Татьяна Воробьева
План кружковой работы в старшей группе по ФЭМП на сентябрь-декабрь
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – развивать интерес к математической деятельности и желание заниматься ею.
Задачи кружковой работы :
• Закреплять и уточнять знания детей о количестве, величине, числах, времени, пространстве, геометрических фигурах;
• Учить применять приобретённые знания в измененных игровых или жизненных ситуациях;
• Развивать восприятие, память, мышление, воображение, речь;
Публикация «План кружковой работы в старшей группе по ФЭМП на сентябрь-декабрь» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Планирование на зимний период
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование на декабрь
- Планирование на сентябрь
- Планирование на сентябрь. Перспективное
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
• Формировать умение анализировать воспринимаемый и представляемый материал, выделять в нём главное, обобщать его, сравнивать, делать выводы, рассуждать;
• Развивать сообразительность, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, память на числа;
• Активизировать математический словарь в речи, учить выражать мысли простыми и распространёнными предложениями, связно, понятно для присутствующих
Месяц неделя; Название игры, упражнения Цель; Материал.
Сентябрь 1-я неделя
Д/и «Логическое лото»
Цель: Закрепить знания детей о свойствах предметов, развивать их логическое мышление.
Материал: Набор геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат,
прямоугольник, овал) разного цвета и размера.
Д/и «Матрёшки»
Цель: Развитие внимания и наблюдательности у
детей.
Правила игры: Нужно внимательно посмотреть на
рисунки и указать различия у матрёшек.
Материал: Набор карточек с изображением
матрешек (на одной карточке может быть изображение от 2 до 4 матрёшек)
Д/и «Помоги Чебурашке».
Цель: Познакомить с новой игрой. Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память.
Материал: Комплект логических блоков Дьенеша; игрушка «Чебурашка».
Словесная игра «Где был Петя?»
Цель: Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей.
Игровое правило: Рассказывать можно только о том, что есть в здании, на участке детского сада или за его пределами, т. е. что предусматривается правилом игры.
Игровые действия: Отгадывание. Зарисовки по сюжетам рассказов, рисунок – отгадка.
Материал: Рисунки – отгадки.
2-я неделя
Д/и «Составь картинку»
Цель: Упражнять в составлении целого из частей (геометрической фигуры, изображения) и воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур. Развитие у детей, сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия.
Материал: Набор геометрических фигур.
Д/и «Наоборот»
Цель: Закреплять умение ориентироваться в пространстве. Активизировать в речи слова: спереди – сзади, первый – последний, слева – справа и т. д. Усложняя задание, использовать сочетание слов: сверху вниз – снизу вверх, справа – налево, слева – направо, под столом – на столе, в начале книги – в конце книги.
Д/и «Наседка и цыплята»
Цель: Закрепить навыки счёта в пределах 5 (10, слуховое внимание.
Материал: Карточки с изображением различного количества цыплят до 5 (до 10).
Д/у «Отвечай быстро»
Цель: Воспитание быстроты и гибкости мышления, упражнять в классификации геометрических фигур по определённому признаку или признакам.
Материал: Наборы карточек, с изображением геометрических фигур различающиеся по цвету, форме, размеру.
Игровые упражнения «Дорисуй», «Дострой».
Цель: Развитие у детей геометрического воображения, пространственных представлений, закрепление знаний о геометрических фигурах, их свойствах. Развитие игрового замысла, умений ставить и реализовывать игровую задачу.
Материал: Листки бумаги, на которых изображены не дорисованные
геометрические фигуры.
3-я неделя
Д/и «Сколько осталось?»
Цель: Развитие навыка счёта предметов, умение соотносить количество и число.
Материал: Числовые карточки, набор геометрических фигур.
Д/и «Будь внимателен»
Цель: Закрепить умение различать предметы по форме.
Материал: Карточки с изображением разных предметов (мяч, дом, ракета, машина и т. д.)
Д/и «Когда это бывает»
Цель: Уточнить и углубить знания детей о частях суток, времени года.
Материал: Карточки – отгадки.
Д/и «Конструктор»
Цель: Формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счёте до 5.
Правила игры: Взять из набора треугольники, квадраты, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры фигур, изображённых на карточках.
Материал: Разноцветные фигуры.
Составление геометрических фигур из счётных палочек.
Цель: Упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследование их зрительно – осязаемым способом.
Упражнять в способе пристроения, присоединения одной фигуры к другой.
Материал: Счётные палочки длиной 10 см (15 – 20 штук на ребёнка)
4-я неделя
Д/и «Танграм»
Цель: Познакомить детей с игрой: сообщение названия, рассматривание отдельных частей, уточнение их названия, соотношение частей по размерам, усвоение способов соединения их между собой. Познакомить с правилами игры.
Правила игры: Использовать для составления каждой фигуры все части квадрата.
Соединять их только по граням, чтобы они плотно примыкали одна к другой.
Не допускать наложения одной части на другую.
Материал: Квадрат размером 16х16 см из картона, пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезанный на 7 частей.
(В результате получается 2 больших треугольника, 1 средний и 2 маленьких, квадрат и параллелограмм)
Д/и «Найди предметы»
Цель: Закрепить умение различать предметы по высоте (высокий – низкий, отношения предметов (выше, ниже, одинаковые). Активизировать в речи соответствующую терминологию.
Материал: Предметные карточки.
Упражнение со счётными палочками.
Цель: Учить детей составлять геометрические фигуры из определённого количества палочек, пользуясь приёмом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.
Материал: Счётные палочки.
Д/у «Наоборот»
Цель: Закреплять умение ориентироваться в пространстве. Активизировать в речи слова: спереди – сзади, первый – последний, слева – справа, и т. д. Усложняя задание, использовать сочетание слов: сверху вниз – снизу вверх, справа – налево, слева – направо, под столом – на столе, и т. д.
Октябрь 5-я неделя
Д/и «Помоги Чебурашке»
Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность,
внимание, память.
Материал: Комплект логических блоков
Дьенеша; игрушка «Чебурашка».
Игровые упражнения «Дорисуй», «Дострой»
Цель: Развитие у детей геометрического воображения, пространственных представлений, закрепление знаний о геометрических фигурах, их свойствах. Развитие игрового замысла, умений ставить и реализовывать игровую задачу.
Материал: Листки бумаги, на которых изображены не дорисованные геометрические фигуры.
Д/и «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое?»
Цель: Уточнить представление детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины.
Материал: Карточки подсказки (Длина – верёвка, дорога, лента и т. д. ; высота – дерево, дом, кран и т. д.)
Д/и «Где звенит колокольчик?»
Цель: Закрепить умение ориентироваться в пространстве, активно используя в речи слова: справа, слева, впереди, сзади. Развивать слух.
Д/и «Лучший лётчик»
Цель: Установление соответствия между числом рисунков и цифрами (до 5)
Набор цифр от 1 до 5, рисунки
с предметными изображениями
( например: три книги, три птицы, четыре собаки, пять деревьев и т. д.)
Материал: Набор цифр от 1 до 5, рисунки с предметными изображениями
( например: три книги, три птицы, четыре собаки, пять деревьев и т. д.)
6-я неделя
Д/и «Танграм»
Цель: Учить выделять отличительные признаки геометрических фигур (треугольников, квадрата, четырёхугольника, при условии различного расположения их в пространстве. Упражнять детей в создании разнообразных новых геометрических фигур из фигур данного набора.
( например: если сложить два треугольника получится квадрат и т. д.)
Материал: Фигуры, составляющие игру «Танграм».
Д/и «Прятки с цифрами»
Цель: Закрепить знания о цифрах (от 1 до 5)
Материал: Загадки, картинки – отгадки, набор цифр от 1 до 5.
Д/и «Разложи правильно».
Цель: Учить раскладывать счётные карточки в возрастающей и убывающей последовательности.
Материал: Счётные карточки с изображением предметов (точек) от одного до пяти.
Д/у «Сколько раз».
Цель: Закрепление навыка счёта предметов в пределах 5 (10)
Материал: Счётный материал, любые игрушки.
Д/и «Когда это бывает»
Цель: Закрепить название частей суток: «утро», «вечер», «ночь», «день».
7-я неделя
Д/и «Наоборот»
Цель: Закреплять умение ориентироваться в пространстве. Активизировать в речи слова: спереди – сзади, слева – справа, между, с, рядом, около и т. п.
Упражнение со счётными палочками.
Цель: Составлять фигуры путём пристроения. Видеть и показывать при этом новую, полученную в результате составления фигуру; пользоваться выражением: «пристроил к одной фигуре другую», обдумывать практические действия
Материал: Набор счётных палочек.
Д/у «Покажи столько же»
Цель: Закреплять умение соотносить число с цифрой и карточкой с кружками.
Материал: Карточки с кружками в пределах пяти, набор цифр от 1 до 5.
Д/у «Фигуры высшего пилотажа».
Цель: Учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать направление движения словами: «слева», «справа», «вверх», «вниз» и т. п.
Материал: Голубой лист бумаги, плоскостная ракета.
Д/у «Не ошибись»
Цель: Учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами.
Материал: Наборы предметов (игрушек, названия которых существительные женского, (мужского) рода.
8-я неделя
Д/и «Рассели жильцов»
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счёте до 5. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. (Е. Н. Панова стр. 25)
Материал: Набор блоков Дьенеша, изображённый на ватмане многоэтажный дом.
Д/у «Вчера, сегодня, завтра»
Цель: Закрепить понятия: «вчера», «сегодня», «завтра».
Д/и «Танграм»
Цель: Учить составлять сюжетную фигуру по элементарному изображению предмета (механический подбор, копирование способа разложения частей игры)
Материал: Фигуры, составляющие игру «Танграм»
Д/и «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое?»
Цель: Уточнить представление детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины в окружающей обстановке.
Д/и «Логическое лото»
Цель: Закрепить знания детей о свойствах предметов. Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать форму знакомых предметов, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы.
Ноябрь 9-я неделя
Упражнение со счётными палочками.
Цель: Составлять фигуры путём пристроения. Видеть и показывать при этом новую, полученную в результате составления фигуру; пользоваться выражением: «пристроил к одной фигуре другую», обдумывать практические действия.
Материал: Набор счётных палочек.
Д/и «Мальчики».
Цель: Закрепить счёт и порядковые числительные. Развивать представления: «высокий», «низкий», «худой», «самый толстый», «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Учить ребёнка рассуждать.
Материал: Картинки – подсказки.
Д/и «Всё о времени»
Цель: Закрепить представление о временных понятиях, таких как: части суток, времена года.
Д/и «Посчитай-ка».
Цель: Закрепление математических представлений: количественный и порядковый счёт, понятие о величине предметов, о геометрических фигурах,
о составе числа (до 5).
Материал: Игровые карточки.
Д/и «Где звенит колокольчик?».
Цель: Закрепить умение ориентироваться в пространстве, активно используя в речи слова: справа, слева, впереди, сзади. Развивать слух.
10-я неделя
Д/и «Магазин»
Цель: Развитие внимания и наблюдательности; учить различать аналогичные предметы по величине; знакомство с понятиями «верхний», «нижний», «средний», «большой», «маленький», «сколько».
Д/и «Рассеянный художник»
Цель: Развитие наблюдательности и счёт до пяти (десяти).
Материал: Набор цифр от 1 до 5 (10).
Д/и «Примеров много – ответ один».
Цель: Закрепить знания состава чисел (от 2 до 5)
Материал: Набор карточек с числами.
Д/и «Дерево»
Цель: Формирование классифицирующей деятельности (классификации фигур по цвету, форме и величине)
Материал: Два комплекта «Фигуры» по 24 фигуры в каждом (четыре формы, три цвета, две величины). Каждая фигура – носитель трё х важных свойств: формы, цвета, величины и в соответствии с этим название фигуры состоит из названия этих трё х свойств: красный, большой прямоугольник; жёлтый, маленький круг; зелёный, большой квадрат; красный, маленький треугольник и т. п.
11-я неделя
Д/и «Танграм»
Цель: Учить детей анализировать способ разложения частей, составлять фигуру – силуэт, ориентируясь на образец.
Материал: Набор фигур к игре «Танграм», образец силуэта зайца.
Д/у «Кто больше принесёт?», «Кто назовёт больше?», «Наведи порядок»
Цель: Закрепить: знание счёта в пределах 5 (10, с пересчётом предметов, названия которых существительные женского (мужского) рода.
Материал: По десять картинок двух видов с изображением любых игрушек
названия, которых существительные женского и мужского рода.
Д/и «Что ближе».
Цель: Развивать представление о расстоянии: «далеко», «близко».
Д/у «Помоги зайчонку»
Цель: Упражнять в делении круга, квадрата, прямоугольника на две и четыре равные части.
Материал: Геометрические фигуры по 2 штуки на каждого ребёнка (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ножницы.
Д/у «Посчитай и ответь», «Где больше?».
Цель: Упражнять, в умении различать количественный и порядковый счёт, отвечая на вопросы: «Сколько всего?» и «Какой по счёту?».
Показать относительность порядкового счёта.
Материал: Любой счётный материал.
12-я неделя
Упражнение со счётными палочками.
Цель: Составлять фигуры путём пристроения. Видеть и показывать при этом новую, полученную в результате составления фигуру; пользоваться выражением: «пристроил к одной фигуре другую», обдумывать практические действия.
Материал: Набор счётных палочек.
Д/и «Всё о времени»
Цель: Закрепить представление о временных понятиях, таких как: части суток, времена года.
Материал: Загадки, пословицы, поговорки, стихотворения.
Д/и «Лучший лётчик».
Цель: Установление соответствия между числом рисунков и цифрами до 7 (10)
Материал: Набор цифр от 1 до 10, рисунки с предметными изображениями.
Д/у «Фигуры высшего пилотажа»
Цель: Упражнять в ориентировке на листе бумаги, обозначать направление движения словами: «слева», «справа», «вверх», «вниз», «по середине».
Материал: Голубой лист бумаги, плоскостная ракета.
Д/у «Не ошибись»
Цель: Упражнять в названии числительных по порядку, правильно соотносить числительные с предметами.
Материал: Наборы предметов (игрушек, названия которых существительные женского (мужского) рода.
Д/и «Снеговики»
Цель: Развитие внимания и наблюдательности у детей.
Правила игры: Посмотреть на рисунки и указать различия у снеговиков.
Материал: Набор карточек с изображением снеговиков (на одной карточке изображение от 2 до 4 снеговиков)
Декабрь 13-я неделя
Д/у «Помоги зайчонку»
Цель: Упражнять в делении круга, квадрата, прямоугольника и треугольника на две и четыре равные части.
Материал: Геометрические фигуры по 2 штуки на каждого ребёнка (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ножницы.
Д/и «Рассели жильцов»
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счёте. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша, изображённый на ватмане многоэтажный дом.
Д/и «Танграм»
Цель: Учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру – силуэт, ориентируясь на образец (бегущий заяц).
Материал: Набор фигур к игре «Танграм», образец (бегущий заяц)
Д/у «Кто больше принесёт?», «Кто назовёт больше?», «Наведи порядок».
Цель: Закрепить знание счёта в пределах 7 (10, с пересчётом предметов, названия которых существительные женского (мужского) рода.
Материал: По десять картинок двух видов с изображением любых игрушек названия, которых существительные женского и мужского рода.
Д/и «Где звенит колокольчик?».
Цель: Закрепить умение ориентироваться в пространстве, активно используя в речи слова: справа, слева, впереди, сзади. Развивать слух.
14-я неделя
Д/и «Составим узор»
Цель: Выявление простейших числовых представлений у детей, умения различать предметы по цвету, форме, расположению.
Материал: Набор из 9 фигур: 1 красный круг, по 2 жёлтых и зелёных треугольника, по 2 красных и синих квадрата.
Д/и «Логическое домино»
Цель: Закрепить знания детей о свойствах предметов, развивать их логическое мышление.
Материал: Набор фигур разного цвета и размера.
Д/и «Прятки с цифрами»
Цель: Закреплять знания о цифрах.
Материал: Набор цифр от 0 до 6 (10)
Д/и «Три да три»
Цель: Закрепить знания о составе числа 6
«Конкурс загадок»
Цель: Закрепить представления о временных понятиях таких как: времена года, части суток.
Д/и «Выиграй приз»
Цель: Закрепление знания цифр, умения соотносить цифры с количеством.
Материал: Карточки с изображением предметов от 1 до 7 (10, набор цифр от 1 до 7(10)
15-я неделя
Д/и «Геометрическая мозаика»
Цель: Развитие пространственных отношений, закрепление знания геометрических фигур.
Д/и «Разложи пропущенные фигуры»
Цель: Учить осуществлять зрительно – мысленный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур.
Материал: Набор блоков Дьенеша, таблицы с изображением геометрических фигур разных комбинаций.
Д/у «Дверная скважина»
Цель: Развитие зрительной памяти и пространственного мышления.
Д/и «Мальчики»
Цель: Закрепить счёт и порядковые числительные. Развивать представления: «высокий», «низкий», «худой», «самый толстый», «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между».
Учить ребёнка рассуждать.
Материал: Картинки – подсказки.
Д/и «По порядку стройся»
Цель: Совершенствовать умение у детей выстраивать сериационный ряд из семи предметов по длине в обоих направлениях: от большего к меньшему и, наоборот – от меньшего к большему.
Материал: Карточки из плотной бумаги 30х20 (стандартный альбомный лист, по 7 полосок шириной примерно 3 см (каждая последующая длиннее предыдущей на 2 см).
16-я неделя
Д/и «Что ближе?»
Цель: Развивать представление о расстоянии: «далеко», «близко».
Д/у «Посчитай и ответь», «Где больше?».
Цель: Упражнять, в умении различать количественный и порядковый счёт, отвечая на вопросы: «сколько?», «который?», «сколько всего?», «какой по счёту?». Показать относительность порядкового счёта.
Материал: Любой счётный материал.
Д/у «Найди похожий предмет»
Цель: Упражнять, в умении различать геометрические фигуры, узнавать их форму в предметах ближайшего окружения : потолок прямоугольный, крышка стола квадратная, поднос овальный и т. д.
Д/и «Соберём букет»
Цель: Учить группировать геометрические предметы по различным признакам: цвету, форме, размеру, толщине.
Материал: Логические блоки Дьенеша.
Д/и «Посчитай-ка»
Цель: Развивать представления о том, что результат счёта не зависит от расположения предметов, а также от направления счёта (справа – налево, слева – направо, с середины, от любого предмета).
Материал: Счётные карточки с изображением предметов.