Папки-передвижки

План-конспект воспитательного занятия в 9 классе школы-интерната VIII вида «Можно и Нельзя»

Алёна Шварценбергер Рудешко
План-конспект воспитательного занятия в 9 классе школы-интерната VIII вида «Можно и Нельзя»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели: углубление нравственных представлений и знаний о правах и обязанностях у воспитанников.

Задачи: обобщить знания детей об их правах и обязанностях; развивать коммуникабельные качества (умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы); воспитывать самоуважение и уважение к другим людям.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Ребята! Сегодня у нас состоится очень важный разговор.

- О чём, спросите вы? Давайте подумаем над этим вместе.

Публикация «План-конспект воспитательного занятия в 9 классе школы-интерната VIII вида „Можно и Нельзя“» размещена в разделах

- Первая подсказка: посмотрите на рисунок. Что или кого вы видите на рисунке? (Воспитатель показывает силуэт человека на листе формата А4, после ответа детей, выдавливает фигурку и получает ещё одного человечка, падающего)

- Был один человечек, и он непонятно что делал и чем занимался. А теперь? /ответы воспит. /

2. Нервно-психологическая подготовка к занятию.

- Догадались или нет, о чём будем говорить? Вторая подсказка: в руках у меня две нити: одна прямая, другая извилистая и запутанная. С чем можно сравнить эти нити? /ответы воспит. : С жизнью. /

- На какой из этих нитей легко найти концы? Что это может означать?

/ответы воспит. : Что наша жизнь ровная, протекает легко и гладко. /

- А может эта нить стать такой же, как вторая? А можно из второй, запутанной сделать такую же ровную как первая? /ответы воспит. : Да, быстро и легко первую нить можно запутать, завязать на ней узлы. Из второй трудно быстро сделать такую же, как первая: тяжело найти концы и долго развязывать узлы. /

- А применительно к нашей жизни? Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжёлым последствиям.

3. Основная часть занятия.

- Догадались, о чём мы сегодня будем говорить на занятии? /ответы воспит. /

- Тогда слушайте последнюю подсказку: «Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Возникли разногласия среди людей, и образовалось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено : хочешь оскорблять человека – оскорбляй, хочешь воровать – воруй, хочешь подраться – пожалуйста, всё можно.

А вот в государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было драться, грабить, грубить друг другу.

Эти два государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило территорию государства Нельзя, их правителей посадили в тюрьму и установили там свои порядки, которые разрешали всё, что хочешь. Нетрудно догадаться, что тут началось!

Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно выпустили из тюрьмы правителей государства Нельзя и попросили у них помощи. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы».

- Как вы понимаете значение выражения «в упадок»? /ответы воспит. /

(работа с определением) Упадок – состояние сильного ослабления физических и душевных способностей; состояние разрушения, развала, разложения общественной жизни.

- Как вы думаете, почему государство Можно пришло в упадок? /ответы воспит. /

- Почему новое государство стало развиваться, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности? /ответы воспит. : Жители стали жить по законам. /

- Вспомните, как назывались два враждующих государства? /ответы воспит. /

- Тема нашего занятия сегодня называется так же: «Можно и нельзя». И вы сегодня являетесь жителями двух бывших государств, которые объединились в одно - Законию.

- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. Вы очень часто встаёте перед выбором, и выбрать надо правильное решение.

- Решение зависит от многого. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за лёгкими деньгами. Однако незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжёлым последствиям.

И сегодняшнее занятие – продолжение знакомства с законами, которые определяют нашу жизнь.

Когда ребёнком ты живёшь, все жизни тяготы неся:

«Да» слышишь редко, чаще слышишь – «Нет!»

Запрет на это и на то запрет, ну, просто, в общем, ничего нельзя!

Да, взрослым легче, вечно пальцами грозя, ворчать, ворчать. Ах, даже слушать тошно!

А вот себе не говорят – «Нельзя, а вот себе-то всё, что хочешь, можно!

Ведь дело в том, что как порой ни сложно, но всё-таки, товарищи-друзья,

Не слишком ли уж мало этих «можно»? Не многовато ль всяческих «нельзя»!

Не надо мне на это возражать! Об этом «можно», кажется, сказать!

- Для начала мы с вами поработаем с понятиями. Вспомним то, что изучали на уроках обществоведения и воспитательных занятиях. Перед вами на доске в ряд даны понятия, а слова-определения в колонке слева. Ваша задача соотнести определения с понятием.

(Учащиеся подбирают слово к определению.)

Проступок – нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

- Давайте посмотрим, правильно ли вы выполнили это задание. Прочитайте то, что у нас получилось. (Воспитанники зачитывают)

- Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьёзное положение. Но если у него компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника – ему придется уповать только на случай.

Право – тот же компас, только не в лесу, а в жизни. Оно показывает всем людям направление пути, даёт возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством.

- Мы часто говорим такие слова: «Имею право! Имею право жить, имею право выбирать себе друзей, имею право на медицинское обслуживание и на образование, на свободное передвижение!» И следующее задание именно о наших правах и обязанностях.

(воспитатель раздаёт карточки)

- Задание такое: внимательно прочитайте предложение, подумайте и вместо точек напишите либо слово «обязан», либо словосочетание «имеет право».

Каждый человек … соблюдать правила техники безопасности. (обязан)

Ученик … соблюдать школьный режим. (обязан)

Школьник … на полноценную школьную программу. (имеет право)

Каждый школьник … уважать всех работников школы. (обязан)

Каждый ученик … здороваться со старшими. (обязан)

Человек … …на собственную точку зрения и должен уметь доказывать правоту, если он уверен в своих мыслях и суждениях. (имеет право)

Школьник … добросовестно учиться, осваивая знания и навыки. (обязан)

Каждый человек … придерживаться всех гигиенических норм: быть чистым, опрятным. (обязан)

Любой человек заболев … на лечение. (имеет право)

(воспитанники работают с карточками)

- Давайте проверим, что у вас получилось. Каждый из вас по очереди зачитывает по одному предложению, а остальные слушают внимательно и проверяют правильность получившегося предложения.

4. Физ. минутка.

- Физминутка у нас сегодня тоже немного необычная. Мы проведем игру, которая называется «Да! Нет!». Я зачитываю вопрос. Если то, о чём идёт речь в вопросе в пользу человека – говорим: «Да!» и встаём. Если это противоречит закону, говорим: «Нет!» и садимся. Задание понятно?

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

– Защищён ли человек законом? – Да!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!

Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!

Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!

– Может ли человек владеть имуществом? – Да!

– Имеет ли человек право на отдых? – Да!

Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!

- Ну что ж, молодцы! Вы, оказывается, всё знаете.

5. Продолжение работы по теме занятия.

- Следующее задание: чему учат эти пословицы? Подумайте и определите, какие из них можно взять в свою жизнь. Распределите части пословицы на «можно» и «нельзя».

- Как вы понимаете смысл данной пословицы? /ответы воспит. /

Чего нельзя, того и хочется. Мало ли что можно, да нельзя.

Труд кормит, а лень портит. За своё вступайся, за чужое не хватайся.

(разбираются все пословицы по смыслу)

- Давайте, разберё м несколько ситуаций из реальной жизни:

Ситуация 1. Ученик не приходит в школу после каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение ученика, как проступок, правонарушение или преступление? / ответы:

Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил. /

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

/ Примерные ответы:

Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса: администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов.

Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы. /

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое? / ответы: Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей. /

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация 2. Старшеклассники поджидали детей приезжающих из дому в школу, отбирали у них вкусняшки и деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия старшеклассников, как проступок, правонарушение или преступление? / ответы: Эти ребята совершили преступление. /

- Вы абсолютно правы. Действия старшеклассников действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное статьёй Уголовного Кодекса ПМР.

Ситуация 3. Подростки покупают бутылку спиртного напитка и сигареты, а затем, выкуривая сигареты, распивают эту бутылку прямо возле магазина…

- Ребята, как вы думаете, это – проступок, правонарушение или преступление? / ответы:

Это правонарушение, так как курение и распитие спиртных напитков в общественном месте запрещены. За правонарушение могут оштрафовать. /

- Каждая возникающая ситуация в жизни – это урок, который учит нас думать, принимать решение, находить ответ…

- Как же сделать выбор, как принять правильное решение в ситуации, когда мы не знаем, можно это делать или нельзя (открыть запись на обороте доски)

1. Подумать, не навредит ли мне или какому-нибудь другому человеку то, что я собираюсь сделать.

2. Вспомнить, не нарушает ли моё поведение моральные нормы нашего общества (оскорблять другого человека и т. д.) и какие-либо законы (Устав школы – закон для ученика, Законы ПМР (административный кодекс – с какого возраста ответственность) (уголовный кодекс – с какого возраста, а до этого – воспитательные меры)

- И если, не смотря ни на что, человек всё-таки принимает неправильное решение, делает неверный выбор, совершает то, что делать было нельзя, то, в будущем этот человек сталкивается с тяжё лыми последствиями: с этим человеком перестают общаться, к нему начинают плохо относится окружающие его люди, его почему-то наказывают, а человек не понимает почему, и самое страшное, человека вдруг арестовывает милиция, заводится уголовное дело и человек попадает в тюрьму или по решению суда выплачивает огромный штраф. И всё это только потому, что он считал, что ему всё можно, и совсем не подумал, что этого делать нельзя.

- Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем, жизнь будет протекать легко и гладко, как вот эта прямая незапутанная нить.

- А ещё помните, что единственный человек, который «поможет» тебе упасть в глазах окружающих – это ты! И единственный человек, который может спасти тебя от падения – это ты сам. Для того, чтобы изменить жизнь достаточно только твоего желания это сделать!

6. Итог занятия.

- Кто считает, что он не зря сегодня провёл время на занятии, поднимите руки!

- Объясните, почему? /ответы воспит. /

Литература:

1. Н. И. Дереклеева. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. /Москва, «5 за знания», 2005.

2. А. Н. Афанасьев. Пословицы и поговорки. /Москва, 1996.

3. Методическое пособие «Обучение через общение». 2002.

Приложение 1.

Карточка.

Внимательно прочитайте предложение. Подумайте.

Вместо точек напишите либо слово «обязан», либо словосочетание «имеет право».

Каждый человек ___ соблюдать правила техники безопасности.

Ученик ___ соблюдать школьный режим.

Школьник ___ на полноценную школьную программу.

Каждый школьник ___ уважать всех работников школы.

Каждый ученик ___ здороваться со старшими.

Человек ___ на собственную точку зрения и должен уметь доказывать правоту, если он уверен в своих мыслях и суждениях.

Школьник ___ добросовестно учиться, осваивая знания и навыки.

Каждый человек ___ придерживаться всех гигиенических норм.

Любой человек, заболев ___ на лечение.

Публикации по теме:

Конспект открытого воспитательного часа с презентацией «Покорение космоса» в 9 классе школы-интерната IV видаКонспект открытого воспитательного часа с презентацией «Покорение космоса» в 9 классе школы-интерната IV вида Цель: познакомить учащихся с этапами развития космонавтики, рассказать о первом полете человека в космос, о начале освоения космического.

Конспект внеурочного занятия «Солнце, звезды и Луна» для обучающихся 6–7 класса-комплекта школы-интерната VIII видаКонспект внеурочного занятия «Солнце, звезды и Луна» для обучающихся 6–7 класса-комплекта школы-интерната VIII вида Конспект внеурочного занятия для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и Тмнр «Солнце, звезды и Луна» Внеурочное.

Конспект воспитательного часа для 7–8 класса школы-интерната 4 вида «Долой сквернословие!»Конспект воспитательного часа для 7–8 класса школы-интерната 4 вида «Долой сквернословие!» Подготовила и провела: воспитатель Огурцова И. В. Цели: • Выяснить отношение учащихся к проблеме сквернословия. • Обсудить и установить причины.

Конспект воспитательного часа «Гиннес-шоу» в 4 классе школы-интерната 4 видаКонспект воспитательного часа «Гиннес-шоу» в 4 классе школы-интерната 4 вида Воспитатель Огурцова И. В. Цели: познакомить учащихся с Книгой рекордов Гиннеса; развивать наблюдательность и фантазию у учащихся; способствовать.

Конспект воспитательного часа «Государственная символика России в 9 классе школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»Конспект воспитательного часа «Государственная символика России в 9 классе школы-интерната для обучающихся с ОВЗ» Подготовила и провела: воспитатель Огурцова И. В. Цель: осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социального.

Конспект воспитательного часа в 3 классе школы-интерната 4 вида «Кто лидер?»Конспект воспитательного часа в 3 классе школы-интерната 4 вида «Кто лидер?» Подготовила и провела: воспитатель 3 класса Огурцова И. В. Описание. В сценарии используется методика, основанная на идеях А. С. Залужного,.

Конспект экологического воспитательного часа для учащихся 3–4 класса школы-интерната IV вида «Чистая вода — навсегда»Конспект экологического воспитательного часа для учащихся 3–4 класса школы-интерната IV вида «Чистая вода — навсегда» Цель: воспитывать экологическую культуру школьника, учить применять знания о природе в новой ситуации, познакомить со значением экологически.

Мастер-класс по изготовлению рукописной книги в 7 классе школы-интерната 4 видаМастер-класс по изготовлению рукописной книги в 7 классе школы-интерната 4 вида Сегодня я представляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению рукописной книги. В этом учебном году в нашей школе-интернате проходил.

План работы методического объединения воспитателей школы-интерната VIII вида на 2017–2018 учебный год Цель: создание условий и механизмов для обеспечения компетентного подхода к воспитательной работе. Задачи: изучать новые воспитательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект воспитательного занятия в 9 классе школы-интерната VIII вида «Можно и Нельзя»
Опубликовано: 26 марта 2024 в 13:31
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект воспитательного занятия в 9 классе школы-интерната VIII вида «Можно и Нельзя»» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Шварценбергер Рудешко (УИ 922021) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД