МААМ-картинки

План-конспект воспитательного занятия в 9 классе школы-интерната VIII вида «Сила слова»

Алёна Шварценбергер Рудешко
План-конспект воспитательного занятия в 9 классе школы-интерната VIII вида «Сила слова»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели: способствовать: умению понимать значение слова и ответственно относиться к слову, воспитанию речевой культуры, осознанной стратегии речевого поведения и душевных качеств, формированию запаса слов, корректировать негативное отношение к сквернословию.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Публикация «План-конспект воспитательного занятия в 9 классе школы-интерната VIII вида „Сила слова“» размещена в разделах

- Ребята, сегодня у нас занятие по внеклассному чтению. А чем обычно занимаются на занятиях по внеклассному чтению? /ответы воспит. /

2. Нервно-психологическая подготовка к занятию.

- Тема занятия зашифрована. Чтобы её узнать, надо разгадать данные определения.

(на доске вывешены определения, распечатанные на листах формата А4)

- Назовите одним словом : способность человека напряжением мышц производить физические движения, действия; способность совершать работу или выдерживать нагрузки; источник чего-нибудь, какой-нибудь деятельности, явления. Все эти определения можно назвать одним словом : СИЛА.

- Назовите одним словом : что является смысловой единицей речи; это также звуковое выражение

того, о чём мы можем подумать; это также звуковое обозначение или понятие о предмете. Все эти определения можно назвать одним словом : СЛОВА.

- Прочитайте название темы нашего занятия : Сила слова. Как вы понимаете значение данного словосочетания? /ответы воспит. /

(вывешивается определение) Сила слова – способность производить впечатление, убеждать.

- Эпиграфом нашего занятия будут слова Горгия Леонтинского : "Слово - величайший владыка: видом малое и незаметное, а дела творит чудесные - может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость".

3. Основная часть занятия.

- Есть ли у слова сила? Разговоры с друзьями, беседы с окружающими, всё это в жизни людей необходимо, как воздух. Однако люди настолько привыкли разбрасываться словами, что в большинстве случаев произносят их бессознательно. И это неправильно, так как сила слова имеет огромное значение.

Каждый день мы произносим тысячи слов, высказывая свои мысли, убеждения, мнение, осуждения. Однако только единицы задумываются над тем, что несут слова, какой эффект они дают – добро или зло, пользу или вред, радость или горе.

Притча «Сила слова». - Послушайте коротенькую притчу: (читает воспитанник) «В одном сказочном государстве жили-были маленькие люди – лилипуты, которые организовали соревнования. Их цель была забраться на вершину башни. Собралось много зрителей, которые хотели посмотреть на эти соревнования и посмеяться над их участниками… Соревнования начались…

Никто из зрителей не верил, что лилипуты смогут забраться на вершину башни. Со всех сторон доносилось: “Это слишком сложно! Они никогда не заберутся на вершину”, “Нет шансов! Башня слишком высокая!”, “Куда вам коротышкам? Вы сейчас свалитесь на землю!”

Маленькие человечки начали падать. Один за другим… Некоторые пытались карабкаться дальше… Толпа всё равно кричала: “Ни один из вас не сможет это сделать!”

Ещё больше лилипутов упали с высоты на землю… Только один поднимался всё выше и выше… И вот, приложив все усилия, он, один-единственный, забрался на вершину! Все захотели узнать, как у него это получилось?

Когда этого человечка спросили, как же ему удалось найти в себе силы и не упасть с высоты? То лилипут-победитель ничего не смог сказать в ответ – он оказался немым и глухим…»

- Как вы думаете, почему только один лилипут оказался победителем соревнований?

- В чём смысл услышанного вами? /ответы воспит. /

- Какой вывод можно сделать? Никогда не слушайте людей, которые пытаются передать тебе своё негативное настроение… Они отнимают у тебя веру в собственные силы! Не забывайте о силе слов! Думайте лишь о хорошем!

- Сила слова безграничная и мощная. Ведь наша речь передает энергию, которая даёт определённый эффект в мире. Поэтому всё, что вы сказали своему собеседнику, оказывает на него большое влияние. Люди – творцы, поэтому с помощью речи могут создать что-то отрицательное, либо положительное.

Однако каждый из нас должен знать, что энергия слов обязательно возвращается к хозяину в многократном размере. Например, если вы кого-то обидели, то вам вернется тоже, только в большем размере. Его обида, гнев и боль придёт к вам, только всё это будет сильнее.

- Прежде, чем мы продолжим наше занятие, давайте проведём небольшой эксперимент. У вас на партах лежат белые бумажные листочки. Возьмите их в руки и скомкайте любым способом…

Отрывок из рассказа В. А. Сухомлинского «Обидное слово». - А пока вы будете комкать бумажный лист, послушайте ещё одну историю: (читает воспитанник) «Сын однажды рассердился и сгоряча сказал своей матери обидное, грубое слово. Заплакала мать, спохватился сын. Жалко стало ему мать. Ночи не спит, не даё т ему покоя совесть: ведь он оскорбил свою маму.

Шли годы. Сын-школьник стал взрослым человеком. Пришло время ехать в дальний край. Поклонился сын матери и говорит: - Прости меня, мама, за то грубое, оскорбительное слово.

- Прощаю, но мне очень больно, - сказала мать и вздохнула.

- Забудь, мама, что я сказал обидное слово.

Задумалась мать, загрустила. На глазах её показались слезы. Говорит она сыну: - Хочу забыть, сынок, но не могу. Рана от занозы заживает и следа не оставляет. А рана от обидного, грубого слова даже зажив, глубокий след оставляет…»

- Почему рана от обидного слова глубокий след оставляет? /ответы воспит. /

- Как должен был поступить сын? /ответы воспит. /

- А теперь попробуйте разгладить скомканный вами листочек… Не получается? Так вот, душа человека подобна этому листу… Если вы однажды обидели человека, ранили его душу, тот человек по отношению к вам не будет таким как прежде… Поэтому, прежде, чем что-то сказать обидное или плохое, хорошенько подумайте, что вы собираетесь творить. А лучше, возьмите ненужный листок бумаги, и скомкайте его!

4. Физ. минутка.

- Чтобы хорошо читать, нужно не только владеть техникой чтения, но и отлично видеть. Поэтому я вас научу сегодня несложном упражнениям для быстрого восстановления зрения. Все действия выполняем глазами:

Раз – налево, два – направо, три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше, тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше, убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много, чтоб усилить в тыщу раз!

5. Продолжение работы по теме занятия.

- Если вы поймете силу слова, то жизнь станет более успешной, так как это важный ключ. Обычное слово – это мысль, которую вы высказываете. Вы можете думать много и часто, переваривая в голове кучу раз одну сцену, однако сказанное слово уже назад не вернёшь. Оно идёт дальше и даёт определённый эффект. Наши слова имеют силу, которая сильнее мыслей, так как именно слова влияют на мир и окружающих.

Притча «3 сита» - Послушайте ещё одну историю: (читает воспитанник) «Однажды один человек пришел к мудрому Сократу и спросил: – А знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?

– Подожди, – остановил его Сократ. – Просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита!

– Три сита?

– Всегда, прежде чем, что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Сначала через сито Правды. Ты уверен, что всё то, что ты скажешь – это действительно, правда?

– Нет… Просто я слышал…

– Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет? Тогда просеем через второе сито – сито Доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее?

– Нет! Напротив!

– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – Сито Пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

– Нет, в этом нет необходимости.

– Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь мне сказать, нет ни Пользы, ни Доброты, ни Правды. Зачем тогда об этом говорить без надобности и этим ещё вредить людям?

- Что вы поняли из услышанного? /ответы воспит. /

Вывод: Следите за своими словами – они становятся поступками. Следите за своими привычками – они становятся характером. Следите за своим характером – он определяет твою судьбу…

- Известно, что врачи узнают, здоров человек или болен, осматривая язык. Можно сказать, что и наши слова служат верным признаком здоровья или болезни нашей души.

- Послушайте ещё одну историю: (читает воспитанник) «Один из учеников мудреца часто жаловался на своих соучеников мудрому учителю: - Меня постоянно кто-то оскорбляет и пытается провоцировать на конфликт, что мне делать?

Учитель задумался: - Если кто-то подойдёт к тебе с подарком, и ты не примешь его, кому будет принадлежать подарок?

- Наверное, своему прежнему хозяину…

- Тоже самое касается оскорблений, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, не станешь отвечать тем же, они принадлежат тому, кто их произнёс».

- Каков смысл данной истории? /ответы воспит. /

- А каково человеку, которого обзывают? /ответы воспит. /

- Почему люди обзывают, оскорбляют, унижают друг друга? (Хотят обидеть, хотят нагрубить, хотят показать себя сильнее, чем другие)

- Что будете впредь делать вы, если вас будут провоцировать на конфликт или оскорблять? А что бы вы посоветовали тому человеку, который сам часто является провокатором, сам оскорбляет и унижает других? /ответы воспит. /

- Послушайте отрывок из статьи психолога Татьяны Тверье: (читает воспитанник) «Матерные (нецензурные) слова – реальные имена демонов, которых матерясь, мы ежедневно призываем к себе, к своим близким и окружающим нас людям! Неудивительно, что, как тень, рядом с бранными словами «ходят» ссоры, сплетни, хамство, жестокость и злость. Обратите внимание на людей, которые много матерятся и на их поведение… Итогом жизни таких людей становятся вначале мелкие неприятности и разочарования, потом всё более и более крупные проблемы: со здоровьем, с близкими людьми, и наконец, они просто попадают в полосу хронического невезения…»

- Задумайтесь над услышанным! Мат не может быть нормой. А. С. Макаренко, известный педагог, писал: «Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая, бедная и дешевая гадость». Было выражение «кричать благим матом», то есть «вопить, что есть сил», и говорило оно о том, что человек находится явно не в здравом уме. Кстати, итальянцы словом «матто» называют именно сумасшедших.

А слово – «сСОРа», оно говорит само за себя. Насколько же засорено наше пространство! Матерные (бранные) слова – тоже пожелания, только пожелания негативные. А зложелательство считается серьё зным грехом: это своего рода проклятие. Оно приносит вред и тому, кто проклинает, и тому, на кого оно направлено.

Обидеть словом человека просто, и очень просто в душу наплевать,

И всё равно, что маленький, что взрослый -

слова в общенье нужно выбирать!

Подумайте, о чём вы говорите? Ведь слово ранит очень глубоко.

И вы назад его не возвратите, и всё исправить будет нелегко. /Борис Вейшторт/

6. Итог занятия.

- Наше занятие подходит к завершению.

- Что понравилось вам на нашем занятии? /ответы воспит. /

- Что полезного для себя взяли с занятия? /ответы воспит. /

- О чём должен помнить каждый из вас, прежде чем что-то сказать? /ответы воспит. /

- В народе говорят: встречают по одёжке, провожают по уму. Если перефразировать эту народную мудрость, можно сформулировать так: встречают - по словам, провожают по поступкам. Поэтому можно смело сказать, что слова - это тоже поступки, от которых зависят не только наша жизнь, но и судьбы окружающих нас людей.

Мы часто повторяем, что о человеке судят по его делам, но забываем иногда, что слово тоже поступок. Речь человека - зеркало его самого. Всё фальшивое и лживое, пошлое и вульгарное, как бы мы ни пытались скрыть это от других, вся пустота, черствость или грубость прорываются в речи с такой же силой и очевидностью, с какой проявляются искренность и благородство, глубина и тонкость мыслей и чувств. /Л. Н. Толстой/

- Хочу вам дать небольшие рекомендации: прислушивайтесь к тому, что Вы говорите. Если поймаете себя на слове с негативным смыслом, тут же замените его, а услышав плохую историю, не пересказывайте её каждому, а сразу же забудьте. Зато, когда удастся услышать что-то хорошее, поделитесь этим со всеми. Многие, живя в мире своих мечтаний, приставляют слово "бы" к тому, что хотелось бы иметь. А потом удивляются, почему в их жизни всё идет вкривь и вкось.

Исключите из своего словаря и мыслей слово "должен". Не попадайте в ловушку мрачных эмоций. Не говорите: "Я должен пойти на учёбу. Я должен сделать это, я должен. должен. " Вместо этого скажите: "Я иду на учёбу, потому что смогу узнать, что-то новое". Не злоупотребляйте словом "но", мы сообщаем противоречивую информацию.

Остерегайтесь выражения "не забудь". Мы привыкли говорить: "Не забудь то, не забудь это. " И в итоге всё забываем. Мы искренне хотим помнить, стараемся помнить, но забываем. Вместо злополучного "не забудь", лучше использовать словосочетание "пожалуйста, помни. "

- Слова обладают силой, поэтому нужно научиться отвечать за всё, что мы произносим вслух, ибо сказанное нами, является продолжением наших мыслей, а хорошие мысли рождают хорошую жизнь.

- Сила слова должна приводить к лучшим переменам в жизни. Слова из ваших уст определяют в будущем, что вас ожидает – неудача или успех, любовь или потеря. Поэтому говорите то, что желаете видеть в своей жизни.

- Наше занятие я хочу закончить словами Георга Гегеля : «Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».

Литература:

1. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. /Под ред. проф. Л. И. Скворцова. 28-е изд., перераб. /М. : ООО «Издательство «Мир и Образование» : ООО «Издательство Оникс», 2012.

2. Сухомлинский В. А. Обидное слово. /Москва,1998.

3. Сила слова. Лучшие легенды и притчи.

Публикации по теме:

Конспект открытого воспитательного часа с презентацией «Покорение космоса» в 9 классе школы-интерната IV видаКонспект открытого воспитательного часа с презентацией «Покорение космоса» в 9 классе школы-интерната IV вида Цель: познакомить учащихся с этапами развития космонавтики, рассказать о первом полете человека в космос, о начале освоения космического.

Конспект внеурочного занятия «Солнце, звезды и Луна» для обучающихся 6–7 класса-комплекта школы-интерната VIII видаКонспект внеурочного занятия «Солнце, звезды и Луна» для обучающихся 6–7 класса-комплекта школы-интерната VIII вида Конспект внеурочного занятия для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и Тмнр «Солнце, звезды и Луна» Внеурочное.

Конспект воспитательного часа для 7–8 класса школы-интерната 4 вида «Долой сквернословие!»Конспект воспитательного часа для 7–8 класса школы-интерната 4 вида «Долой сквернословие!» Подготовила и провела: воспитатель Огурцова И. В. Цели: • Выяснить отношение учащихся к проблеме сквернословия. • Обсудить и установить причины.

Конспект воспитательного часа «Гиннес-шоу» в 4 классе школы-интерната 4 видаКонспект воспитательного часа «Гиннес-шоу» в 4 классе школы-интерната 4 вида Воспитатель Огурцова И. В. Цели: познакомить учащихся с Книгой рекордов Гиннеса; развивать наблюдательность и фантазию у учащихся; способствовать.

Конспект воспитательного часа «Государственная символика России в 9 классе школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»Конспект воспитательного часа «Государственная символика России в 9 классе школы-интерната для обучающихся с ОВЗ» Подготовила и провела: воспитатель Огурцова И. В. Цель: осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социального.

Конспект воспитательного часа в 3 классе школы-интерната 4 вида «Кто лидер?»Конспект воспитательного часа в 3 классе школы-интерната 4 вида «Кто лидер?» Подготовила и провела: воспитатель 3 класса Огурцова И. В. Описание. В сценарии используется методика, основанная на идеях А. С. Залужного,.

Конспект экологического воспитательного часа для учащихся 3–4 класса школы-интерната IV вида «Чистая вода — навсегда»Конспект экологического воспитательного часа для учащихся 3–4 класса школы-интерната IV вида «Чистая вода — навсегда» Цель: воспитывать экологическую культуру школьника, учить применять знания о природе в новой ситуации, познакомить со значением экологически.

Мастер-класс по изготовлению рукописной книги в 7 классе школы-интерната 4 видаМастер-класс по изготовлению рукописной книги в 7 классе школы-интерната 4 вида Сегодня я представляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению рукописной книги. В этом учебном году в нашей школе-интернате проходил.

План работы методического объединения воспитателей школы-интерната VIII вида на 2017–2018 учебный год Цель: создание условий и механизмов для обеспечения компетентного подхода к воспитательной работе. Задачи: изучать новые воспитательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект воспитательного занятия в 9 классе школы-интерната VIII вида «Сила слова»
Опубликовано: 26 марта 2024 в 12:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект воспитательного занятия в 9 классе школы-интерната VIII вида «Сила слова»» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Шварценбергер Рудешко (УИ 922021) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД