Долгая Елена Геннадьевна
План-конспект урока музыки в 5 классе. Тема «Колокола России»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : Колокола России.
Цель урока : знакомить учащихся с историей колокольного искусства на Руси.
Задачи:
• образовательная – расширять представление детей о назначении колоколов;
• развивающая (творческая) – учить моделировать ритмическое сопровождение из предложенных ритмов; развивать ассоциативно-художественное восприяти;
Публикация «План-конспект урока музыки в 5 классе, Тема „Колокола России“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Моя Родина Россия
- Музыка. Конспекты уроков
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Патриотическое воспитание. Планы
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
• воспитательная – пробуждать интерес к православной культуре, духовному наследию русского народа, изучать новые музыкальные понятия, учить различать основные виды колокольного звона;
Тип урока : усвоение новых знаний.
Форма урока : урок-презентация.
Новые музыкальные понятия : кампанелла, звонница, звонарь, колокольня, перезвон, благовест, трезвон.
Оборудование:
• мультимедиа аппаратура;
• ноутбук;
Музыкальный материал :
• звоны – благовест, трезвон, перезвон;
• М. П. Мусоргский – «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов»;
• Е. Крылатов, Ю. Энтин – «Колокола»;
• А. Морозов – «Малиновый звон».
Интернет-ресурсы:
• www.belokrylaya.narod.ru;
• www.zvon.ru.
Литература:
1. Мишин В. В. Колокола России. Краткая иллюстрированная история. – М., 1995.
2. Медушевский В. В., Очаковская О. О. Энциклопедический словарь юного музыканта. – М., 1985.
3. Музыка в школе №2 – 2010.
Предварительная работа:
Учащиеся распределены по группам (опережающие задания) :
1. познакомить с историей Царь-колокола;
2. найти информацию о колоколе – инструменте симфонического оркестра;
3. сообщения о колокольном звоне.
Ход урока:
Со звонком учащиеся занимают свои места.
Вступительное слово учителя.
1 слайд (на фоне звучания колоколов – фото колоколов).
Учитель (читает стихотворение) :
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздаётся
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон.
Где-то за дорогой
Замирает звон.
С. Есенин.
Учитель:
Как хорошо в этих стихах поэт С. Есенин передал ощущение тишины и покоя, состояние лёгкой печали!
Наш сегодняшний урок будет посвящён замечательному явлению в русской культуре – колокольному звону.
Скажите, можно ли назвать колокола музыкальным инструментом?
Ответы учащихся.
Учитель:
Когда звонят колокола, то в их звоне можно услышать мелодию.
Как вы считаете, колокольный звон появился давно или совсем недавно?
Ответы учащихся.
Учитель:
Сегодня на уроке мы выясним, когда появился колокольный звон, где он звучал, какое место он занимал и занимает в жизни нашего соотечественника.
Тема нашего урока – «Колокола России».
2 слайд (тема урока).
3 слайд (изображение колоколов).
Учитель:
Колокола появились на Руси ещё в древние времена. По преданию, в IV веке один монах, живший в Италии, заболел и пошёл в лес за лечебными травами. Устав он прилёг на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать.
Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему.
Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив её из металла.
По-итальянски цветок - «кампана». От этого слова происходит название предмета, созданного монахом, - кампанелла, по-русски – колокольчик.
На Руси отлив колоколов поначалу заказывали иностранцам – мастерам из Европы. Однако в конце XV века русские мастера сами овладели секретом изготовления кампанелл, да так быстро продвинулись в своём мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте, и по качеству звона колоколов.
4 слайд (текст-вопрос-ответы).
Учитель:
Как вы думаете, для чего первоначально служили колокола?
В связи с чем люди Древней Руси звонили в колокол?
Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам.
Звоном оповещали о какой – нибудь опасности: приближении неприятеля, пожаре (набатный колокол).
Звоном собирали народ на народное собрание-вече.
В трагические для Родины дни звоном созывали народ на защиту Отечества.
Учитель:
Как вы думаете, где размещают колокола?
Ответы учащихся.
Учитель:
Для колоколов строят специальные сооружения, их называют колокольни, или звонницы.
Почему колокольня – понятно, а почему звонница?
Ответы учащихся.
Учитель:
Потому что оттуда льётся звон.
Как называют человека, который звонит в колокол?
Ответы учащихся.
Учитель:
Звонарь.
Колокольни строили высокими, и поэтому звон колоколов был хорошо слышен на большом расстоянии. Самая известная колокольня в России находится на территории Московского Кремля, это колокольня Ивана Великого.
5 слайд (изображение колокольни Ивана Великого).
Учитель:
Строительство колокольни - очень трудное дело.
Звонницы – это деревянные щиты под навесом, куда прикреплялись наборы колоколов разного размера, каждый из которых звенел своим собственным голосом.
На колокольне Ивана Великого в 4-х ярусах находятся 37 колоколов!
Существует легенда, что когда Наполеон вступил в Москву, то решил он взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказанию под неё подложили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела вверх, а затем опустилась на прежнее место, целая и невредимая.
6 слайд (изображение именных колоколов).
Учитель:
А знаете ли вы, как изготавливают колокола? Из какого металла?
Ответы учащихся.
7 слайд (изображение – плавка колоколов)
Учитель:
В огромной яме сооружали кирпичный «болван» и глиняную форму. Рядом в печи плавили медь. Только за 10-15 минут до окончания отливки к меди добавляли олово. Некоторые мастера бросали в растопленную печь серебряные монеты. Несколько работников, раскачав рычаг, пробивали в плавильной печи отверстие, из которого вырывался раскалённый металл. Стекая по желобам, он заполнял форму. Если часть меди проливалась и её не хватало на всю форму, вся работа пропадала даром.
Чтобы отливке колокола не повредили козни нечистой силы, перед литьём распускали самые невероятные слухи. Считалось: чем нелепее слух, тем звонче будет колокол.
8 слайд (изображение литейного завода).
Учитель:
А знаете ли вы, какой колокол самый большой?
Ответы учащихся.
Учитель:
Пусть о Царь-колоколе расскажет 1 исследовательская группа.
9 слайд (изображение, фото XIX века).
Сообщения учащихся.
10 слайд (изображение, фото наших дней).
Учитель:
К колоколам на Руси относились как к живым существам.
11 слайд (изображение – части колокола).
Учитель:
Колоколам давали имена и прозвища: Гавриил, Ревун, Широкий, Медведь, Сысой, Лебедь, Глухой.
Как вы думаете, с чем связаны имена колоколов?
Ответы учащихся.
Учитель:
С характером звука – у каждого колокола свой неповторимый голос, тембр.
От чего зависит тембр колокола?
Ответы учащихся.
Учитель:
От размера. Действительно, размер определяет высоту и силу звучания колокола. Большие колокола имеют густой и мощный звук, маленькие, изящные звенят нежно и звонко.
И звоны колоколов бывают разные. От чего они зависят?
Ответы учащихся.
Учитель:
От церковного события.
Различают, главным образом, два рода звонов: благовест и собственно звон.
Благовест – одиночные удары в большой колокол. Возвещает о начале богослужения. Благовест – это название звона, а не колокола. Колокол, в который производят благовест, называется благовестником.
12 слайд (изображение колокола, звучание благовеста).
Учитель:
Сейчас вы услышите собственно звон, а это – трезвон, перезвон, перебор.
Трезвон – несколько одновременно звонящих колоколов.
13 слайд (изображение колоколов, звучание трезвона).
Перезвон – поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого колокола к малым.
14 слайд (изображение колоколов, звучание перезвона).
Учитель:
Перед воскресными службами, а так же в праздничные дни за благовестом следует трезвон в несколько колоколов. Перед освящением воды в престольные праздники звучит перезвон, начиная с большого и кончая самым маленьким колоколом.
Как вы думаете, могут ли композиторы использовать звучание колоколов при создании музыкальных произведений?
Ответы учащихся.
Учитель:
Для этого был придуман специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию – от звонкого, лёгкого до басовитого, гудящего. Этот музыкальный инструмент так и назвали: колокол. Он входит в состав симфонического оркестра.
15 слайд (изображение инструмента).
Учитель:
Об оркестровом колоколе нам расскажет представитель другой исследовательской группы.
Сообщение учащихся.
Учитель:
Колокольный звон имел очень большое значение для русской музыки.
Звоны можно услышать в операх М. П. Мусоргского «Борис Годунов», А. П. Бородина «Князь Игорь», в кантате С. С. Прокофьева «Александр Невский», в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин».
Сегодня мы с вами послушаем «Великий колокольный звон» из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов».
16 слайд (портрет композитора, звучание фрагмента).
Учитель:
К колоколам в давние времена относились, как к людям, они тоже имели свою судьбу.
Послушаем сообщения 3 исследовательской группы.
Сообщение учащихся.
17 слайд (изображение – валдайские колокольчики).
Учитель:
Есть в колокольном звоне что-то раздольное, богатырское, созвучное душе русского человека. Он возвещал о рождении и смерти, о начале дня и его завершении, о всех значительных событиях в жизни человека.
В странах Западной Европы колокольный звон часто использовался для организации быта людей. Об этом говорят факты:
В Италии имелся так называемый «Хлебный колокол». С его ударом хозяйки ставили тесто.
Под «Колокол чистоты» в Германии начинали свой день дворники.
Во Франции колокол «Торговка рыбой» давал сигнал к открытию рыбных лавок.
«Процентный колокол» в Германии указывал на срок уплаты долгов.
«Колокол позора» извещал о банкротстве купцов.
«Колокол бедного грешника» созывал народ на казнь преступника.
Теперь, ответьте мне на вопрос: чем же были и стали колокола для нашего соотечественника?
Ответы учащихся.
Учитель: Колокола, как голос с неба.
Колокольный звон стал мерилом праведности и добра. Встречать колокольным звоном кого-либо считалось величайшей честью. Колокола – это символ России.
Исполнение песни «Колокола» Е. Крылатова, Ю. Энтина.
18 слайд (текст).
Учитель:
Чтение цитаты со слайда.
Учитель:
В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. По народным поверьям, влиянию ночного церковного колокола не могут противостоять нечистые силы, теряет силу всякое злое волшебство и гадание.
Учёные установили, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Звоном встречают и провожают прибывших в храм на венчание молодых, считается, что звон отгоняет от них нечистую силу и дарит долгую, счастливую жизнь.
Говорят: «Когда звонишь в колокол, душа становится светлее».
Сейчас специально устраивают концерты и праздники колокольной музыки, на которые приезжают любители этого прекрасного искусства.
Чаще всего такие праздники устраивают в городах, которые принято называть «Золотым кольцом России» : Суздаль, Владимир, Ростов Великий и т. д.
Целый день в городе звучат колокола, и над родной землёй плывут волшебные колокольные переливы.
Мне хочется, чтобы и у нас в классе зазвучал красивый Малиновый звон.
19 слайд (изображение, звучание песни).
Итог урока.