Галина Землянникова
План по самообразованию воспитателя на тему «Использование камешков Марблс в работе с детьми среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию воспитателя на тему
Актуальность.
Ребёнок живёт играя. Поэтому процесс обучения не может проходить без игровой деятельности. Речь, память, воображение, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные процессы развиваются в детской игре. Занятия с детьми среднего дошкольного возраста должны быть динамичны, эмоционально приятны, не утомительны, разнообразны, а самое главное обязательно должны проходить в игровой форме. А это объективно подталкивает к поискам новых, интересных, необычных игровых приёмов и средств.
Публикация «План по самообразованию воспитателя на тему „Использование камешков Марблс в работе с детьми среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Марблс. Игры с камешками
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Одним из таких приёмов является специально организованная деятельность с использованием шариков Марблс и камешков кабошонов (декоративных камешков).
Стеклянный шарик марблс – далёкий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Шарики имеют разнообразную цветовую гамму.
Камешки - кабошоны (в переводе «шляпка от гвоздя») удобны в применении, они не перекатываются. Могут быть стеклянными, пластмассовыми, деревянными, из натурального камня.
Морские камешки — интересный, доступный, природный материал для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними, детей привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой.
В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание мира, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности.
Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движений рук, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.
Все эти задачи возможно решить и иным способом, но Марблс помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.
Цель – повышение своего уровня компетентности и профессионализма в изучении нетрадиционных форм работы с детьми; внедрение и применение технологий в работе с детьми и родителями.
Задачи:
Изучить технологии использования камешков Марблс в работе с детьми среднего дошкольного возраста.
Разработать картотеку картинок и перечень игр с описанием для работы с камешками Марблс.
Повышать речевую активность и интеллектуальные способности детей во всех видах детской деятельности.
Внедрить технологию использования камешков Марблс во все виды детской деятельности
Предполагаемый результат:
Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения.
Повышение активности и интеллектуальных способностей детей во всех видах детской деятельности.
Месяц Литература
Сентябрь - декабрь 1. Климанова Г. Б. Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста.
2. Ю. В. Кириллова «Игровое взаимодействие родителей и детей раннего и дошкольного возраста в ДОО», изд. Детство-пресс.
3. В. А. Деркунская, А. А. Ошкина «Игры-эксперименты с дошкольниками»,
изд. Центр педагогического образования.
4. Участие в вебинарах по теме самообразования.
5. Просмотр в интернете занятий с детьми по теме самообразования.
Январь - май 1. Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ», изд. ТЦ Сфера.
2. Интернет – ресурсы:
- всероссийский образовательный сайт «Логопедический портал» https://logoportal.ru
- международный образовательный портал «MAAM.RU» - https://www.maam.ru
3. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда в 2-х частях. М., «ВЛАДОС», 2003.
4. Участие в вебинарах по теме самообразования.
5. Просмотр в интернете занятий с детьми по теме самообразования.
Работа с родителями
Месяц Форма работы, цель
Сентябрь - октябрь 1. Анкетирование родителей. Выяснить знания родителей о камешках Марблс.
2. Папка - передвижка «Камешки Марблс и их применение». Познакомить родителей с применением камешек Марблс.
3. Консультация «Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста». Познакомить родителей с тем, как камешки Марблс используются в детском саду с детьми дошкольного возраста.
Ноябрь - декабрь 1. Совместное с родителями составление картотеки картинок и перечня игр с описанием для работы с камешками Марблс. Приобщать родителей к совместной деятельности с воспитателем.
2. Мастер-класс «Камешки Марблс – разноцветное счастье детей». Побуждать родителей использовать камешки Марблс в играх с детьми дома.
Январь - февраль 1. Консультация на тему : «10 увлекательных игр с камешками марблс». Знакомить родителей с разнообразием игр с камешками Марблс.
2. Открытое занятие с использованием камешков Марблз «Спасем бельчонка». Продолжать знакомить родителей с применением камешков Марблс с детьми дошкольного возраста. Продолжать учить родителей использовать их в играх с детьми дома.
Матр - апрель 1. Памятка «Требования к выполнению упражнений с использованием камешков Марблс». Знакомить родителей с требованиями к выполнению упражнений с камешками Марблс.
2. Фотоотчёт «Как мы играем с камешками Марблс в детском саду». Побуждать родителей к использованию камешком Марблс дома.
Май 1. Фотоотчёт «Как мы играем с камешками Марблс дома». Привлечь родителей к активному сотрудничеству, так как только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается достичь большего результата.
Работа с детьми
Месяц Форма работы, цель, задачи
Сентябрь 1. ООД «Камни, которые подарило море». Цель: познакомить детей с камнями, которые подарило море: коралл, жемчуг, известняк. Дать представление о жизни полипов, мидий и о том, как образуются кораллы, жемчуг, известняк. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности. Развивать сенсорные ощущения детей, поддерживать интерес к опытнической работе. Учить детей видеть разнообразие, красоту камней, любоваться ими, рассказать об использовании человеком. Расширять словарный запас.
2. Беседа «Камни». Цель: учить детей наблюдать, выделять сходство и различие признаков в предметах; классифицировать камни по признакам: размер (большой, маленький); рельеф (гладкий, ровный, шероховатый, шершавый); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый, цвет (серый, коричневый, белый, красный, синий, форма (круглые, овальные, треугольные, квадратные, место (речной, морской, горный).
3. Презентация «Камни, рождённые деревом». Цель:
Закрепить знания об объектах неживой природы (мел, уголь, коралл). Познакомить детей с камнем янтарь, его цветом, происхождением, свойствами, использованием. Воспитывать бережное отношение к янтарю, учить видеть его красоту.
4. Рассказ о декоративных камнях. Цель: знакомить с декоративными камнями.
Октябрь 1. Упражнение «Знакомство». Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.
2. Беседа «Что мы знаем о камнях». Цель: учить различать виды камней по их внешним признакам; развивать познавательные способности, логическое и образное мышление, творческое воображение. Содействовать формированию интереса к неживой природе.
3. Упражнение «Змейка». Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.
4. ООД «Удивительные камни». Цель: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Задачи:
обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый). Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома. Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.
Ноябрь 1. Слушание «Сказка о камне». Цель: познакомить со сказкой. Развивать память, внимание, мышление.
2. Упражнение: «Помоги-ка». Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.
3. ООД «Простые и ценные камни в природе».
Цель: развивать у ребят интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств. Называть свойства и особенности (крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, красивый и др.) Дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей. Речные камни - неровные, разной формы, бывают и с острыми углами. Морские камни – всегда округлой формы, гладкие, такими их сделали морские волны. Камни тяжёлые, очень твёрдые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий, мостов, дорог и других сооружений. Дать детям первое представление о поделочных камнях. Расширять словарный запас.
4. Упражнение «Найди и назови».
Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
Декабрь 1. Презентация «Красивые камни в нашем доме». Цель: продолжать знакомить с камнями. Развивать мелкую моторику, усидчивость, зрительную память, воображение, логическое мышление, творчество.
2. Игра «Расскажи про свой узор?». Цель: развивать воображение, связную речь.
3. Беседа «Драгоценные камни». Цель: познакомить детей с наиболее распространёнными декоративными камнями и изделиями из них. Формировать эстетическое восприятие окружающего.
4. Упражнение «Зоркий глаз». Цель: развивать память.
Январь 1. Развивающая игра «Цветовая гамма». Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память.
2. Игра «Ходилка». Цель: развивать логическое мышление, мелкую моторику.
3. Упражнение «Клад». Цель: развивать мелкую моторику, закреплять название камней.
4. Игра «Мозаика». Цель: развивать мелкую моторику, зрительную память, логическое мышление, творчество.
Февраль 1. Упражнение «Лабиринты». Цель: учить автоматизировать звук в словах. Закреплять знания цветов.
2. Соревнование «Кто быстрее начинит «колбаску».
Цель: продолжать развивать мелкую моторику рук, знания цвета.
3. ООД Открытое занятие с использованием камешков Марблз «Спасем бельчонка». Задачи: выявить у детей полученные знания, представления, умения, которые они получили на занятиях по математике. Закрепить умение ориентироваться в пространстве. Продолжать учить порядковому и количественному счету в пределах 5, продолжать учить отвечать на вопросы: «сколько?», «который по счету?». Совершенствовать знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник;
закрепить умение распознавать цифры до 5 и выкладывать на плоскости с помощью камешков Марблз. Закреплять знания в названии времени суток; развивать воображение, наблюдательность, память, логическое мышление, сообразительность.
4. Игра «Гирлянда». Задачи: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно - двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.
Март 1. Речевая игра с элементами подвижной активности «Зебра, лев, жираф». Цель: развитие моторики, речи, дальнозоркости, формирование лидерских качеств: целеустремленности, умение работать по четкому алгоритму, выполнять команды.
2. Упражнение «Художник». Цель: развивать творчество, мелкую моторику.
3. Игра «А ну-ка, повтори». Цель: развивать мелкую моторику, внимательность, мышление, усидчивость.
4. Упражнение «Укрась». Цель: продолжать развивать мелкую моторику, внимательность, мышление, творческое воображение, усидчивость.
Апрель 1. Просмотр мультфильма «Серебряное копытце». Цель: познакомить детей с мультфильмом. Продолжать знакомить с наиболее распространёнными декоративными камнями и изделиями из них. Формировать эстетическое восприятие окружающего.
2. Рисование стеклянными шариками. Цель: развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.
3. Слушание стихов про камни. Цель: продолжать знакомить с камнями, закреплять знания о них, развивать слуховое внимание.
4. Игра «Тучка и капельки». Цель: учить детей соотносить и группировать предметы по размеру. Формировать зрительную координацию, понятия «большой», «маленький». Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Развивать слуховое внимание, цветовое восприятие.
Май 1. Игра «Выкладывание сюжетных картинок из камешков».
Цель: развитие фантазии. Выкладывание сюжетных картинок при помощи камешков на определенную тему : «Морское дно» и «Домик в деревне», «Колобок», «Новый год»,
«Рыбки в аквариуме».
2. Математические игры с камешками «Разложи по размеру», «Повтори контур фигуры». Цель: развивать математические способности, закреплять знания о размере предметов, о геометрических фигурах.
3. Игра «Сортируем камешки». Цель: продолжать формировать знания детей о цвете, размере, форме, весе предметов.
4. «Массаж пальчиков».
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию и точность движений.