МААМ-картинки

План по самообразованию «Формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения»

ЕЛЕНА КОСЕНОК
План по самообразованию «Формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения»

Тема: «Формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения»

Актуальность

В настоящее время проблема развития графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста – одна из важнейших в общей и специальной педагогике. Отмечается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями развития графо-моторных навыков. Называются различные причины: врожденные факторы, психическая депривация (сенсорная, эмоциональная, интеллектуальная, соматическая ослабленность, нарушения формирования познавательных процессов. Однако первостепенную роль играет нарушение зрительной анализаторной системы.

Публикация «План по самообразованию „Формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения“» размещена в разделах

Состояние зрительной системы – это один из важнейших факторов, определяющих готовность ребенка-дошкольника к обучению в школе. Нормально видящий ребёнок с раннего детства овладевает необходимой информацией об окружающем мире без каких-либо специальных условий. Причём 90% этой информации – зрительная.

У детей с нарушениями зрения процесс зрительного восприятия окружающего мира существенно изменен. В исследованиях, отмечается снижение получаемой внешней информации из-за недостаточного объема и неточности образов внешнего мира. У детей с нарушением зрения появляются особенности формирования зрительных образов, страдает целостное и детальное восприятие, возникают трудности восприятия формы, величины, пропорций, пространственных отношений, ориентировки на листе в клетку, четкость различения мелких деталей, недостаточная способность различения линейных и угловых величин. Это снижает скорость восприятия, его полноту, точность, затрудняет формирование предметных и пространственных представлений. Низкий уровень развития зрительно – моторной координации у детей со зрительной депривацией приводит к нарушению развития графомоторных навыков. То есть, в конечном итоге такие нарушения отрицательно влияют на способность ребенка овладевать процессами чтения и письма.

Работа над развитием графомоторных навыков - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза. Ее необходимо осваивать, т. к. навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет. Навыки тонкой моторики помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через творчество - игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью, особенно для детей с ОВЗ. Вся система медико-педагогической коррекции в дошкольных учреждениях для детей с амблиопией и косоглазием направлены на формирование у этих детей автоматизированных навыков синхронности действия руки и глаза в различных видах деятельности.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, возникает необходимость проведения с детьми углубленной работы в этом направлении.

Цель:

повысить уровень компетентности и профессионализма по вопросам формирования графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения.

Задачи:

1. Проанализировать методическую литературу по данной теме.

2. Изучить и подобрать различные методики и техники для развития графомоторных навыков.

3. Апробировать возможности использования данных методик.

4. Совершенствовать предметно - развивающую среду кабинета для развития графомоторных качеств у детей дошкольного возраста.

5. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам формирования графомоторных навыков у детей.

6. Способствовать развитию графомоторных навыков у детей.

Работа начата в 2018 году

Этапы реализации плана деятельности по теме самообразования

на 2021 – 2022 учебный год

Список литературы

1. Готовим руку к письму / под ред. Крупенчук О. И – С-П: ЛИТЕРА,

2006

2. Учимся писать / под ред. Новотворцевой Н. В. – Яр: АКАДЕМИЯ

РАЗВИТИЯ, 1998

3. Слушай, смотри, делай. (Рабочая тетрадь) / под ред. Колесниковой

Е. В. - Яр:- АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 2000

4. Голубина научит клеточка. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2004.

5. Белая А. Е. Пальчиковые игры. - М. : «Астрель», 2001.

6. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и

упражнения. - М. : ТЦ Сфера, 2006.

7. Давыдова О. А. Графомоторика. Тренажёр по развитию

межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. – М. : Школьная пресса, 2017.

8. Морозова Л. Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой. – М. : Быстров, 2006

Н.,

9. Гаврина С. Рисуем по точкам. Тетрадь для самостоятельных занятий

детей 5-7 лет. – М. : Академия Развития, ВКТ, 2007.

10. Волшебные рисунки: Графо-моторные упражнения для детей

дошкольного и младшего школьного возраста, направленные на совершенствование техники рисования и письма. - Спб. : КАРО, 2004.

11. Формирование графо-моторных навыков. Методическое пособие. –

М. : Генезис, 2010.

12. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.

Популярное пособие для родителей и педагогов /, - Ярославль: Академия развития, 1997.

13. Рахманова диктанты для дошкольников: метод. пособие для

педагогов и родителей - М. : Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

14. Хилтунен письмо. Дети учатся писать по методу М. Монтессори. –

М. : Генезис, 2009.

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными.

Использование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыковИспользование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыков Что такое лэпбук (лепбук? Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Технология.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

План по самообразованию по теме «Формирование культурно — гигиенических навыков у детей младшего возраста» Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 г. Дата окончания работы: май 2021 г. Цель: формирование простейших культурно - гигиенических.

План работы по самообразованию в подготовительной группе «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей» Тема «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу» Цель: Систематизировать и обобщать.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения»
Опубликовано: 28 сентября 2021 в 17:35
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД