Татьяна Волкова
План-конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа
Задачи:
Образовательные: продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст.
Развивающие : совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимися действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Публикация «План-конспект НОД по развитию речи „Пересказ рассказа В, Сухомлинского „Яблоко и рассвет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- Яблоко, яблоня. Сказки, стихи, детская литература
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Воспитательные: воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества.
5.
Структура занятия:
Организационный момент:
(Дети и воспитатель стоят в кругу)
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Молодцы, ребята, а чтобы наше настроение стало еще лучше, давайте поиграем в игру «Назови соседа ласково» (с мячом). Я передаю мяч по кругу и называю ласково имени рядом стоящего человека – соседа. Вот так Юлечка. (игра без повтора).
- Молодцы, вам понравилась игра?
-Здорово!
ЗВУК СООБЩЕНИЯ
- Ой, ребята, вы слышали? Как думаете, что это?
- Да, это письмо. Интересно, от кого оно пришло? Хотите узнать? А что нам нужно для этого сделать?
-Молодцы, верно. Тогда давайте его прочтем.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Вчера мне пришла посылка. Я никак не могу разобраться, что мне нужно сделать. Ребята, вы меня столько раз выручали, надеюсь, что и в этот раз не бросите меня в беде. Помогите, пожалуйста, разобраться с этой посылкой. Я вам ее вышлю почтой. Спасибо, ребята, буду ждать ответа!»
Вносят коробку в ней конверты.
- Ребята, а это, наверное, и есть та самая посылка о которой рассказал нам Незнайка. Хотите, узнать, что в ней?
Открываем посылку.
- Ребята, кто знает, что это? (показываю конверт)
- Верно, это конверт. А как думаете, что в нем?
- ну тогда, давайте откроем и проверим.
1 конверт (с картинками яблок)
- Ребята, на конверте написано, чтобы его открыть нужно отгадать загадку.
- Краснокожие бока.
Желтые, зеленые!
Сладки. Кислые, слегка,
Только не соленые!
Ароматны и вкусны.
С хвостиком срывают!
Витамины всем нужны
Силы прибавляют!
Часто, птички их клюют
Воробьи и зяблики.
Отгадали, кто они, ребята,
Это. (яблоки)
Воспитатель: Правильно, это яблоки. (достаю из конверта картинки яблок)
Рассмотрим яблоки :
- Какие они по внешнему виду? (красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые)
- По размеру? (Большие, маленькие, огромные)
- По запаху? (ароматные, душистые)
- По вкусу? (кислые, сладкие, сочные, нежные)
- А вы любите яблоки?
- Здорово!
- Ребята в посылке есть еще конверт. Откроем его?
2 конверт в нем рассказ и портрет автора
- Ой, ребята, посмотрите, что это. (портрет и книга)
- Верно. Ребята, этого человека зовут Василий Сухомлинский он детский писатель. Когда он был маленький он часто гостил у бабушки с дедушкой в деревне и очень любил кушать яблоки с дерева возле дома. Он написал рассказ «Яблоко и рассвет» с которым мы сегодня познакомимся.
- Ребята, кто – нибудь запомнил, как зовут писателя?
- А как называется рассказ, который мы будем читать?
- Верно, молодцы. Готовы? Тогда слушайте.
Прочтение рассказа.
- Ребята, вам понравился рассказ? А как он называется?
- О чем говорится в рассказе?
- Ребята, а что произошло в рассказе?
-Кто главный герой в рассказе? Как их зовут?
- Так все-таки почему мальчик не мог пойти в сад на рассвете?
- А чему учит рассказ?
- Верно. Ребята, у меня есть игра называется «Объяснялки». Подумайте и скажите какие слова в рассказе вам были не понятны, а я вам их объясню.
- Не мог отвести глаз – долго смотрел, любовался
- Когда так говорят? (когда видят что, то красивое или удивительное)
- Не мог одолеть – не мог победить, побороть.
- Когда так говорят? Когда у человека не хватает сил или желания побороть:
страх, болезнь, врага, лень.
- Собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что-то сделать
- Когда так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки)
- Дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления)
- Что такое рассвет? (это время перед восходом солнца, начало утра).
- Ребята, вы наверное устали, давайте немного отдохнем.
Физминутка
Вот так яблоко! (встали)
Оно (руки в стороны)
Соку сладкого полно
(руки на пояс)
Руку протяните
(руки вперед)
Яблоко сорвите
(руки вверх)
Стал ветер веточку качать
(качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать
(подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну
(подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву!
(хлопок над головой)
- Молодцы, здорово! У нас есть еще конверт. Откроем его?
- Ребята, оказывается, нам еще нужно пересказать этот рассказ.
- Сейчас я вам еще раз прочитаю этот рассказ вам нужно его запомнить, чтобы вы могли потом его пересказать точно, последовательно, выразительно и самостоятельно. А также будем выделять самое главное, то, о чем говорит автор и будем зарисовывать.
- Итак, слушайте, начало рассказа.
- О чем говорилось? Что можно нарисовать? (воспитатель уточняет у некоторых детей, чтобы они нарисовали)
Воспитатель делает зарисовку
- Хорошо, молодцы. Слушайте продолжение
- О чем говорилось? Что можно нарисовать? (уточняю у некоторых детей, чтобы они нарисовали).
- Молодцы. А сейчас послушайте, чем закончился рассказ.
- О чем говорилось? Что можно нарисовать? (уточняю у некоторых детей, чтобы они нарисовали).
- Ребята, мы написали схемами этот рассказ. Они помогут нам пересказать рассказ последовательно, выразительно и самостоятельно. Я предлагаю начать пересказ.
- Кто хочет пересказать начало рассказа?
- Не забудьте назвать автора и название рассказа
Дети пересказывают 2 и 3 часть.
- Молодцы. Ребята, а в рассказе яблоки были какие?
- А какие яблоки встречались вам?
-Здорово. Ребята, вы не забыли, что теперь нам нужно Незнайке рассказать, что нужно делать с этой посылкой? Тогда давайте вспомним все, что мы делали, а я буду записывать, чтобы ничего не пропустить.
- Кто обратился к нам за помощью?
- Что было 1 конверте? (и что нужно было сделать)
- А что было во 2 конверте?
- А в 3?
- Молодцы, теперь Незнайка точно справится со всеми заданиями. Ребята, а что мы можем сделать Незнайке, чтобы он обрадовался еще больше? (подарить подарки)
- Верно. Посмотрите, что у вас лежит на столах? Верно, давайте все вместе сделаем вкусные яблоки.
Аппликация. Затем 2-3 ребенка описывают свое яблоко и убираем в конверт.
- Ребята, у меня есть два смайлика. Я покажу вам смайлик с улыбкой, а вы скажите, что вам понравилось больше всего. А грустный смайлик – что оказалось трудным для вас.
- Ребята, сегодня вы так меня порадовали, что за ваши старания я хочу подарить вам книжку, в которую вы сможете записывать рассказы по схемам, которые мы читали.