Получи документы

Экологическое развитие детей младшего дошкольного возраста

Ирина Коврижных
Экологическое развитие детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие, воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).

Задачи:

• Формировать представление о растениях, животных, человеке как живых существах;

• Показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой, т. е. приспособление растений и животных к среде обитания и её сезонным изменениям;

• Сформировать осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе);

Публикация «Экологическое развитие детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

• Воспитать бережное отношение человека к природе;

• Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Актуальность

Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.

Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.

Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.

Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА.

В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании.

В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших дошкольников, применением новых видов игровой деятельности.

Работа с детьми Дидактические игры Развивающая среда Работа с родителями

СЕНТЯБРЬ

- Прогулка по экологической тропе.

Цель: Наблюдение за сезонными изменениями осенью.

- Труд на участке детского сада и экологической тропе «Собираем дружно листья и мусор».

- НОД «Осень наступила».

Цель: расширение представлений об осени и при знаках осени, сезонных изменениях.

- Заучивание стихов об осени.

Цель: расширение словаря, памяти и развитие речи. - Д/и «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты.

Цель: Развивать умение различать овощи и фрукты.

- Д/и «Найди листок, какой покажу»

Цель: Развивать умение различать и сравнивать листья по величине, форме, цвету.

- Чтение стихов, потешек, познавательных сказок. - Изготовление – дидактических игр:

«Найди тень птицы».

«Найди птицу».

- Изготовление лэпбука «Живая-неживая природа»

- Изготовление лэпбука «Какая она вода?»

- Оформление группы на тему «Осень в гости к нам пришла!» - Папка - передвижка

«Прогулки с детьми

осенью».

- Организовать сбор листьев деревьев разной формы и размера, шишки.

- Выставка поделок из листьев, овощей и фруктов «Дары осени»

ОКТЯБРЬ

- Загадки про осень и признаки осени.

- Интегрированное занятие «Дикие животные. Что растет в лесу, кто живет в лесу?»

Цель: формирование представлений о жизни живых организмов в лесу, особенностях обитания животных.

- Экскурсия по территории детского сада.

Цель: продолжать знакомить с осенними изменениями в природе. Закрепление понятие о листопаде.

- Наблюдение за деревьями на территории детского сада. Коллективная работа из сухих листьев «Осеннее дерево» - Д/и «Время суток»

Цель: формирование представлений о времени суток

- Д/ и «Что растет на грядке» Дидактическая игра «Собираем урожай» - Оформить альбом «Деревья нашего края».

- Оформление дидактической игры «Времена года»

- Оформление пособия «Время суток» - Папка - передвижка

«Зачем детям нужно знать, что такое природа».

- Памятка «Роль игры в развитии ребенка»

НОЯБРЬ

- Интегрированное занятие «Посвящение в Эколята»

Цель: формирование представлений об экологии, природе, о необходимости беречь природу.

- НОД с просмотром презентации «Как животные готовятся к зиме»

Цель: формирование представлений о жизни диких животных в зимнее время.

- Изготовление совместной кормушки в группе с детьми для участка детского сада.

- Подкормка птиц на прогулке.

- Экспериментальная деятельность «Чудо-пузырьки»

Цель: знакомство с понятием воздух, свойствами воздуха (не имеет цвета, запаха). Д/И игра «Кто где живет?» ( животные и птицы: дикие, домашние, животные севера)

- Д/и «Живая, неживая природа» - Изготовление Д/и Экологическое лото «Животные и птицы»

- Оформление уголка в группе «Эколята»

- Оформление альбома «Животные Африки и жарких стран»

- Папка-передвижка.

«Природа - общий дом».

- Организовать сбор книг о природе в центр экологического воспитания.

- Совместное изготовление

родителями с детьми кормушек

для птиц.

ДЕКАБРЬ

- Краткосрочный проект «снег – вода

– лед»

Цель: расширение представлений о неживой природе, о свойствах воды, снега и льда.

- НОД с просмотром презентации «Как птицам пережить холодную зиму» Беседы: «Что ты знаешь о птицах?

Цель: формирование представлений о жизни птиц, особенностях их строения и обитания в природе.

- Целевая прогулка: «Поделки из снега». Изучаем свойства снега.

Цель: формирование представлений о свойствах снега.

- Беседа «Дом – жилище человека, дом – природа» Д/и «Когда это бывает?»

- Д/и «Найди по описанию» (животные дикие и домашние) - Оформление группы на зимнюю тематику и подготовка к Новому годку.

- Изготовление Красной книги «Животные и птицы Свердловской области»

- Оформление уголка «Круговорот воды в природе»

- Оформление сезонного дерева в экологическом центре - Памятка «Как помочь птицам

пережить зиму»

- Организовать сбор изготовленных

из бумаги снежинок.

- Консультация «Польза прогулок в зимнее время»

ЯНВАРЬ

- НОД: «На что похожи облака»

Цель: формирование представления об облаках.

- Интегрированное занятие «Кто живет на земле, в воде и на земле»

Цель: формирование представлений о суше, воде и земле, их обитателях.

- Прогулка по экологической тропе. Наблюдение за природными явлениями, деревьями на территории детского сада.

Цель: закрепление знаний о природных изменениях зимой.

- Развлечение в группе «Путешествие в зимний лес»

Цель: Расширение представлений о зимних изменениях. - Д/и «Земля, вода, воздух»

- Д/и Составь цепочку»

- Д/и «Составь целое из 4 частей» (фрукты, овощи, деревья) - Оформление дидактической игры «Земля, воздух, вода»

- Изготовить игру «Найди такую же

снежинку»

- Оформление игры «Ромашка времен года»

- Оформление макета «Дикие животные леса» - Анкетирование родителей.

«Нужна ли нам экология

- Изготовить папку- передвижку

«Играем вместе»

ФЕВРАЛЬ

- Исследовательская деятельность «Как растет лук?». Посадка лука и зелени (укроп, салат) на огороде на окне.

Цель: формирование представлений о этапах роста лука, салата и укропа.

- Интегрированное занятие «Жители глубинных вод»

Цель: формирование представлений о подводном мире.

- НОД Кто живёт на птичьем дворе?

Цель: формирование представлений о птицах (домашние, лесные птицы, птицы живущие в городе)

- Исследовательская деятельность «Волшебная льдинка»

Цель: расширение знаний о свойстве льда. - Д/и «Где, чей хвост»

- Д/и «Кто во что одет?» (закреплять умения детей систематизировать животных по покрову тела: шерсть, перья, чешуя) - Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород».

- Оформление альбома «Подводные жители»

- Оформление макета «Сельский двор, домашние животные»

- Оформление альбома «Какие бывают птицы»

- Приобщить родителей к созданию

в группе огорода на подоконнике.

- Памятка «Как знакомить малышей с

природой?»

- Стенгазета со стихами и фотографиями детей «Зимняя прогулка в детском саду!»

МАРТ

НОД «Почему лес – живой дом?»

Цель: Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Учить распознавать 2-3 вида деревьев, кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений.

- Интегрированное занятие «К нам спешит весна»

Цель: формирование представлений о весне и изменениях в природе.

- Прогулка по экологической тропе и территории детского сада.

Цель: наблюдение за сезонными изменениями.

- НОД к Дню всемирного дня кошек» с просмотром презентации.

Цель: расширение представлений о жизни кошек.

- Д/и «Съедобное – не съедобное»

- Д/и «Что сначала, что потом?»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).

- Оформление Красной книги «Растения и деревья Свердловской области»

- Оформление игры «Что сначала, что потом?»

- Изготовление эк / игры «Где ты живёшь?»

- Изготовление лэпбука дидактического пособия «Эта кошачья жизнь» - Консультация «Весенние прогулки»

- Папка-передвижка

«Роль семьи в развитии экологического, воспитания детей дошкольного возраста».

АПРЕЛЬ

- НОД «Земля – наш общий дом»

Цель: формирование бережного отношения к объектам природы и земле.

- Экспериментальная деятельность «Чудеса соленого теста»

Цель: развитие представлений о свойствах муки, полученного соленого теста.

- Создание цветника на подоконнике (посадка цветов для участка детского сада)

Цель: выращивание саженцев цветов для участка детского сада и экологической тропы.

- Исследовательская деятельность «Веточка тополя»

Цель: внести ветку тополя в группу, рассмотреть и попробовать прорастить почки.

- Развлечение в группе к дню «Международный день птиц»

Цель: расширять и обогатить знания детей о жизни птиц, взаимодействии людей с птицами. - Д/и «Чья косточка»

- Д/и «Угадай по описанию»

Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь. - Оформление альбома «Птицы Свердловской области»

- Оформление дидактической игры «Чья косточка»

- Оформление макета Ярусы растительного мира»

- Оформление д/и «Узнай птиц по описанию» - Организация фотовыставки «Гуляем вместе с родителями на природе»

- Анкетирование родителей.

«Нужна ли нам экология

МАЙ

- НОД «Глина и земля»

Цель: Познакомить детей с природными материалами-земля, глина. Учить сравнивать землю и глину.

- Посадка овощей на огороде экологической тропы.

Цель: формирование трудовых навыков и желания помочь взрослому.

- Прогулка по экологической тропе.

Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в природе. Рассмотреть почки растений, появляющиеся листочки, первые цветы. - Д/ Экологическая игра «Угадай растение по описанию»

- Д/и «Чья тень?» (насекомые)

- Д / экологическая игра «Найди дерево по описанию» - Обновление объектов на территории экологической тропы (покраска, ремонт)

- Изготовление нового пчелиного улея.

- Изготовления для метеостанции стенда «Круговорот воды в природе», создание нового водомера.

- Создание альбома «Лекарственнее растения» - Привлечение родителей к оформлению участка к летнему периоду, приборка территории.

- Выступление на родительском собрании на тему:

«Экология и мы».

ИЮНЬ

- НОД: «Что подарит лето нам?»

Цель: расширение представлений о сезонных изменениях летом.

- Экспериментальная деятельность «Что солнце нагревает быстрее?»

Цель: расширение представлений о свойствах солнца, что от солнца предметы могут нагреваться.

- Наблюдение за деревьями на территории детского сада. Просмотр презентации «Деревья нашего города. Строение и рост»

Цель: формирование представлений о растениях и деревьях нашего города и района.

- Развлечение на улице к «Международному дню солнца»

Цель: знакомство детей с праздником солнца.

- Исследовательская деятельность «Посмотрим на солнце через солнечные очки»

Цель: уточнять знания о свойствах солнца.

- Д/и «Угадай по вкусу»

Цель: упражнять детей в определении вкуса и запаха и овощей.

- Д/и для каждой ветки, свои детки»

- Д/и «Человек и природа»

Цель: формирует и закрепляет понимание, что в окружающем мире создано человеческими руками, а что дает природа.

- Создание исследовательского центра на участке детского сада «Центр воды и песка»

- оформление альбома «Водоемы (что такое болото, река, озеро, море, океан)

- Создание домашних животных для Сельского дворика на экологической тропе.

- Привлечь родителей к участию в конкурсе «Мусорная фантазия» изготовление поделок из пластиковых бутылок.

- Консультация для родителей

«Безопасность ребенка на даче».

- Памятка для родителей «Безопасное поведение в лесу с детьми»

ИЮЛЬ

- Интегрированное занятие с элементами экспериментирования «»Воздух, вода и песок»

Цель: закрепление свойств воздуха, воды и песка»

- Исследовательская деятельность «На что похоже» - рассмотреть коряги и веточки.

Цель: Развивать фантазию и воображение у детей.

- Просмотр презентаций посвященный дню китов и дельфинов «Дельфины и киты»

Цель: познакомить с обитателями морей и океанов дельфинами и китами. - Д/и «назови насекомое»

- Д/и «Вершки и корешки»

- Д/и «Рассели животных по домам»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь. - Оформление игры – лото «Обитатели моря»

- Оформление лэпбука «Дары лета и леса»

- Создание выставки камней «Какие бывают камни» - Привлечь родителей к изготовлению природоохранных знаков.

- Консультация «Как провести выходной деть с детьми на природе?»

- Папка - передвижка «В царстве лекарственных растений».

АВГУСТ

- НОД «Откуда хлеб пришёл?»

Просмотр презентации «Откуда берется хлеб?»

Цель: уточнить представления детей о хлебе.

- Сбор семян с детьми на участке и клумбах экологической тропы. Оформление всех семян с названиями.

Цель: развитие трудовых навыков, расширение знаний о цветах растущих на территории детского сада.

- Квест – игра «Поможем лесовичку спасти наш лес!»

Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности. - Д/и игра «Собери грибы в лукошко»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу.

- Д/ Лото «Овощи, фрукты, ягоды»

- Д/и «Четвертый лишний»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь. - Оформление лэпбука «Хлеб – всему голова»

- Оформления панно из осенних листьев с карточками с изображением деревьев.

- Оформление альбома «Съедобные и ядовитые грибы» - Папка – передвижка «Осторожно! Ядовитые грибы и ягоды»!

- Привлечь родителей к сбору семян для следующего лета!

- Консультация: «Воспитание у детей любви к природе

Публикации по теме:

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Уважаемы коллеги. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую.

Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое развитие детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 октября 2022 в 18:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое развитие детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Коврижных (УИ 2163656) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД