Кленкова Альфия Равильевна
План по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
«Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры»
Цель: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Формирование сенсорной культуры, усвоение сенсорных эталонов у детей раннего возраста средствами дидактической игры (представлений о форме, цвете, величине предметов, расположении в пространстве, звуках, запахе, вкусе.
Публикация «План по самообразованию „Сенсорное развитие у детей раннего возраста через дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
Постановка проблемы. Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
Актуальность : Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Задачи : • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве. • Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр. • Воспитывать познавательный интерес, любознательность. • Упражнять в установлении сходства и различия между предметами. • Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков. • Развивать мелкую моторику рук. • Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей. • Оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Ожидаемые результаты, что детей раннего возраста возможно обучить умению правильно выделять в предметах главные признаки (цвет, форму, величину) с опорой на наглядный материал, что способствует формированию у детей четкого представления о предмете в целом. Воспитать интерес к дидактической игре, • Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков. • Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми. • Презентация для родителей. • Фотовыставка «Учимся играя».
Методы: • анализ литературы по данной проблеме; • анализ и обобщение опыта работы педагогов и психологов по данной проблеме; • включённое педагогическое наблюдение; • совместные игры; • проведение занятий; • индивидуальная работа с детьми; • мониторинговые процедуры (анкетирование) • музыкально-спортивные развлечения
Этапы реализации:
1 этап – подготовительный;
2 этап – практический, 3 этап - заключительный
Подготовительный этап:
• Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ. • Проведение мониторинга. • Анализ полученных результатов, выводы. • Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников". • Консультация для воспитателей «Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста» • Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.
Практический этап: Работа с детьми:
1. Непосредственная образовательная деятельность.
2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».
3. Дидактические игры с малышами : А) Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Цветные парочки»; «Найди такой же…»; «Разложи фигуры по домикам», «Ниточки для шариков», «Огурчики и помидорчики» и т. д. Б) Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух) : «Постучим – погремим»; «Кто, как кричит?» и т. д. В) Для развития моторики : предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии). Г) Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д. Д) Мозаика настольная. Е) Настольно-печатные дидактические игры. Ж) Самостоятельные игры малышей. З) Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
Работа с родителями: 1. Анкетирование «Сенсорное воспитание детей». 2. Памятка для родителей «Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?» 3. Консультация «Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста». 4. Беседы о роли развивающих игр для малышей. 5. Наглядная информация: папки-передвижки («Раннее сенсорное воспитание», «Какие игрушки необходимы детям». 6. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей. Заключительный этап. Анализ результатов проекта: В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр. Технологическая карта
Сроки. Работа с детьми и родителями
Сентябрь 1. ООД по художественно – эстетическому развитию «Спрячь картинки». Цель: формировать умения у детей правильно держать в руке карандаш; изучение цвета и названия; формировать интерес к изобразительной деятельности 2. Д/и «Цветные парочки» Цели. Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов. 3. НОД по художественно – эстетическому развитию «Витамины для куклы Ляли». Цель: Изучения цвета и умения их называть; формировать умения детей раскатывать шарик круглой формы. 4. Д/и «Разноцветные палочки» Цели. Учить различать цвета по принципу «такой — не такой»; сортировать предметы по цвету. 5. Д/и. «Разложи фигурки по домикам» Цель: учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения. 6. Анкетирование «Актуальность сенсорного воспитания детей раннего возраста». 7. Памятка для родителей «Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?»
Октябрь 1. ООД по познанию «Сопоставление понятий один - много». Цель: Изучение понятий один – много, сформировать у ребенка умение различать на слух один или несколько ударов по деревянной поверхности стола. 2. Д/и «Ниточки для шариков» Цели. Учить детей различать цвета по принципу «такой — не такой»; знакомить с названиями цветов. 3. Д/и «Бегите ко мне!» Цели. Учить детей находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание. 4. ООД по художественно – эстетическому развитию «Покормим птиц». Цель: Знакомить детей с тестом и его свойствами; изучение цвета и формы; научить отщипывать маленькие кусочки из теста; развивать мелкую моторику рук. 5. Д/и. «Огурчики и помидорчики» Цель: учить отличать круг от овала, помещая формы в Сроки Работа с детьми и родителями соответствующие пазлы. 6. ООД по познанию «Знакомство с овощами (помидор, огурец)». Цель: Изучение умений различать овощи по форме, цвету и вкусу. Развивать сенсорное ощущения у детей. 7. Консультация с родителями «Раннее сенсорное воспитание». Ноябрь:
1. ООД по познанию «Собираем мячики по цвету и размеру». Цель: Определить умеет ли ребенок подбирать предметы по одному или нескольким признакам. Изучение формы и цвета. 2. Д/и «Башни» Цели. Познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм. 3. ООД по художественно – эстетическому развитию «Колеса для машины». Цель: Изучение формы, продолжать учить рисовать и закрашивать круги, развивать мелкую моторику рук 4. Д/и «Найди такую же фигуру» Цели. Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения. 5. НОД по познанию Математическая игра «Что нам привез Мишутка?». Цель: Выявить, могут ли дети самостоятельно на ощупь узнать предмет; Изучение формы и величины предметов 6. Д. и. «Грибы на поляне» Цель: учить детей различать количество предметов, обозначать словами: один, мало, много. 7. Робота с родителями - изготовление пособия «Массажная гусеница».
Декабрь
1. Игра «Собери снеговика». Цель: Закрепление формы, размера, цвета предмета. 2. ООД по познанию «Снеговик». Цель: Изучение формы и цвета, сравнивать предметы по размеру. 3. Д/и «Катится – не катится» Цели. Познакомить с объемными геометрическими телами — шарами и кубами. 4. ООД по познанию «Собираем мячики по цвету». Цель: Изучение основных цветов: определить умеет ли ребенок подбирать предметы по одному или нескольким признакам и по цвету. 5. Д/и «Фигуры играют в прятки» Цели. Познакомить с объемными геометрическими телами — кубом и шаром; учить подбирать нужные формы. 6. НОД по познанию «Новогодние подарки игрушкам». Цель: Формирование знания детей основных цветов, изучение формы- шар, куб. 7. Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. Цель: закреплять у детей умение группировать однородные Сроки Работа с детьми и родителями объекты по цвету. 8. Работа с родителями - изготовление дидактической игры «Собери бусы»
Январь 1. ООД по познанию «Красивая тарелка». Цель: Изучение, закрепление основных цветов, формы; умение выкладывать шарики по образцу. Развивать мелкую моторику рук. 2. Д/и «Большие и маленькие кубики» Цели. Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко различающихся размеров; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине. 3. Д/и «Веселые матрешки» Цели. Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практического наложения и зрительного соотнесения). 4. ООД по художественно – эстетическому развитию «Птички». Цель: Учить рисовать детей ладошками, уточнение и закрепление цветов. 5. Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята» Цель: фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов. 6. Работа с родителями - изготовление дидактической игры «Разложи яички в домики».
Февраль 1. Д/и «Пирамидки» Цели. Знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине способом наложения. 2. ООД по художественно – эстетическому развитию «Гусеница на зеленом листочке». Цель: Изучение, закрепление зеленого цвета; продолжать формировать умение отрывать куски от большого кома и лепить шарики круговыми движениями; закрепление цветов. 3. Д/и «Стучим молотком». Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание 4. Д/и «Построй ворота» Цели. Учить детей использовать знания о величине (высоте, ширине) предметов в ходе практической деятельности. 5. ООД по художественно – эстетическому развитию «Ягодки рябины». Цель: Формирование умения рисовать точками, располагать изображение в ограниченной плоскости; формирование умения выполнять музыкально - ритмические движения в соответствии с характером музыки; закрепление цветов. 6. Д/и. «Где Мишка?»
Работа с детьми и родителями Цель: знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга. 7. Работа с родителями - изготовление игры «Посади бабочку на цветок».
Март 1. Сюжетно – ролевая игра «Оденем куклу на прогулку». Цель: развивать слуховое, зрительное восприятие, память, мелкую моторику рук 2. Д/и «Зайцы и лиса» Цели. Учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного; развивать внимание. 3. ООД по развитию речи Чтение стихотворения И. Сельвинского «Как кого зовут?». Цель: Познакомить детей с новым стихотворением, развивать у детей тактильную память. 4. Д/и «Собираем шишки» Цели. Учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало. 5. ООД по художественно – эстетическому развитию «Радуга - дуга». Цель: Изучение, закрепление основных цветов, умения раскатывать колбаски из пластилина, умения выкладывать дугообразно по контурным линиям и порядок цветов в ней. 6. Д/и «Разрезные картинки» Цель: развивать сенсорные способности детей : умение по части восстанавливать целое. Апрель
1. ООД по познанию «Домашние животные». Цель: Продолжение знакомства с домашними животными, их внешним видом, развивать память. 2. Д/и «Бутылки» Цели. Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера. 3. ООД по художественно – эстетическому развитию «Сушки». Цель: Продолжение изучения формы, умения раскатывать из пластилина колбаски и соединять конца колбаски между собой путем придавливания. 4. Д/и «Найди свою игрушку» Цели. Учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание и память. 5. НОД по познанию «Подарки для ежиков». Цель: формирование умения различать предметы по величине и цвету, развитие предметных действий. 6. Д/ и. «Тут и там» Цель: Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко. 7. НОД по художественно – эстетическому развитию «Солнышко и облако». Цель: Изучение и закрепление формы, величины и цветов, Сроки Работа с детьми и родителями умение наносить мазки. Май 1. НОД по познанию «Смотрит солнышко в окно». Цель: Изучение и закрепление желтого цвета. 2. Д/и «Постучим, погремим!» Цели. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы. 3. НОД по художественно – эстетическому развитию «Дождик кап- кап». Цель: Развивать умение штрихом передавать капельки дождя, формирование знания детей цветов, развитие мелкой моторики. 4. Д/и «Веселый Петрушка» Цели. Развивать слуховое внимание; учить умению быстро реагировать на звук. 5. Д/ и. «Забавные лодочки» Цель: используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут. Организовать детское экспериментирование. 6. Итоговое собрание «На год стали мы взрослей».
Анализ результатов проекта: В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.
Литература1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». 2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет» 3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М. : Просвещение, 1995. 4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М. : Просвещение, 1997. 5. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г. 6. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.