций
- Рассматривание и обследование воды, льда, снега.
- Д/и «Скажи какой (какая?»
- Показ алгоритмов поэтапной прорисовки (рыбка)
- Экспериментальная деятельность с водой
- Д/и «Тонет – не тонет»
- Рассматривание иллюстраций в познавательной книге «Вещи и свойства»
Восприятие художественной литературы и фольклора - Загадки (Сборник загадок «1000и одна загадка» М. Е. Фрид)
- Чтение стихотворения Евгения Груданова
«Для чего нужна вода»
Самообслуживание и элементарный бытовой труд - подготовка материалов к работе
- уборка рабочего места после выполнения задания
Изобразительная - Рисование «Кто живёт в воде»
- Раскрашивание шаблона рыбка
Музыкальная - Восприятие аудиозаписи спокойной музыки: «Энергия стихии- вода»
Двигательная - П/и «Земля, воздух, вода» с мячом
- Физкультурная минутка «На водопой»
№ Логика образовательной деятельности (средняя группа).
Познавательное развитие «Вода и её свойства».
Интеграция: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование, «Физическое развитие».
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Организационный момент:
В раздевалку приходит сказочный герой Кисточка
(стихотворение в приложении)
и предлагает ребятам отправиться в художественную мастерскую. Дети здороваются с Кисточкой и отправляются с ним в художественную мастерскую (в группе стоят мольберты с рисунками и столы с материалами для изобразительной деятельности) Создание эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
2. Проблемная ситуация «В стаканчиках –непроливашках замёрзла вода»
предлагает потрогать стенки стаканчика, рассказать о своих тактильных ощущениях. Дети рассматривают лёд, трогают стенки стаканчика.
Выдвигают гипотезу, почему могло так произойти и что сделать чтобы это исправить.
Предлагают варианты размораживания воды. Экспериментируют, подтверждают свои выводы. Формирование знаний детей о двух агрегатных состояниях воды
(жидком и твёрдом)
3. Д/и на развитие эмпатии «Я – капелька воды» (ТРИЗ):
предлагает представить себя капелькой воды, описать свои чувства. Под музыку «Энергия стихии: вода» закрывают глаза, представляют себя капелькой воды, делятся своими чувствами, описывают свои ощущения. Развитие творческого воображения.
Формирование умения излагать свои мысли понятно для окружающих.
4. Опыт «Холодная – горячая»
предлагает потрогать стаканчики-непроливашки после размораживания воды и сделать вывод о свойстве воды. Дети через тактильные ощущения выявляют свойства воды: вода может быть горячей и холодной. Вспоминают о правилах безопасности для здоровья при открывании кранов с горячей водой. Развитие умственных операций: сравнение, обобщение, способность анализировать.
5. Дидактическая игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ)
предлагает найти положительное и отрицательное в природном явлении «вода», аргументировать ответ. Предлагают варианты ответов на «Вода - это хорошо, потому что…», затем на «Вода – это плохо, потому что…».
Фиксируют ответы с помощью воспитателя на доске. Подсчитывают ответы и делают вывод. Стимулирование самостоятельности в формулировании выводов.
Закрепление умения находить положительное и отрицательное в одном понятии.
6. Физкультурная минутка
«На водопой»
-предлагает встать в круг и вместе с детьми выполняет движения Встают в круг и выполняют действия в соответствии со словами:
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – "лакают”)
Умение играть в игры с правилами.
Умение действовать сообща.
Совершенствование двигательных умений и навыков.
Физическая разрядка.
7. Опыт «Окрашивание воды»
предлагает опустить в воду кисточку без краски, а затем с краской; подводит к выводу. Дети экспериментируют за столами.
Делают вывод о том, что вода прозрачная, но может менять свой цвет, когда в ней растворяют окрашенные вещества. Закрепление знаний о воде, как растворителе.
Развитие познавательного интереса к предмету.
Умение работать в паре.
8. Рисование «Кто живёт в воде»
предлагает поэтапную схему рисования рыбки,
проводит индивидуальную работу,
обращает внимание на осанку. Дети вспоминают кто живёт в воде и выставляют карточки - картинки обитателей морей и океанов на мольберте.
Изучают поэтапную схему рисования рыбки.
Отвечают на вопросы воспитателя:
«Каких рыб вы знаете?», «Какие они по цвету?», «Какая самая крупная часть тела рыбки?», «На какую геометрическую фигуру похоже тело рыбки (Хвост, плавники)
Умение анализировать схемы, планировать этапы рисования.
Умение доводить дело до конца, не отвлекать товарищей.
9. Рефлексия:
Сказочный герой предлагает рассказать о ходе работы, высказать свое отношение к результату. Рассказывают о последовательности выполнения работы, о выводах «Свойства воды», успехах, ошибках.
Устраивают выставку своих работ. Умение анализировать собственную деятельность. Проявление чувства удовлетворения от выполненной работы.
Умение свободно общаться с взрослым.
10. Чтение стихотворения Евгения Груданова
«Для чего нужна вода»
Кисточка рассказывает стихотворение,напоминает о бережном обращении с водой, прощается. Внимательно слушают стихотворение:
Для чего нужна вода?
Сразу даже не ответить.
Знают взрослые и дети –
Для всего нужна вода.
По воде корабль идёт,
Лодка-лодочка плывёт,
Здесь в воде у рыбки дом,
Хорошо, прохладно в нём.
Будем в садик собираться –
Утром надо умываться,
Чистить зубы до еды.
Как тут будешь без воды!
А когда в бассейн придём,
Так приятно плавать в нём…
Если б воду не налили,
Так красиво мы б не плыли.
Мама стряпает обед,
Без воды – обеда нет:
Надо всё помыть, сварить…
Без воды – ну как тут быть!
Загорелся чей-то дом.
Испугались люди в нём.
Надо быстро всё тушить
И огонь водой залить.
Если есть вода на грядке,
Значит будет всё в порядке:
Лук, морковка и чеснок
Всё созреет точно в срок.
Над рекой каток из льда.
Лёд – замёрзшая вода.
Иней – это тоже льдинки.
Из воды у нас снежинки.
Как приятно воду пить!
Как приятно воду лить!
Вот ведь как! Вот это да!
Для всего нужна вода!
Прощаются со сказочным героем. Формирование бережного отношения к природным ресурсам
Умение рассуждать.
Способствование развитию любознательности.
Приложение
1. Слова Кисточки:
Как люблю я рисовать!
Стоит только краски взять:
Вот стол, ваза, в ней – цветы
Небывалой красоты.
Рыбка пестрая плывет,
И большой индюк идет.
Это пальчики мои
Рисовать мне помогли!
2. Физминутка «На водопой»- http://womanadvice.ru/fizminutki-dlya-doshkolnikov#ixzz3R8m23gBo