Татьяна Ткаченко
План-конспект занятия для родителей (мандалотерапия)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Создание личной мандалы.
Цель: активизация ресурсных состояний личности, повышение концентрации и внутреннего равновесия родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, психоэмоциональная коррекция.
Задачи:
- снизить тревожность, раздражительность, внутреннюю агрессивность
- создать атмосферу психологической комфортности
- повышать уверенность в своих силах
- стимулировать творческий потенциал родителей
- способствовать внутренней гармонизации
- развивать межличностное взаимодействие.
Публикация «План-конспект занятия для родителей (мандалотерапия)» размещена в разделах
Целевая аудитория: родители, воспитывающие детей с ОВЗ.
Оборудование: белые круги разных размеров, пластилин, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, кисочки, краски, восковые мелки, аудиозапись, музыкальный центр.
Планируемые результаты :
- раскрытие личностных ресурсов
- развитие эмоциональной стабильности
- повышение самооценки.
Ход занятия:
Организационный момент
- Здравствуйте, уважаемые родители!
- Давайте с вами познакомимся.
Упражнение «Имя и жест»
Родители встают в круг. Каждый из них должен произнести свое имя, сопроводив его каким-то жестом (танцевальным, приветственным, физкультурным и т. п.). Затем остальные все вместе повторяют за каждым его имя и жест.
- Каждый взрослый когда-то был ребенком, давайте вспомним свои ощущения.
Упражнение «Почувствуй себя ребенком»
Сесть удобно, закрыть глаза, вспомнить свое детство: каким оно было, что больше всего радовало, что больше всего обижало. После этого участникам предлагается отрефлексировать свои чувства.
Основная часть
- Совсем скоро мы с вами погрузимся в творческий процесс: каждый из вас создаст свою, личную мандалу, а что это такое, я сейчас расскажу.
- В переводе с санскрита слово «мандала» переводится как «диск, круг». Круг замкнут, у него нет ни начала, ни конца. И этот круг символизирует собой образ единой Вселенной. В мире существует огромное множество видов мандал. Их можно создавать различными способами, например, раскрашивать готовые картинки, рисовать красками или карандашами на бумаге, лепить из пластилина, создавать насыпные мандалы из цветов, природных материалов, цветного песка, плести мандалы из ниток и т. д.
- Что же такого особенного в мандале? Казалось бы, просто рисуешь круг, в нем какие-то линии и образы. Но все намного интереснее, чем кажется на первый взгляд. Созданная мандала, словно своеобразная энергетическая матрица, получает напрямую информацию из вашего подсознания, символически отражая глубоко скрытые внутренние процессы.
- Когда мы создаем мандалу, то невольно закладываем в нее глубокий смысл. Она представляет собой мостик между внутренним и внешним миром человека, между его сознанием и подсознанием. Рисунки мандал могут быть самыми разнообразными: от рисования простых символов, до изображения картин.
Перед выполнением техники, включается музыка и родителям предлагается :
- Закройте глаза и сосредоточьтесь на своих внутренних образах. Перед вами как на экране всплывают разные образы. Постарайтесь лучше вглядеться в эти образы и запомнить их. Заполняя мандалу, постарайтесь следовать за своим внутренним чувством, рука сама создаст ваши образы.
- Кто уже увидел образы, может открыть глаза и выбрать понравившейся круг любого размера.
- Обозначьте точку в центре выбранного круга и начинайте рисовать красками, гуашью или карандашами, можно пластилином. Начав с центра круга, заполните изображением все внутреннее пространство мандалы, так как вам хочется.
Самостоятельная работа
Рефлексия
- Посмотрите на свою мандалу. Нравится ли вам то, что вы изобразили?
- Какие ощущения вызывает она у вас? Почему?
- Все ли вы успели, что хотели выразить?
- Какие чувства вы испытывали в процессе работы?
- Теперь, когда вы знаете, что такое мандала, вы можете дома использовать такую технику для обретения внутренней гармонии, улучшения общего состояния.
Заключительная часть
Упражнение «Аплодисменты»
- Вы все славно потрудились и, конечно, заслужили аплодисменты.
- Я буду поднимать и по-разному опускать руки.
- Вы должны хлопать в ладоши. Но будьте внимательны: чем выше (ниже) руки, тем громче (тише) будут ваши хлопки.
Упражнение «Смайлик»
- В заключение я хочу попросить вас выбрать смайлик, который может оценить нашу встречу: мне понравилось, я не знаю, не понравилось совсем.
Литература
1. Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала / Под ред. А. И. Копытина.
2. В. М. Рошаль. Энциклопедия символов.
3. В. Бугара. Мандала. Великая и прекрасная.