Лучший педагог года

План по самообразованию «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Балашова Наталья
План по самообразованию «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

План по самообразованию

Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

(дошкольная группа от 6 до 7 лет) 2023-2024 учебный год

Воспитатель: Балашова Наталья Юрьевна.

Актуальность темы:

Публикация «План по самообразованию „Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности. Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Многие родители ищут помощи в решении этих проблем у воспитателей дошкольных образовательных организаций, которые могут в этом помочь и детям, и их родителям через включение в воспитательно-образовательный процесс программ по изучению основ формирования финансовой грамотности дошкольников. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы дошкольникам, которые закладывают нравственные основы финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).

Цель для педагога:

-Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Повышение своего уровня компетентности и профессионализма в изучении вопроса о финансовой грамотности дошкольников.

Цель для детей :

-Формирование финансовой грамотности у дошкольников. Развитие мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитие речи. Дети приобретут навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Задачи:

дать воспитанникам первичные финансовые и экономические представления;

обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;

стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

положить начало формированию финансово-экономического мышления;

содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника;

формировать понятие о взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость — с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.

Ожидаемый результат для педагога:

Повышение своего профессионального уровня. Создание специальной среды для обучения основам финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Оформление собственных методических разработок.

Ожидаемый результат для детей :

знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

знают российские деньги;

знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;

в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;

проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство.).

Формы отчетности :

- создать уголок "Занимательные финансы".

-проект "Деньги разных стран".

-открытое занятие для педагогов в рамках ДОУ и консультация для воспитателей по данной теме.

-составить конспекты занятий, развлечений.

- проведение мастер-класса, консультации, рекомендации, памятки для родителей.

План работы по данной теме на год

Сроки

Литература для изучения

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Сентябрь-

октябрь-

ноябрь

- Знакомство с теоретическими знаниями о развитии речи при помощи мнемотаблиц, изучение литературы, подбор диагностического материала.

Беседа о труде.

Занятие – беседа на тему: «Летний день – год кормит».

Беседа «Что ты сделала вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке или папе?

Беседа «Хлеб – всему голова».

Беседа с детьми «Знакомство с правилами экономии».

Дидактические игры «Заготовим на зиму фрукты, овощи», «Парочки-детский сад», «Угадай, какая это профессия», «Кому, что нужно для работы», «Кто лучше знает инструменты».

Чтение и обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга».

Чтение стихотворений о труде и профессиях.

Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка».

Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах».

Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»

-Анкетирование родителей

«Мой ребенок и финансовая грамотность»

- Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

-информация в родительский уголок «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет», «Практические советы

родителям по

формированию финансовой

грамотности»

- оформление родительского уголка.

-Родительское собрание «Возрастные особенности детей седьмого года жизни»

- Создание центра финансовой грамотности «Занимательные финансы» в группе совместно с родителями

- совместно с родителями подбор и разработка игр, способствующих экономическому развитию

- изучение опыта педагогов ДОУ

Декабрь-

январь-

февраль

1. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. М. : ВИТА-ПРЕСС, 2017. 56 с.

2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. с. 103.

3. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие. М. :АРКТИ, 2006. 88 с.

4. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. № 6.

5. Ульева Е. Откуда берутся деньги? : энциклопедия для малышей в сказках. Ростов-н/ Д: Феникс, 2018. 45 с.

-Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя).

- Беседа о том, что не все продается и покупается за деньги.

- Беседа «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?»

-Рассказ воспитателя об истории появления денег.

- Изготовление альбома

«Деньги разных стран».

- Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо».

Рисование «Монеты моей страны».

Аппликация «Необычные формы денег».

Игры-занятия «Путешествие в страну товаров», «Товар и бережное отношение к нему».

- Игра - Викторина «Путешествие в денежную страну»

Просмотр мультфильма «Азбука денег тётушки Совы», «Уроки тетушки Совы» : 1 серия «Что такое деньги?»; 10 серия «О банке».

Проблемные ситуации: «Какие бывают товары?», «Где продается товар?», «Как поступить?».

Чтение Т. Аксаков «Аленький цветочек»; Ф. Хагер «Продавец и лось»; русская народная сказка «Как барин овцу купил»; Г. Сапгир «Как лягушку продавали»; С. В. Михалков «Как старик корову продавал»

-консультация по теме: «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»

-информация в родительский уголок «Учите видеть связь между трудом и деньгами»,

«Учите ребенка выбирать и покупать товар»

-пополнение центра театрального уголка костюмами, масками атрибутами для инсценировок

-Оформление папки-передвижки «Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет»

Конкурс творческих работ детей и родителей «Моя первая сказка про

финансы»

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: занимательно-экономическая зона (кроссворды, лабиринты, головоломки и др.)

-сотрудничество с

детской библиотекой в

подборе методической

литературы.

-Консультация для педагогов «Формы и методы работы по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Март-

апрель-

май

1. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. № 7. С. 8.

2. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. -сост. Л. Г. Киреева. Волгоград: Учитель, 2008. 169 с.

3. Казакова Н. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. № 1. С. 29.

4. Смоленцева А. А. Проблемно-игроваятехнология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. с. 63.

- Литературная викторина по русским народным сказкам.

- Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино».

«Уроки тетушки Совы» : 3 серия «Семейный бюджет»; 4 серия «Карманные деньги»; 5 серия «Умение экономить»;

Заочная экскурсия в банк.

Беседа о рекламе.

«Зачем нужны деньги», «Семейный бюджет».

Проблемная ситуация «Кто купит больше?».

- Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе».

- Рисование «Моя любимая реклама».

- Игра-соревнование «Кто больше назовет примеров необычного применения вещей».

- Викторина для детей «О какой

сказке идет речь?».

Сюжетно-ролевая игры «Интересные покупки», «Ателье», «Рынок».

- родительское собрание «На пороге школы» выступление «Маленький экономист».

-Буклет «От куда в нашем доме

появляются деньги?»; «Интерактивные игры для

формированию финансовой

грамотности у детей»

-Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги», «Детский труд и

поощрение»

-Информация в родительский уголок «Как мы планируем и

тратим?», «Правила бережливости».

- Папка-передвижка для родителей «Экономическое развитие дошкольников»

-

- Мастер-класс для педагогов «Игры по финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте»

- открытое занятие «Путешествие в страну финансов»

-отчет по самообразованию, презентация

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач работы.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Фотоотчёт об участии в межрегиональной викторине «В мире финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возрастаФотоотчёт об участии в межрегиональной викторине «В мире финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста Фотоотчёт об участии в межрегиональной викторине «В мире финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста. Видео-визитка:.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста9 группа Конспект по развитию финансовой грамотности.

Конспект занятия по финансовой грамотности «В магазине. Что такое цена?» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по финансовой грамотности «В магазине. Что такое цена?» для детей старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для формирования основ финансовой грамотности. Задачи: - Развивать социально – коммуникативное общение, внимание,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 декабря 2023 в 09:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД