Анастасия Петрова
План работы по теме самообразования «Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников.
Цель работы по самообразованию : изучение аспектов личностно-ориентированного воспитания; внедрение технологий гуманистической педагогики в личную практику.
Пояснительная записка
Публикация «План работы по теме самообразования „Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В вопросах воспитания российская педагогика всегда занимала взвешенную позицию. Не слишком умиляться и заласкивать ребёнка, не быть чрезмерно строгими и неуступчивыми советовали специалисты родителям и воспитателям. До поры до времени это оправдывало себя. Но поскольку развивающееся демократическое общество ставит целью создание условий для свободного развития и процветания своих граждан, обеспечивающих развитие России, то основные цели образования детей в современном дошкольном учреждении связываются с всесторонним развитием личности ребёнка. В новых реалиях жизни необходимо воспитывать свободную, активную, уважающую себя личность.
Ни для кого не секрет, что традиционно организованный воспитательный процесс тяготеет к авторитаризму, т. е. в нём доминирует власть воспитателя, а воспитанник остаётся в положении зависимости и подчинённости. В результате такого воспитания дети становятся малоактивными, малоинициативными, ждут указаний, не способны высказать собственное мнение. Для воспитания же свободной личности, способной самостоятельно принимать решения, отвечать за их последствия, требуется иной подход.
Результаты гуманистической педагогики, зародившейся в западных странах и потребовавшей изменить отношение к воспитаннику, впечатляющи. Безусловно, радует, что отечественная педагогика постепенно поворачивается в сторону гуманистических идей, внедряя эти идеи в педагогическую практику.
Под гуманизацией воспитательного процесса следует понимать отказ от авторитарной педагогики с её давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между воспитателем и воспитанником, и переход к личностно ориентированной педагогике. Личностно-ориентированное воспитание — это такая воспитательная система, где ребёнок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Оно основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, доброте и ласке. Таким образом, личностно-ориентированное воспитание — это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёта особенностей его индивидуального развития, отношение к нему как полноправному участнику воспитательного процесса.
К сожалению, личностно-ориентированный подход в воспитании зачастую подменяется индивидуальным подходом к воспитанию ребёнка. Поэтому воспитателю следует помнить, что в коллективном воспитании личностно ориентированный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанники осознают себя личностями и учатся видеть личность в других людях.
От дошкольного учреждения в первую очередь зависит, получит ли каждый воспитанник посильное развитие, достигнет ли максимально возможного уровня, найдёт ли своё место в жизни, станет ли свободной личностью.
План самообразования на год
Изучение методической литературы по теме :
1. Амонашвили Ш. А. «Личностно-гуманная основа педагогического процесса»
2. Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребёнком. Как?»
3. Корчак Януш «Как любить детей»
4. Никитин Б., Никитина Л. «Мы, наши дети и внуки»
5. Снайдер М., Снайдер Р. «Ребёнок как личность»
Методическая работа по самообразованию :
1. Ознакомление с опытом работы педагогов, реализующих личностно-ориентированный подход в воспитании.
2. Посещение НОД педагогов ДОУ.
3. Посещение семинаров, методических объединений.
4. Разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности по каждой образовательной области, ориентируясь на модель личностно-ориентированного занятия.
5. Самоанализ НОД.
Представление опыта работы :
1. Консультация для воспитателей по теме самообразования.
2. Обобщение результатов работы на итоговом педсовете.