Валентина Черноусова
«Зимняя сказка». План-конспект по формированию звуковой культуры речи с элементами экспериментирования в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект по формированию ЗКР с элементами экспериментирования для детей средней группы «Зимняя сказка»
1. Средняя группа
2. Занятие по формированию ЗКР с элементами экспериментирования.
3.
Задачи:
а) закреплять представления детей о зиме как о времени года, о предметах зимней одежды, зимних забавах;
б) познакомить детей со свойствами песка, ткани;
в) укреплять артикуляционный аппарат, закреплять навыки произношения звука [с ] в изолированном виде и в словах, учить детей произносить звук длительно на выдохе, слова - отчетливо и внятно;
Публикация «„Зимняя сказка“, План-конспект по формированию звуковой культуры речи с элементами экспериментирования в средней группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
г) способствовать развитию силы голоса, речевого дыхания, психических процессов (мышления, памяти, воображения);
д) стремиться к проявлению у детей навыков сотрудничества в процессе совместной экспериментальной и изобразительной деятельности;
4. Используемые приемы, методы, технологии обучения:
а) беседа;
б) вопросы поискового проблемного характера;
в) экспериментирование;
г) сюрпризный момент;
д) введение персонажей;
е) использование аудиозаписи, видеозаписи и художественного слова;
ж) подвижная, пальчиковая и речевые дидактические игры;
з) совместная изобразительная деятельность.
5. Оборудование:
ноутбук, магнитофон, оборудование для экспериментирования с песком (ёмкости, одноразовые тарелки, подносы, мешок с песком, стеки для рисования на сыром песке, лоскуты, ткани шифона разных цветов.
Ход занятия.
Дети: Здравствуйте, гости!
Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руку возьмитесь
И друг другу улыбнитесь!
Ребята, я сегодня с вами хочу поговорить о чем-то интересном. Вы знаете (звонит телефон).
Подождите, мне кажется, что пришло смс сообщение. Интересно от кого? Ой, да оно не только для меня, но и для вас. Прочитаем?
«Уважаемая Валентина Сергеевна и ребята! Я, Фея песка, живу в далёкой пустыне, где никогда не бывает зимы. Мне очень хочется узнать и посмотреть, что такое настоящая зима. Если вы пригласите меня к себе в гости, я очень буду рада. Скажите волшебные слова. Они и помогут мне очутиться у вас».
Воспитатель: Ну, что ребята, вы когда-нибудь видели Фею песка? (ответы детей). Вы хотите, чтобы к нам в гости пришла Фея? Тогда начинаем колдовать. Повторяйте за мной.
Начинаем колдовать,
Раз-два-три-четыре-пять.
На другой руке опять,
Раз-два-три-четыре-пять,
Надо Фею нам позвать.
(звучит музыка, появляется Фея).
Фея: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пригласили меня к себе в гости. Как у вас здесь интересно. Скорее покажите и расскажите мне всё о настоящей зиме.
Воспитатель: Ребята, расскажите, какая у нас бывает зима?
Дети: Холодная, морозная, студеная, снежная и др.
Воспитатель: А мы сейчас тебе покажем.
Солнце землю греет слабо (вверх, вниз руки)
По ночам трещит мороз (наклоны влево, вправо)
Во дворе у снежной бабы (покружиться)
Побелел морковный нос (задеть рукой нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда (прыжки на 2х ногах)
Вьюга злится, снег кружиться
Засыпает всё кругом
Белоснежным серебром (руки влево, вправо).
Воспитатель: А зимой у нас ещё дуют ветра. Дует слабый ветерок, он дует тихо вот так (тихо и длительно) у-ууу-ууу (дети повторяют). Бывает и сильный ветер, да как загудит (громко и длительно) у-ууу-ууу. Вот такие у нас бывают ветра.
Воспитатель: Расскажите, ребята Фее, чем вы любите заниматься зимой.
Дети: Кататься с горки, на лыжах, на коньках, лепить снеговиков и др.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пошли гулять (шагают)
Бабу снежную слепили (лепят)
Птичек крошками кормили (крошат пальчиками).
С горки мы потом катались (левой, правой рукой сверху вниз)
А ещё в снегу валялись (круговые вращения кистей рук)
Все в снегу домой пришли,
Съели суп (имитируют)
И спать легли (присели руки под щеку).
Фея: Пойдемте скорее на улицу. Я хочу всё увидеть своими глазами.
Воспитатель: Подожди, тебе нельзя выходить на мороз, можешь заболеть, ты слишком легко одета. Ребята, подскажите нашей гостье, что надо одеть, чтобы не замёрзнуть на улице. (ответы детей)
Фея: У меня нет такой одежды, что же делать? Придётся вернуться домой, так ничего не увидев.
Воспитатель: Может быть, мы покажем и нарисуем зиму? Только чем и на чем мы будем рисовать? Я ничего не приготовила.
Фея: Я вам помогу. У меня есть волшебный песок, возьмите его.
(Воспитатель берет 2 мешочка с песком и предлагает детям подойти к столу)
Воспитатель: Ой, да тут целых 2 мешочка. Они разные: один лёгкий, а другой тяжёлый. Давайте рассмотрим, что в лёгком (высыпает песок). Только сначала запомним правило: «Когда ты трогаешь песок, пальцы в рот мы не берём и глаза свои не трём». Потрогайте его и скажите, какой песок? (дети берут песок в руки).
Дети: Холодный, сухой.
Воспитатель: Положите песок себе на ладошку, как трудно его удержать. Песок состоит из множества песчинок. Они маленькие. Если песчинки сжать в кулачёк, они сыплются струйкой (воспитатель показывает, дети повторяют). Можно сказать, что песок …. (сыпучий). А вы слышите песенку песка? (с-с-с) Воспитатель показывает, и дети воспроизводят звук на одном протяжном выдохе (вместе и индивидуально).
Воспитатель: Молодцы! Давайте попробуем оставить следы на песке. Как наши пальчики бегают по песку? (воспитатель «случайно» встряхивает тазик, следы исчезают).
Ой, следы исчезли, рассыпались. Ну, конечно на сухом песке следы плохо сохраняются, ведь он сыпучий. А что же во втором мешочке?
Дети: Тоже песок.
Воспитатель: Давайте его мы потрогаем. Какой он?
Дети: Мокрый, холодный, тёмный.
Воспитатель: Мокрый песок также сыплется как сухой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значит он не сыпучий, он мнётся. Давайте попробуем оставить следы на мокром песке. (Дети оставляют следы пальцев, воспитатель стряхивает тазик). Смотрите, а на мокром песке следы не исчезли.
Воспитатель: А вы хотите превратиться в маленькие песчинки? Тогда давайте вымоем руки и высушим их полотенцем. Выходите все на ковёр. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на ковёр. О-о-о-о, сколько у нас песка. Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. (Звучит музыка, дети имитируют полёт песчинок). Ветер стих, и песчинки опустились на землю. (Игра повторяется 2-3 раза). А сейчас вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь.
Воспитатель: Мы уже много рассказали Фее о зиме, а сейчас нарисуем.
Дети подходят к столам.
Воспитатель: Перед вами тарелки с мокрым песком. Давайте нарисуем то, что мы видим с вами, когда выходим на улицу. Закройте глаза. Представьте себе, мА вышли на улицу, подняли высоко голову и увидели …. что?
Дети: Солнышко, небо, облачко, снежинки и др.
Воспитатель: Кто что увидел, то и нарисуйте (индивидуальная работа по рисованию предметов). А рисовать мы на песке будем стеками.
А потом мы пошли по дорожке. Дорожки бывают разные. Бывают прямые (рисуют, а бывают извилистые. Посмотрите, какая у меня извилистая дорожка, а у вас какие? Нарисуйте! (Дети рисуют). Пришли на участок. А там нас встречает весёлый…. кто? Отгадайте загадку: Шляпку сделали на нём,
Нос приделали и в миг
Получился…. (снеговик).
Воспитатель: Посмотрите, какой у меня снеговик. А у вас? Нарисуйте!
Воспитатель: Послушайте меня внимательно (воспитатель произносит слова, нарисованные на картине, выделяя первый звук). Снежинка, снеговик, солнце, сугроб, сосулька, снежные дорожки. Какой звук слышится в этих словах?
Дети: с-с-с-с-с.
Воспитатель: Правильно, во всех словах слышится звук «с». Это же песенка песка. Давайте её мы вместе пропоём (дети произносят звук).
Фея: Как здорово рисовать на песке, но у меня дома очень жарко, песок на солнце высохнет и ваши картинки легко и быстро исчезнут, а я так хочу, чтобы они остались надолго.
Воспитатель: Дети, что же нам делать? А ведь мы научились колдовать. А давайте к нам в группу позовём Зиму, ведь Фею песка мы смогли позвать. Приготовили пальчики и начали:
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем колдовать.
Раз, два, три, четыре, пять
Надо Зиму нам позвать!
(Зовут 2-3 раза) Звучит музыка и в группу входит Зима. (воспитатель в костюме зимы).
Воспитатель: Вот хозяюшка сама, идёт зимушка-зима.
Разнаряженная, разукрашенная
В ярких звёздочках серёжках
Да в серебряных одёжках.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица душа
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка – зима!
Зима: Наблюдала я за вами и решила заглянуть к вам. Вы молодцы! Хорошо рисуете, много знаете обо мне. Но вот забыли рассказать о моих нарядах, о том, какая я по цвету. Давайте разберёмся. Вы знаете, прямо сейчас здесь можно устроить настоящую метель, белую кутерьму.
(Воспитатель и зима растягивают лоскуты шифона белого цвета, начинают их раскачивать, а дети пробегают под ними).
Зима: А ещё я вам принесла подарок. Сейчас я вам покажу фильм о себе, обратите внимание на мои наряды. (дети усаживаются на ковёр и смотрят слайды о зиме).
После просмотра Зима и дети обсуждают красоту зимних пейзажей.
Зима: Есть у меня, дети, для вас ещё один подарок. (Достаёт красивый сундук). Давайте заглянем туда.
Зима: Принесла я вам цветные лоскуты шифона, посмотрите. Вот в гамме есть синий цвет. Когда мы можем увидеть зимой синий цвет? (когда морозно, ветрено, студёно)
Зима: А каким цветом вы бы передали солнечный, зимний денёк?
Дети: Жёлтым.
Зима: Почему?
Дети: Зимний день яркий, солнечный, морозный, светлый, прозрачный, лёгкий, весёлый, праздничный.
Зима: А какие краски вы бы взяли, чтобы передать зимнее настроение? (Дети отвечают, предполагают).
Зима: А давайте, дети, из шифоновых лоскутов нарисуем зимнюю картину.
Дети располагаются на ковре. Одна группа с Зимой, другая с воспитателем и Феей Песка. Начинают выкладывать из ткани объёмные картины.
Воспитатель в процессе творчества произносит стихи Ф. Грубина:
Белая зима. Всё в инее
Снежная баба от стужи синяя,
Ни обеда не ест, ни ужина
Снежная баба ты простужена?
-Что ты, чудак, тепла мне не нужно,
С синею стужей живу я дружно,
Что может быть лучше мороза да инея?
Зима белая. Небо синее.
После завершения работы дети рассматривают картину.
Зима: Ну, дети, пора мне уходить. А нашей гостье Фее Песка я хочу подарить цветные лоскуты шифона на память о нашем прекрасном времени года – зиме (вручает коробку). До свидания!
Фея: Спасибо вам всем, дети, я очень рада, что узнала и увидела зиму. Мне тоже пора возвращаться в свою страну Песка. Хочу оставить вам коробку с песком, в ней спрятаны вам подарки. До свидания!
Воспитатель: Какие интересные гости к нам сегодня приходили. Оказывается, есть места, где нет морозной зимы. Как вы думаете, Фея поняла, какая у нас бывает зима? Давайте вспомним (ответы детей).
Затем дети ищут в песке свои подарки.