Папки-передвижки

План самообразования педагога «Развитие речи старших дошкольников в процессе наблюдения за явлениями природы»

Елена Шибанова
План самообразования педагога «Развитие речи старших дошкольников в процессе наблюдения за явлениями природы»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

Развитие словаря дошкольников - актуальная проблема методики развития речи. Содержание словарной работы в дошкольном учреждении определяется программой развития и воспитания детей. Одним из путей ее решения нам представляется ознакомление с природой, формирование у детей эмоциональной отзывчивости и эстетического сознания.

Публикация «План самообразования педагога „Развитие речи старших дошкольников в процессе наблюдения за явлениями природы“» размещена в разделах

Согласно программе дошкольники усваивают природоведческий словарь: названия животных, растений, явлений неживой природы. Ребенок приобщается к природе очень рано. Он интересуется окружающим с ранних лет, по-своему хочет ощутить то, что видит, или просто хочет вступить в игру с той живой «игрушкой», которая ползает рядом, порхает поблизости, ласкается к нему (Николаева).

Великий Ушинский утверждал, что неоценимо значение родной природы как средства развития речи и воспитания любви к Родине. Он писал, что природа - один из могущественных факторов (агентов) воспитания и развития человека. И самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Природа - это мир, который начинают познавать с детства. А для этого важно научить ребенка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать, как прекрасно то, что связывается с понятием Родина.

Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром, в том числе и с природой, осуществляется с помощью различных методов и средств. Важнейшим методом является наблюдение (О. И. Соловьева, А. М. Бородич). Авторы подчёркивают, что наблюдение широко используется на экскурсиях в природу, за каким-нибудь процессом (трудом взрослых, уходом за животными и т. п.).

Дети дошкольного возраста высказывают свои суждения о вещах, явлениях и переживают в связи с этим эстетические чувства. Мы убеждены, что природа, со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником эстетических переживаний ребёнка, которые ребёнок передаёт посредством языка в своей речевой деятельности.

Умение видеть, понимать и создавать прекрасное в природе обогатит духовную жизнь маленького человека, сделает её богаче, интереснее, даст ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. Огромная роль в этом процессе отводится взрослым, и в первую очередь родителям и педагогам (Н. Ф. Виноградова).

Цель:

Повышение компетенции воспитателя в вопросах развития речи старших дошкольников в процессе наблюдения за явлениями живой и неживой природы.

Задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Обогащать развивающую среду группы дидактическими материалами и играми по развитию речи.

3. Разработать систему работы по обогащению словаря дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности и самостоятельных наблюдений за природными явлениями.

4. Привлекать родителей к образовательному процессу.

Этапы работы.

Изучение методической литературы.

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи дошкольников/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М., 2006.

2. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в природе/ Н. Ф. Виноградов. - М., 1984.

3. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В. В. Гербова. - М., 2007.

4. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Под редакцией П. Г. Саморуковой. – 2-е изд., - М. : Просвещение, 1983. – 207с.

5. Колодина, Л. Воспитание бережного отношения к природе // Дошкольное воспитание. – 1981- №10.-с. 34.

6. Кондратьева, Н. Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста// Автореф. дисс. канд. пед. наук/ Н. Н. Кондратьева. - Л., 1986.

7. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. Пособие для пед. училищ по спец. «Дошк. Воспитание»/ Под ред. П. Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1991. - 240с.

Посещение городских методических объединений.

Повышение квалификации педагога.

Просмотр материалов и методических рекомендаций на сайте по дошкольному образованию

(http://www.maam.ru, «Детский сад. ру» http://wwwdetskisad.ru, «Фестиваль педагогических идей» http//festival.1september.ru)

Пополнение развивающей среды группы новыми материалами:• Д/и «Прогноз погоды»

• Альбом «Животные Севера»

• Альбом «Животные жарких стран»

• Макет «Животные Севера»

• Энциклопедия «Моя первая энциклопедия»

• Энциклопедия «Географический атлас»

• Энциклопедия «Атлас животного мира»

• Журналы «Насекомые и их знакомые»

• Природный уголок для старших дошкольников.

Работа с родителями.

• Консультация на тему «В союзе с природой»

• Родительское собрание «Значение уровня развития речи детей для успешного обучения в школе»

• Выставка поделок из природного материал (совместное творчество детей и родителей) «Осень пора золотая, осень – пора урожая»

• Консультация на тему «Развиваем речь детей, читая книги о природе»

• Консультация на тему «Однажды в студёную зимнюю пору… или как обучить ребёнка описательному рассказу»

• Совместная экскурсия в весенний дендрарий «Лес проснулся веткой каждой»

Творческий отчёт о проделанной работе.

Публикации по теме:

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ" создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Проектная деятельность в ДОУПроектная деятельность в ДОУ Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования педагога «Развитие речи старших дошкольников в процессе наблюдения за явлениями природы»
Опубликовано: 14 февраля 2014 в 19:59
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План самообразования педагога «Развитие речи старших дошкольников в процессе наблюдения за явлениями природы»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шибанова (УИ 179216) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД