Лучший педагог года

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи»

Ирина Петровна
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи»

Актуальность

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Это не просто красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передаётся в мозг ребёнка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

Публикация «План по самообразованию „Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи“» размещена в разделах

Разнообразие действия руками стимулирует процесс речевого и умственного развития ребёнка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребёнка.

Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является связь развития мелкой моторики и речевого развития ребёнка. В последние годы в стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время становится актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Работа по развитию мелкой моторики рук позволяет улучшить и ускорить речевое развитие детей дошкольного возраста, улучшает качество речи, чёткость звуков, расширяет словарный запас, вызывает у детей интерес к познанию нового и интересного. Тонкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, мышление, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Таким образом можно сделать вывод, что вопрос развития мелкой моторики детей дошкольного возраста довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Поэтому недаром одной из социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования, представленных в целевых ориентирах ФГОС ДО, является следующая: «У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими».

Цель.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Развивать координацию и точность движений рук, гибкость рук.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

3. Развивать общую двигательную активность.

4. Содействовать нормализации речевой функции.

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.

6. Создавать эмоционально - комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно -развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Работа с документацией Работа с родителями Работа с воспитателями Работа с детьми Месяц

Поиск и изучение методической литературы:

(в течение года)

Консультация родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Рекомендация для педагогов: «Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики». Разучивание пальчиковой игры «Спрячь в ладошки», «Паучок».

Обучение детей игре «Шнуровка».

Настольная игра «Мозаика».

Сентябрь

Изучение журналов «Дошкольное воспитание».

«Ребенок в детском саду».

«Воспитатель ДОУ»

В течении года Консультации для родителей: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?» Консультация для педагогов ДОУ «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Игры с прищепками.

Разучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Капуста», «Семья»

Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок». Октябрь

Буклет для родителей «Пальчиковые игры для малышей» Консультация: «Дидактическая игра, как средство развития речи» Заучивание пальчиковой игры «Пирожки»

Игровая ситуация «Одеваем и раздеваем кукол».

Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

Ноябрь

Консультация для родителей «Игры дома»

Новогодние поделки: «Зимняя сказка» Консультация «Важная роль развития мелкой моторики у детей с раннего возраста».

Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение

пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

Рисование с помощью ватных палочек «Покормим птичек»

Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Игры с прищепками

Декабрь

Конкурс для родителей по изготовлению дидактических игр для развития мелкой моторики. Консультация для педагогов «Способности детей - на кончиках их пальцев». Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

Пальчиковая игра «Апельсин»

Настольные игры «Мозаика», пазлы

Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

Январь

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики» Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

Конструирование из палочек «Окно»

Пластилинография «Пушистый снежок»

Февраль

Памятка для родителей «Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны?»

Консультация: «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей 2-3 лет» Повторение знакомых игр.

Игровая ситуация ««Выгладим и сложим платочки для мамы и для дочки»»

Собирание пазлов, шнуровка

Дидактическая игра «Поможем перебрать Катеньке овощи и фрукты»

Март

Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста»,

Учить детей инсценировать руками стихи «Голуби».

Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол»,

«Стул», «Бочка», «Крыша».

Игры с крышками от пластиковых бутылок. Апрель

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок Отчет по самообразованию Повторение знакомых пальчиковых игр

Игры с прищепками

Застегивание пуговиц

Игры с клубочками Май

Список литературы:

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 1996.

8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.

9. Кольцова М. М «Развитие моторики»

10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

11. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

12. https://docplayer.ru/47392994-Samoobrazovanie-tema-razvitiyu-sensornyh-etalonov-u-detey-v-pervoy-mladshey-gruppe.html

https://infourok.ru/plan-raboti-po-samoobrazovaniyu-vospitatelya-pervoy-13.mladshey-gruppi-aistenok-na-temu-sensornoe-razvitie-detey-mladshego-vozrasta-3349451.html

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Игра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаИгра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста У малышей третьего года жизни мелкая моторика развивается также быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи»
Опубликовано: 18 ноября 2020 в 09:34
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД