МААМ-картинки

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

Соломатина Валерия Валерьевна
План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по. Поддьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты

Публикация «План по самообразованию „Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры“» размещена в разделах

жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания. Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

Цель: повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Задачи:

- совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;

- обогащать развивающую среду группы по сенсорному развитию в соответствии с ФГОС ДО (создание и приобретение новых игр при участии родителей);

- повышать компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации, родительские собрания, мастер-классы, совместную деятельность.

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуален, т. к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

-развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы (зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, речь).

Ожидаемые результаты:

- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;

- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

- У родителей повысился уровень знаний по сенсорному развитию детей. Благодаря этим знаниям, родители создали дома условия для сенсорного развития ребёнка с подбором дидактических игр, игрушек и материалов.

Выход темы:

- консультация для родителей;

- консультация для педагогов;

- стендовая информация;

- мастер – класс для родителей «Путешествие в страну Сенсорики»;

- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста;

- открытая НОД;

- презентация темы по самообразованию на итоговом педсовете.

Срок реализации Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май

Образовательная деятельность с детьми Занятия по сенсорному развитию.

Задачи: Продолжать учить детей различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый); учить согласовывать числительные «один» и «много» с существительными; формировать представление о величине: большой, маленький; побуждать детей отвечать на вопросы. Развивать произвольное внимание, воображение, память, интересы детей, любознательность, творческое воображение детей, общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и детьми. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями. Побуждать говорить детей предложениями из 2-3 слов, обогащать словарный

д\и на развитие тактильных ощущений :

- «Чудесный мешочек»

- «Определи на ощупь»

- «Узнай фигуру»

- «Найди пару».

Задачи: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику. Д\и и

упражнения для закрепления понятия

формы.

- «Найди предмет указанной

формы»

- «Найди предмет такой же формы»

- «Какая фигура лишняя?»

Задачи: уточнения и закрепления геометрических фигур, формировать умения детей видеть и анализировать форму предметов и отдельных частей, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы. д\и и упражнений на закрепление понятия величины.

- «Сравни предметы по высоте»

- «Самая длинная, самая короткая»

- «Разноцветные кружки»

- «В какую коробку?»

- «Дальше – ближе»

Задачи: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, логическое мышление, глазомер, мелкую моторику рук, навыки игрового общения, активизировать в речи детей слова «большой, маленький», «длинный – короткий» и. т. д. Активизировать речь детей, Д\и и

упражнения на закрепление цвета:

- «Какого цвета не стало?»

- «Какого цвета предмет?»

- «Собери гирлянду»

- «Какие цвета использованы?»

- «Уточним цвет»

Задачи: Закреплять умение различать и называть цвета, классифицировать предметы по цвету. Развивать мелкую моторику рук. отчет

Взаимодействие с родителями Подготовить консультацию для родителей по теме: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Проведение мастер – класса для родителей по теме: «Путешествие в страну Сенсорики»

Взаимодействие с педагогами Подготовить консультацию для педагогов по теме: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» Сборник д\и на развитие тактильных ощущений. Сборник д\и на развитие тактильных ощущений. открытая НОД для педагогов. Сборник д\и и упражнений на закрепление понятия величины. Выступление на педсовете – отчет о проделанной работе по теме самообразования

«Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры» на итоговом педсовете.

Изучение психолого – педагогической литературы Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т. В. Галанова Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

Создание предметно – пространственной среды Картотека д\и на развитие тактильных ощущений. Картотека д\и и

упражнения для закрепления понятия

формы. Д\и и

упражнения для закрепления понятия

формы. Картотека д\и и

упражнения на закрепление цвета. Выступление на педсовете – отчет о проделанной работе по теме самообразования

«Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры» на итоговом педсовете.

Практический выход:

Образовательная деятельность: Разработать конспект итогового занятия по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Взаимодействие с педагогами: доклад итоговый: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Взаимодействие с родителями: совместный досуг «Поиграем вместе….»

Список литература:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М. : «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г

6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.

7. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003;

8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т. В. Галанова

9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

10. Давыдова О. И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

11. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

12. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.

13. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

14. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.

Перспективный план по самообразованию

год Тема по самообразованию Форма и срок отчёта

2016 - 2017 «Приобщение детей к культуре своего народа через использование малых фольклорных жанров». Составление методической разработки по теме: «Приобщение детей к культуре своего народа через использование малых фольклорных жанров».

2017 - 2018 «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования ватными палочками». Презентация по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования ватными палочками».

2019 - 2020 «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Презентация по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Публикации по теме:

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»
Опубликовано: 19 декабря 2019 в 17:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД