План по самообразованию «Формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения»

ЕЛЕНА КОСЕНОК
План по самообразованию «Формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения»

Тема: «Формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения»

Актуальность

В настоящее время проблема развития графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста – одна из важнейших в общей и специальной педагогике. Отмечается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями развития графо-моторных навыков. Называются различные причины: врожденные факторы, психическая депривация (сенсорная, эмоциональная, интеллектуальная, соматическая ослабленность, нарушения формирования познавательных процессов. Однако первостепенную роль играет нарушение зрительной анализаторной системы.

Состояние зрительной системы – это один из важнейших факторов, определяющих готовность ребенка-дошкольника к обучению в школе. Нормально видящий ребёнок с раннего детства овладевает необходимой информацией об окружающем мире без каких-либо специальных условий. Причём 90% этой информации – зрительная.

У детей с нарушениями зрения процесс зрительного восприятия окружающего мира существенно изменен. В исследованиях, отмечается снижение получаемой внешней информации из-за недостаточного объема и неточности образов внешнего мира. У детей с нарушением зрения появляются особенности формирования зрительных образов, страдает целостное и детальное восприятие, возникают трудности восприятия формы, величины, пропорций, пространственных отношений, ориентировки на листе в клетку, четкость различения мелких деталей, недостаточная способность различения линейных и угловых величин. Это снижает скорость восприятия, его полноту, точность, затрудняет формирование предметных и пространственных представлений. Низкий уровень развития зрительно – моторной координации у детей со зрительной депривацией приводит к нарушению развития графомоторных навыков. То есть, в конечном итоге такие нарушения отрицательно влияют на способность ребенка овладевать процессами чтения и письма.

Работа над развитием графомоторных навыков - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза. Ее необходимо осваивать, т. к. навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет. Навыки тонкой моторики помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через творчество - игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью, особенно для детей с ОВЗ. Вся система медико-педагогической коррекции в дошкольных учреждениях для детей с амблиопией и косоглазием направлены на формирование у этих детей автоматизированных навыков синхронности действия руки и глаза в различных видах деятельности.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, возникает необходимость проведения с детьми углубленной работы в этом направлении.

Цель:

повысить уровень компетентности и профессионализма по вопросам формирования графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения.

Задачи:

1. Проанализировать методическую литературу по данной теме.

2. Изучить и подобрать различные методики и техники для развития графомоторных навыков.

3. Апробировать возможности использования данных методик.

4. Совершенствовать предметно - развивающую среду кабинета для развития графомоторных качеств у детей дошкольного возраста.

5. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам формирования графомоторных навыков у детей.

6. Способствовать развитию графомоторных навыков у детей.

Работа начата в 2018 году

Этапы реализации плана деятельности по теме самообразования

на 2021 – 2022 учебный год

Список литературы

1. Готовим руку к письму / под ред. Крупенчук О. И – С-П: ЛИТЕРА,

2006

2. Учимся писать / под ред. Новотворцевой Н. В. – Яр: АКАДЕМИЯ

РАЗВИТИЯ, 1998

3. Слушай, смотри, делай. (Рабочая тетрадь) / под ред. Колесниковой

Е. В. - Яр:- АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 2000

4. Голубина научит клеточка. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2004.

5. Белая А. Е. Пальчиковые игры. - М. : «Астрель», 2001.

6. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и

упражнения. - М. : ТЦ Сфера, 2006.

7. Давыдова О. А. Графомоторика. Тренажёр по развитию

межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. – М. : Школьная пресса, 2017.

8. Морозова Л. Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой. – М. : Быстров, 2006

Н.,

9. Гаврина С. Рисуем по точкам. Тетрадь для самостоятельных занятий

детей 5-7 лет. – М. : Академия Развития, ВКТ, 2007.

10. Волшебные рисунки: Графо-моторные упражнения для детей

дошкольного и младшего школьного возраста, направленные на совершенствование техники рисования и письма. - Спб. : КАРО, 2004.

11. Формирование графо-моторных навыков. Методическое пособие. –

М. : Генезис, 2010.

12. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.

Популярное пособие для родителей и педагогов /, - Ярославль: Академия развития, 1997.

13. Рахманова диктанты для дошкольников: метод. пособие для

педагогов и родителей - М. : Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

14. Хилтунен письмо. Дети учатся писать по методу М. Монтессори. –

М. : Генезис, 2009.

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными.

Использование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыковИспользование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыков Что такое лэпбук (лепбук? Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Технология.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
План по самообразованию «Формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения»
Опубликовано: 28 сентября 2021 в 17:35
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 октября. Международный день анимации

Во всем мире сегодня все причастные к созданию мультипликационных фильмов и поклонники этого вида искусства отмечают праздник — День анимации. Это хороший повод прикоснуться к анимационному творчеству и...

28 октября. Международный день без бумаги

Каждый четвёртый четверг октября месяца проходит под девизом «Научимся использовать бумагу рационально!» По всему свету в этот день идёт «безбумажная кампания»: организуются мероприятия, пропагандирующие...


Горячие темочки