Бойко Елена
План по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическое воспитание детей младшего возраста»
Цель:
Изучение особенностей экологического воспитания детей раннего возраста. Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Публикация «План по самообразованию по теме „Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи
:•Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
Актуальность выбранной темы
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.
Достижением первых семи лет является становление самосознания : ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
План работы на год
Изучение методической литературы
Сентябрь - май
1. Л. С. Журавлёва «Солнечная тропинка»
(Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим).2006г.
2. С. Н. Николаевка «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
3. Ю. А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.
4. А. И. Иванова»Живая экология»(Программа экологического образования дошкольников».2007г.
5. Т. А. Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе».2006г.
Работа с детьми
сентябрь
1. Игра «У бабушки в гостях». Знакомство с овощами.
Цель: учить различать овощи - репу, морковь, свеклу, картофель, помидор, огурец, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса. Развивать сенсорные ощущения детей.
2. Наблюдение №1 за комнатными растениями.
Цель: учить различать растения, закреплять знания об их строении, учить ухаживать за ними (правильно держать лейку, направлять струю воды, удалять пыль с растений). Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.
3. Наблюдение №2 за комнатными растениями.
Цель: учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растений (листья, цветы)
октябрь
1. Игра «У бабушки в гостях». Знакомство с фруктами.
Цель: дать представление о фруктах–яблоке и груше, знать их названия, особенности формы, цвета, вкуса. Развивать сенсорные ощущения детей.
2. Дидактическая игра «Угадай на вкус»
Цель: способствовать умению различать овощи и фрукты на вкус.
3. Рисование «Осенний листопад»
Цель: воспитывать у детей стремление участвовать в совместной деятельности: рисовать листья на деревьях с помощью мазков, приучать детей играть вместе, не толкать друг друга.
4. Наблюдение №3 за комнатными растениями.
Цель: обобщить и закрепить знания о растениях, закрепить навыки полива.
ноябрь
1. Игра «Путешествие в лес»
Цель: дать первоначальные представления о лесе и его обитателях (лисе, зайце)
2. Наблюдение «Кто живет в аквариуме»
Цель: обратить внимание на аквариум, вызвать интерес к нему и симпатию к его обитателям.
3. Наблюдение «Что есть у рыбки? Как они едят»
Цель: дать первоначальные представления о строении рыбки, что она живая и ее надо кормить.
декабрь
1. Наблюдение «Рассмотрим нашу елочку»
Цель: познакомить с елкой (зеленая, колючая, есть иголки) учить любоваться елью
2. Наблюдение «Наша елочка живая»
Цель: воспитывать бережное отношение к живому дереву, желание помогать ему (стряхивать снег с веток, не ломать ветки)
3. Игра – драматизация «Путешествие в зимний лес»
Цель: закреплять знание о елке, об обитателях леса.
Январь
1. Наблюдение за птицами «Кто прилетает на кормушку?»
Цель: познакомить с птицами, которые прилетают на кормушку. Вызвать интерес к поведению птиц, привлекать к подкормке зимующих птиц.
2. Игра – драматизация «У бабушки в гостях»
Цель: дать первоначальные представления о составе куриной семье, их внешних отличиях. Учить детей узнавать их, узнавать звуки, которые издают курица, петух, цыплята.
3. Наблюдение «Чем угощаем птиц?»
Цель: продолжать знакомить с птицами, формировать представление о том, что птицы живые, зимой им холодно и голодно, поэтому их нужно подкармливать зернышками и белым хлебом.
4. Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с коровой и теленком.
Цель: познакомить с коровой и теленком, их отличительными особенностями.
февраль
1. Наблюдение «Белый снег пушистый»
Цель: познакомить со свойствами снега (белый, холодный, тает в руках). Показать снежинки, их много, они разные и красивые. Учить любоваться снегом.
2. Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с козой и козленком.
Цель: познакомить с козой и козленком, их отличительными особенностями. Закрепить знания о корове и теленке. Развивать игровые умения детей.
3. Наблюдение «Как снег становиться водой»
Цель: показать, что снег тает в тепле и становиться водой. Талая вода грязная, значит и снег грязный – в рот его брать нельзя
март
1. Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с кошкой и котятами.
Цель: познакомить с кошкой и котятами, их отличительными особенностями. Развивать речь, умение слушать. Учить выполнять разные игровые роли.
2. Посадка репчатого лука.
Цель: уточнить представление о репчатом луке, как овоще, полезном для здоровья. Сообщить, что из него можно растить зеленый лук. Учить сажать луковицы в землю и в воду. Познакомить с те, что для роста зелени нужна вода.
3. Игра-драматизация «Лесные чудеса»
Цель: закреплять представления о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, особенностях образа жизни.
4. Наблюдение за ростом лука
Цель: ежедневно отмечать изменения: появились корни – ими луковица пьет воду, появилась зелень, она растет, потому что в группе тепло и есть вода.
апрель
1. Наблюдение за веткой тополя в вазе с водой.
Цель: учить замечать изменения, происходящие с веткой тополя: набухание почек, появление листьев. Дать понять, что листья распустились, потому что в группе тепло и есть вода в вазе.
2. Наблюдение за таянием снега.
Цель: учить замечать сезонные изменения в природе: снег чернеет, появляются проталины, ручьи.
3. Игра – драматизация «У бабушки в гостях». Знакомство с лошадью и жеребенком.
Цель: познакомить с лошадью и жеребенком, их отличительными особенностями. Развивать речь, умение слушать. Учить выполнять разные игровые роли.
май
1. Наблюдение «Знакомимся с одуванчиками»
Цель: показать растение, сообщить его название, выделить характерные особенности (желтый пушистый цветок, стебель длинный, гладкий) Воспитывать эмоциональный отклик на красоту растения.
2. Наблюдение «Знакомимся с мать-и-мачехой»
Цель: закрепить знание об одуванчике, познакомить с мать-и-мачехой. Показать различие и сходство этих растений. Воспитывать эмоциональный отклик на красоту растений.
3. Наблюдение «Одуванчиков много – они разные и красивые»
Цель: показать превращение желтых цветов в пушистые шарики, красоту поляны, на которой много зеленой травы и одуванчиков
Работа с семьёй
декабрь
Совместная поделка кормушек для птиц.
Памятка «Как помочь птицам пережить зиму»
март
Консультация «Весенние прогулки»
май
Консультация «Лето- время новых открытий»
Самореализация
Май
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.