МААМ-картинки

План по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»

Кленкова Альфия Равильевна
План по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы

План по самообразованию

«Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»

Цель: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Формирование сенсорной культуры, усвоение сенсорных эталонов у детей раннего возраста средствами дидактической игры (представлений о форме, цвете, величине предметов, расположении в пространстве, звуках, запахе, вкусе.

Публикация «План по самообразованию „Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры“» размещена в разделах

Постановка проблемы. Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Актуальность : Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Задачи : • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве. • Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр. • Воспитывать познавательный интерес, любознательность. • Упражнять в установлении сходства и различия между предметами. • Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков. • Развивать мелкую моторику рук. • Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей. • Оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

Ожидаемые результаты, что детей раннего возраста возможно обучить умению правильно выделять в предметах главные признаки (цвет, форму, величину) с опорой на наглядный материал, что способствует формированию у детей четкого представления о предмете в целом. Воспитать интерес к дидактической игре, • Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков. • Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми. • Презентация для родителей. • Фотовыставка «Учимся играя».

Методы: • анализ литературы по данной проблеме; • анализ и обобщение опыта работы педагогов и психологов по данной проблеме; • включённое педагогическое наблюдение; • совместные игры; • проведение занятий; • индивидуальная работа с детьми; • мониторинговые процедуры (анкетирование) • музыкально-спортивные развлечения

Этапы реализации:

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический, 3 этап - заключительный

Подготовительный этап:

• Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ. • Проведение мониторинга. • Анализ полученных результатов, выводы. • Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников". • Консультация для воспитателей «Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста» • Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

Практический этап: Работа с детьми:

1. Непосредственная образовательная деятельность.

2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».

3. Дидактические игры с малышами : А) Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Цветные парочки»; «Найди такой же…»; «Разложи фигуры по домикам», «Ниточки для шариков», «Огурчики и помидорчики» и т. д. Б) Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух) : «Постучим – погремим»; «Кто, как кричит?» и т. д. В) Для развития моторики : предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии). Г) Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д. Д) Мозаика настольная. Е) Настольно-печатные дидактические игры. Ж) Самостоятельные игры малышей. З) Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

Работа с родителями: 1. Анкетирование «Сенсорное воспитание детей». 2. Памятка для родителей «Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?» 3. Консультация «Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста». 4. Беседы о роли развивающих игр для малышей. 5. Наглядная информация: папки-передвижки («Раннее сенсорное воспитание», «Какие игрушки необходимы детям». 6. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей. Заключительный этап. Анализ результатов проекта: В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр. Технологическая карта

Сроки. Работа с детьми и родителями

Сентябрь 1. ООД по художественно – эстетическому развитию «Спрячь картинки». Цель: формировать умения у детей правильно держать в руке карандаш; изучение цвета и названия; формировать интерес к изобразительной деятельности 2. Д/и «Цветные парочки» Цели. Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов. 3. НОД по художественно – эстетическому развитию «Витамины для куклы Ляли». Цель: Изучения цвета и умения их называть; формировать умения детей раскатывать шарик круглой формы. 4. Д/и «Разноцветные палочки» Цели. Учить различать цвета по принципу «такой — не такой»; сортировать предметы по цвету. 5. Д/и. «Разложи фигурки по домикам» Цель: учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения. 6. Анкетирование «Актуальность сенсорного воспитания детей раннего возраста». 7. Памятка для родителей «Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать

Октябрь 1. ООД по познанию «Сопоставление понятий один - много». Цель: Изучение понятий один – много, сформировать у ребенка умение различать на слух один или несколько ударов по деревянной поверхности стола. 2. Д/и «Ниточки для шариков» Цели. Учить детей различать цвета по принципу «такой — не такой»; знакомить с названиями цветов. 3. Д/и «Бегите ко мне!» Цели. Учить детей находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание. 4. ООД по художественно – эстетическому развитию «Покормим птиц». Цель: Знакомить детей с тестом и его свойствами; изучение цвета и формы; научить отщипывать маленькие кусочки из теста; развивать мелкую моторику рук. 5. Д/и. «Огурчики и помидорчики» Цель: учить отличать круг от овала, помещая формы в Сроки Работа с детьми и родителями соответствующие пазлы. 6. ООД по познанию «Знакомство с овощами (помидор, огурец)». Цель: Изучение умений различать овощи по форме, цвету и вкусу. Развивать сенсорное ощущения у детей. 7. Консультация с родителями «Раннее сенсорное воспитание». Ноябрь:

1. ООД по познанию «Собираем мячики по цвету и размеру». Цель: Определить умеет ли ребенок подбирать предметы по одному или нескольким признакам. Изучение формы и цвета. 2. Д/и «Башни» Цели. Познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм. 3. ООД по художественно – эстетическому развитию «Колеса для машины». Цель: Изучение формы, продолжать учить рисовать и закрашивать круги, развивать мелкую моторику рук 4. Д/и «Найди такую же фигуру» Цели. Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения. 5. НОД по познанию Математическая игра «Что нам привез Мишутка?». Цель: Выявить, могут ли дети самостоятельно на ощупь узнать предмет; Изучение формы и величины предметов 6. Д. и. «Грибы на поляне» Цель: учить детей различать количество предметов, обозначать словами: один, мало, много. 7. Робота с родителями - изготовление пособия «Массажная гусеница».

Декабрь

1. Игра «Собери снеговика». Цель: Закрепление формы, размера, цвета предмета. 2. ООД по познанию «Снеговик». Цель: Изучение формы и цвета, сравнивать предметы по размеру. 3. Д/и «Катится – не катится» Цели. Познакомить с объемными геометрическими телами — шарами и кубами. 4. ООД по познанию «Собираем мячики по цвету». Цель: Изучение основных цветов: определить умеет ли ребенок подбирать предметы по одному или нескольким признакам и по цвету. 5. Д/и «Фигуры играют в прятки» Цели. Познакомить с объемными геометрическими телами — кубом и шаром; учить подбирать нужные формы. 6. НОД по познанию «Новогодние подарки игрушкам». Цель: Формирование знания детей основных цветов, изучение формы- шар, куб. 7. Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. Цель: закреплять у детей умение группировать однородные Сроки Работа с детьми и родителями объекты по цвету. 8. Работа с родителями - изготовление дидактической игры «Собери бусы»

Январь 1. ООД по познанию «Красивая тарелка». Цель: Изучение, закрепление основных цветов, формы; умение выкладывать шарики по образцу. Развивать мелкую моторику рук. 2. Д/и «Большие и маленькие кубики» Цели. Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко различающихся размеров; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине. 3. Д/и «Веселые матрешки» Цели. Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практического наложения и зрительного соотнесения). 4. ООД по художественно – эстетическому развитию «Птички». Цель: Учить рисовать детей ладошками, уточнение и закрепление цветов. 5. Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята» Цель: фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов. 6. Работа с родителями - изготовление дидактической игры «Разложи яички в домики».

Февраль 1. Д/и «Пирамидки» Цели. Знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине способом наложения. 2. ООД по художественно – эстетическому развитию «Гусеница на зеленом листочке». Цель: Изучение, закрепление зеленого цвета; продолжать формировать умение отрывать куски от большого кома и лепить шарики круговыми движениями; закрепление цветов. 3. Д/и «Стучим молотком». Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание 4. Д/и «Построй ворота» Цели. Учить детей использовать знания о величине (высоте, ширине) предметов в ходе практической деятельности. 5. ООД по художественно – эстетическому развитию «Ягодки рябины». Цель: Формирование умения рисовать точками, располагать изображение в ограниченной плоскости; формирование умения выполнять музыкально - ритмические движения в соответствии с характером музыки; закрепление цветов. 6. Д/и. «Где Мишка?»

Работа с детьми и родителями Цель: знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга. 7. Работа с родителями - изготовление игры «Посади бабочку на цветок».

Март 1. Сюжетно – ролевая игра «Оденем куклу на прогулку». Цель: развивать слуховое, зрительное восприятие, память, мелкую моторику рук 2. Д/и «Зайцы и лиса» Цели. Учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного; развивать внимание. 3. ООД по развитию речи Чтение стихотворения И. Сельвинского «Как кого зовут?». Цель: Познакомить детей с новым стихотворением, развивать у детей тактильную память. 4. Д/и «Собираем шишки» Цели. Учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало. 5. ООД по художественно – эстетическому развитию «Радуга - дуга». Цель: Изучение, закрепление основных цветов, умения раскатывать колбаски из пластилина, умения выкладывать дугообразно по контурным линиям и порядок цветов в ней. 6. Д/и «Разрезные картинки» Цель: развивать сенсорные способности детей : умение по части восстанавливать целое. Апрель

1. ООД по познанию «Домашние животные». Цель: Продолжение знакомства с домашними животными, их внешним видом, развивать память. 2. Д/и «Бутылки» Цели. Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера. 3. ООД по художественно – эстетическому развитию «Сушки». Цель: Продолжение изучения формы, умения раскатывать из пластилина колбаски и соединять конца колбаски между собой путем придавливания. 4. Д/и «Найди свою игрушку» Цели. Учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание и память. 5. НОД по познанию «Подарки для ежиков». Цель: формирование умения различать предметы по величине и цвету, развитие предметных действий. 6. Д/ и. «Тут и там» Цель: Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко. 7. НОД по художественно – эстетическому развитию «Солнышко и облако». Цель: Изучение и закрепление формы, величины и цветов, Сроки Работа с детьми и родителями умение наносить мазки. Май 1. НОД по познанию «Смотрит солнышко в окно». Цель: Изучение и закрепление желтого цвета. 2. Д/и «Постучим, погремим!» Цели. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы. 3. НОД по художественно – эстетическому развитию «Дождик кап- кап». Цель: Развивать умение штрихом передавать капельки дождя, формирование знания детей цветов, развитие мелкой моторики. 4. Д/и «Веселый Петрушка» Цели. Развивать слуховое внимание; учить умению быстро реагировать на звук. 5. Д/ и. «Забавные лодочки» Цель: используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут. Организовать детское экспериментирование. 6. Итоговое собрание «На год стали мы взрослей».

Анализ результатов проекта: В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

Литература1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». 2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет» 3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М. : Просвещение, 1995. 4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М. : Просвещение, 1997. 5. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г. 6. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.

Публикации по теме:

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Отчет по самообразованию тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры». Целью нашей работы по.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста»План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме,.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.

Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке»Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке» Я работаю воспитателем в группе раннего возраста 5 лет. В своей работе использую современные педагогические технологии, создаю авторские.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
Опубликовано: 11 февраля 2024 в 22:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»» (включая файлы) размещена пользователем Кленкова Альфия Равильевна (УИ 2213127) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД