МААМ-картинки

План-конспект ОД по формированию связной речи у дошкольников с ТНР 5–7 лет по лексической теме «Дом и его части»

Олеся Игоревна Баранова
План-конспект ОД по формированию связной речи у дошкольников с ТНР 5–7 лет по лексической теме «Дом и его части»
▼ Скачать + Заказать документы

Лексическая тема : «Дом и его части».

Коррекционно-образовательные задачи: уточнение и расширение словаря по теме «Дом и его части»; образование относительных прилагательных, образование слов с одинаковым корнем; образование сложных слов путём соединения числительного с существительным; составление рассказа-описания по предложенному плану; формирование навыков звукового анализа и синтеза односложного слова «дом».

Публикация «План-конспект ОД по формированию связной речи у дошкольников с ТНР 5–7 лет по лексической теме „Дом и его части“» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие задачи: развитие слухового и зрительного внимания и восприятия; развитие диалогической и монологической речи; развитие мелкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, умения слушать друг друга; привитие внимательного и бережного отношения к своему дому.

Оборудование: натуральные материалы: бетон, кирпич, металл, дерево, пластик; ведро, фишки для звукового анализа, символическое изображение слова «дом»; схема недорисованного дома на мольберте, разрезные предметные картинки с изображением домов из разного материала, символы родственных слов, мяч, изображения спрятанных цифр, изображение кирпичного многоэтажного дома, схема-план для составления рассказа-описания о доме; фотографии домов, в которых живут дети.

Приблизительный словарь: строители, фундамент, крыша, дверь, ступеньки, окно, стены; камень, каменный, бетон, бетонный, дерево, деревянный, металл, металлический, кирпич, кирпичный; домашний адрес; однокоренные слова к слову «дом»; многоэтажный, одноэтажный, двухэтажный, трёхэтажный, четырёхэтажный, пятиэтажный.

Предварительная работа: рассматривание с воспитателями макета дома, квартиры. Формирование представлений о назначении разных помещений дома, квартиры: кухни, спальни, детской комнаты, гостиной, прихожей, ванной, туалета;

взаимодействие с семьями детей: экскурсия с родителями по городу, рассматривание строений и домов, частей, из которых они состоят, и материалов, из которых они сделаны.

1. Организационный момент.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ты мой друг и я твой друг,

Дружат все друзья вокруг.

(Дети стоят в кругу, взявшись за руки и произносят речёвку).

- Ребята, посмотрите, какое-то ведро в нашей группе стоит?

- В нём что-то лежит. Давайте посмотрим, что это?

(Дети достают из ведра, рассматривают и называют материал: бетон, кирпич, металл, пластик, дерево)

- Ребята, как вы думаете, кто его поставил?

- На дне ведра какая-то записка. Может это подсказка?

Строит он высокий дом,

Чтобы люди жили в нём.

Есть кирпич – раствор месите.

Догадались? Он … (Строитель) (Ну, конечно же, строитель).

- Ребята, где строитель работает?

(Строитель работает на стройке).

- Ребята, давайте ещё раз рассмотрим материал.

Как вы думаете, для чего строителю нужен этот материал?

(Строителю нужен этот материал для того, чтобы строить дома.)

-А что ещё можно построить из этого материала?

(Мосты, здания, скамейку, детскую площадку)

- Ребята, а как вы думаете, справится ли один человек со строительством дома?

(Нет, ему помогают другие строители.)

- Тогда давайте отправимся на стройку и поможем строителям.

2. Основная часть.

- Ребята, что здесь строят, давайте прочитаем.

(Давайте. Дети читают по символам «д о м»)

Звуко-слоговой анализ слова «дом»

Возьмите звуковые пеналы и составьте схему слова «дом».

- Назовите первый звук. Какой он?

- Назовите последний звук. Какой он?

- Сколько гласных звуков в слове, назовите его.

- Сколько слогов в слове «дом»? Почему?

Проверьте друг у друга.

(Дети составляют схему слова из кружков разного цвета и выполняют звуковой анализ слова. В слове «дом» три звука: первый звук Д – согласный, твёрдый; второй звук О – гласный, третий звук М – согласный, твёрдый. В слове «дом» один слог.)

Игра «Чего не хватает?»

-Ребята, встаньте из-за столов и подойдите к мольберту.

-Посмотрите, тут ещё какая-то схема непонятная? Что на схеме изображено?

- Давайте посмотрим, чего не хватает у дома на схеме?

(На схеме изображён дом. Только его не дорисовали, не хватает частей.

На схеме у дома не хватает части крыши (окна, двери, фундамента, стены). Дети по очереди отвечают и дорисовывают мелом)

- Молодцы, вот и получился у нас дом.

Игра «Из чего, какое?»

Давайте выберем материал для каждой части дома.

-Что можно сделать из кирпича?

( Дети выбирают подходящий материал и отвечают:

Из кирпича можно сделать кирпичные стены.

Из железа можно сделать железную крышу.

Из бетона можно сделать бетонный фундамент.

Из пластика можно сделать пластиковые рамы для окон.

Из дерева – деревянную дверь.)

- Молодцы! Очень надёжный и прочный получается дом.

Динамическая пауза "Дом".

-Давайте теперь все вместе расскажем, какой у нас дом:

Мы хотим построить дом,

(Руки над головой "домиком)".

Чтоб окошки были в нм,

(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко").

Чтоб у дома дверь была,

(Ладони поврнуты к себе, сомкнуты боковыми краями).

Рядом чтоб сосна росла,

(Руки тянем вверх, изображая крону дерева, качаем)

Чтоб вокруг забор стоял,

(Руки на поясе, приставные шаги влево, вправо)

Пс ворота охранял.

(Присели)

Дождик чтоб не попадал,

(Встали, руки над головой «домиком»)

От всего нас защищал.

(Ритмично хлопаем)

Игры «Собери картинку», «Скажи какой?» и упражнение на отбор заданных предметов.

- Подойдите к своим столам, сядьте и проверьте посадку. Перед вами разрезные картинки. Вы будете строить дом, у каждого из вас дом из разного материала.

Назовите, какие дома вы построили?

(Соломенный дом, кирпичный дом, деревянный дом, ледяной дом, стеклянный дом.)

- Как вы думаете, в каких домах можно жить?

(Называют)

- А в каких нельзя? Почему?

(Дети объясняют, почему нельзя жить в соломенном доме, в ледяном доме, в стеклянном доме.)

Игра с мячом «Родственные слова».

Сейчас мы поиграем в игру с мячом «Родственные слова»

- Подберите родственные слова к слову «дом».

- Как можно сказать о маленьком доме? (домик)

- О большом доме? (домище)

- Сказочный человечек, который живет в доме? (домовой)

- Животные, которые живут рядом с человеком, какие? (домашние)

- Как называют женщину, которая ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)

- Как называют человека, который любит дома сидеть? (домосед)

Логопед выставляет на доску символы слов. Назовите все слова, которые у нас получились.

(Домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка.)

- Ребята, к какому слову мы подбирали родственные слова? (к слову "дом")

- Молодцы. Ну что, идём дальше?

Упражнение в образовании сложных слов.

- Ребята, скажите, кто из вас живёт в доме, где много этажей? Как называется такой дом? (Спросить каждого). (многоэтажный)

- А кто живёт в доме, где один этаж? (одноэтажный)

Кто живёт в одноэтажном доме?

- Угадайте, сколько этажей в доме? (Логопед показывает картинку с изображением спрятанной цифры). Какой он?

- А теперь какой дом?

( Ответы детей: Многоэтажный. Я живу в многоэтажном доме.

Одноэтажный дом. Я живу в одноэтажном доме.

Три этажа – трёхэтажный дом.

Пятиэтажный дом и т. д.)

Составление рассказа-описания о доме по готовому плану.

- Ребята, а теперь давайте расскажем о доме, в котором вы живёте.

В этом нам поможет план-схема.

Посмотрите, что вы назовёте в начале своего рассказа?

Затем?

Потом?

Чем вы закончите свой рассказ?

(Мы назовём домашний адрес дома.

Затем мы расскажем о том, сколько у него этажей.

Потом мы расскажем, что у него есть и из какого материала построено.

Для чего он нам нужен.

Как мы относимся к своему дому.)

- Начните свой рассказ со слов: «Это мой дом. Я живу по адресу…»

(Дети на фотографиях узнают свои дома. Это мой дом. Я живу по адресу: улица Ломоносова дом 1. У меня одноэтажный дом. Он построен из дерева. У дома деревянные стены, большие окна и железная крыша. Дом мне нужен для того, чтобы в нём отдыхать, играть, спать. Я люблю свой дом, потому что в нём тепло и уютно.)

- Молодцы! Замечательные рассказы у вас получились.

3. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]

- Ребята, вам сегодня понравилось быть строителями?

- Почему?

- Да, ребята, молодцы, вы сегодня были настоящими строителями.

А мне понравилось, как …

Публикации по теме:

Конспект фронтальной логопедической работы в старшей группе по теме «Дом и его части»Конспект фронтальной логопедической работы в старшей группе по теме «Дом и его части» .

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе по лексической теме «Транспорт. ПДД» Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе по лексической теме «Транспорт. ПДД» Цель: совершенствовать.

Конспект открытого занятия по развитию связной речи у детей старшей группы с ТНР «В гостях у царевны Несмеяны» Тема. В гостях у Царевны – НесмеяныКоррекционно-образовательные цели: повышение речевой активности детей. Закрепление навыков практического.

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) «Дом и его части» Конспект по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) Тема: «Дом и его части». Задачи: Расширять представление детей о.

Конспект урока по русскому языку в начальной школе по теме «Части речи» Тип урока: урок закрепления изучаемого материала Цель урока: 1. Повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания,.

Перспективный план на 5 лет «Формирование связной речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный.

Перспективный план работы «Формирование связной речи дошкольников в игровой деятельности» Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по.

План по самообразованию «Игровая деятельность как средство формирования связной речи дошкольников» Цель самообразования по теме: изучение особенностей развития речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности. Задачи самообразования:.

Презентация по лексической теме «Семья» для детей средней группы детского сада с ТНР Презентация по лексической теме «Семья» может быть использована для логопедического занятия с детьми средней группы детского сада с общим.

Рекомендации педагогам по формированию и развитию связной речи дошкольников Формирование и развитие связной речи традиционно относится к числу важнейших задач дошкольной педагогики. ФГОС ДО выделяет развитие связной,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект ОД по формированию связной речи у дошкольников с ТНР 5–7 лет по лексической теме «Дом и его части»
Опубликовано: 22 января 2018 в 23:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект ОД по формированию связной речи у дошкольников с ТНР 5–7 лет по лексической теме «Дом и его части»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Игоревна Баранова (УИ 1036758) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД