Лучший педагог года

План самообразования «Формирование у детей подготовительной группы навыков культуры поведения»

валентина шапошникова
План самообразования «Формирование у детей подготовительной группы навыков культуры поведения»

Актуальность

В социологии культура трактуется, как система коллективно разделяемых ценностей, образцов и норм поведения определенных групп людей. В педагогическом словаре: культура поведения –совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в труде, в быту, в общении с другими людьми, в различных видах деятельности, соблюдение основных требований и правил человеческого общежития. В последнее время не ценятся, особенно у людей молодого поколения такие нормы нравственности, как доброта, вежливость, ответственность, честность, порядочность. В связи с этим воспитание культуры поведения у детей приобретает особую значимость. Культура не должна сводится к формальному соблюдению этикета, она должна быть тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и в свою очередь подкреплять их. У ребенка должно быть сформирована привычка в самостоятельном выполнении норм культуры поведения, т. е. не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, поступков. Особенностью работы по воспитанию культуры поведения является то, что родители понимают культуру поведения узко, - в основном как умение вести себя в общественных местах. Для этой работы родители не используют ни личный пример, ни произведения художественной литературы, ни детские передачи, ни мультфильмы и кинофильмы. Как бы разносторонне не развивался человек, если у него не сформированы навыки культурного поведения ему будет сложно жить в обществе. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.

Публикация «План самообразования „Формирование у детей подготовительной группы навыков культуры поведения“» размещена в разделах

Цель: формирование у детей нравственных качеств: культуры общения и взаимоотношений, культуры поведения в обществе взрослых и сверстников, культуры деятельности на занятиях, в играх, во время трудовых поручений.

1. Задачи:

o Проанализировать методическую литературу по данной теме;

o Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

o Повысить компетентность и заинтересованность родителей в вопросах культуры поведения.

o Формировать у детей положительное отношение к правилам поведения, желание их соблюдать.

2. Предполагаемый результат: дети знакомы с понятием этикет, этическими нормами поведения в социуме, навыки культуры диалогового общения.

3. Действие и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

o Изучение литературы по теме.

o Изучение опыта коллег из других районов и городов по средствам сети интернет.

o Познавательные беседы.

o Оформление выставок в детском саду. совместного творчества детей и родителей.

o Чтение художественной литературы.

Форма отчета : конспекты занятий, выставка художественной литературы, презентации по данной темы.

Содержание работы

В течение года

1 Изучение методической литературы по данной теме

2. Изучение опыта педагогов в интернетресурсах.

3. Составление плана работы по теме «Формирование у детей навыков

культуры поведения».

4. Составление плана работы с родителями по теме «Формирование у детей навыков культуры поведения».

Практический этап

Сентябрь

1. Ситуации «Что значит быть опрятным?»

«Пожелаем здоровья друг другу»

«Мы в детском саду»

«Помогаем взрослым»

«Мое настроение и настроение других людей»

Рассматривание книг, альбомов, презентаций на тему: «Уроки вежливости», «Береги вещи», «Настроение других людей»

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Парикмахерская», «Кафе»

Чтение: «А. Барто «Медвежонок невежа», «Помошница» «Вовка добрая душа»

Работа с родителями

Консультации:

«Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

«Роль дидактической игры»

«Особенности общения с детьми в семье».

Октябрь

2. Стуации «Будь скромным», «Взрослые отдыхают»,

Беседы: «Кто такой скромный человек?», «Что значит защищать слабых?», «День благодарения бабушек», «Едем в гости»

Д/игры и упражнения

«В автобусе, самолете, торговом центре», «Я покупаю подарок»

«В гостях у бабушки»

Чтение Б. Жидков «Как я ловил человечков», С. Маршак «Урок родного языка»

Консультации:

«Игра, как средство воспитания дошкольников».

«Как бороться с агрессивностью в поведении детей

«Как отвечать на детские вопросы»

Ноябрь

3. Ситуации «Будь вежливым», «Наши добрые дела»

Беседы «В мире вежливых слов», «Путешествие в город добрых поступков»

Д/игры и упражнения «Умеешь ли ты знакомится?», «Волшебный клубочек»

Пословицы о вежливости и добре, разбор ситуаций по картинкам «Что такое хорошо, что такое плохо»

Чтение С. Михалков «Ежели вы вежливы», Осеева «Волшебное слово», «Сухомлинский «Для чего говорят спасибо?», С Мирошниченко «Неизвиняйка», В Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»

Работа с родителями

Консультация

«В семье растет будущий первоклассник»

«Что читать и как читать»

«Мудрость родительской любви»

Памятка «Домашняя библиотека»

Фотоконкурс «Книга в жизни семьи»

Декабрь

4. Ситуации «Так у нас, а у вас? – семейные традиции,

«Как принимать и дарить подарки», «Идем в супермаркет»

Беседы «Неразлучные друзья-взрослые и дети», «Праздники в нашей семье», «Мы уже взрослые»

Д/игры и упражнения «Так –не так», «Угадай настроение», «Добрые советы», Сюжетно-ролевые игры «Мы артисты», «Театр», Едем в автобусе»

Работа с родителями

Консультации

«Правила хорошего тона».

«Всегда ли правильно звучит ваша речь».

«Занимательные опыты на кухне».

Январь

5. Ситуации «Путешествие по маршруту добрых дел», «Мамины помошники», «Говорим по телефону»

Беседы: «Хочу быть как папа», «Если тебе позвонил по телефону – незнакомый человек, бабушка, друг»

«Мальчики- будущие мужчины»

Д/игры и упражнения «Рыцарские поступки», «Буратино спешит к Мальвине»

Сюжетно-ролевые игры «Солдаты», «Семья», «Семья идет в парк»

Развлечение –соревнование «А ну-ка мальчики»

Чтение С. Иванов «Хорошо или плохо», Р. Погодин «Просто история», С Девятов «Ничего тебе не дам»

Февраль

6 Ситуации «Правила для всех», «Как обратится с просьбой к другому человеку», «Вещи и мы»

Беседы с детьми: «Как правильно беседовать?», «Много друзей всегда веселей»,

Игры перевоплощения: «Представь себя камнем у дороги».

Чтение этических сказок: «Желтая птичка», «Приключения новогодней мишуры», «Люстра – зазнайка».

Стихи об этикете, культуре поведения.

Мини – этюды: «Солнышко»

Пословицы и поговорки: «От учтивых слов язык не отсохнет», «Чистые сапоги быстрее ходят».

Развивающая игра «Комплименты», подвижная игра «Пожалуйста»

Информация для родителей : «Этикет за столом для детей. Правила поведения за столом в детском саду и дома. Как правильно держать вилку и ложку и многое другое.» Т. А. Шорыгина

Работа с родителями

Консультации

«Формировать у детей полезные привычки».

- Памятка для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».

«Ребенок и улица. Правила поведения с чужими людьми».

«Беседы об этикете с детьми 5-7 лет»;

Март

7. Ситуации «Мы пришли в магазин», «В кабинете у врача», «Когда мама строгая»

Беседы «Как вести себя в магазине», «На приеме у врача», «Если к тебе пришли гости»

Д/игры и упражнения «Успокой-ка», «Важные слова», «Как бы ты поступил?», «В гостях и дома»

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Магазин», «Встречаем гостей»

Психогимнастика «Зубы болят», «Грусть», «Я выздоравливаю»

Чтение С. Михалков «Дядя Степа», В. Осеева «Печенье», «Отомстила», «Три товарища»

Работа с родителями

Консультации ««Речевые игры по дороге в детский сад».

«Учим стихи с помощью мнемотехники».

«Взрослый мир в детских мультфильмах».

«Игра – инсценировка как средство развития речи ребенка».

Апрель

8. Ситуации «Мы пришли в магазин», «В кабинете у врача», «Когда мама строгая»

Беседы «Как вести себя в магазине», «На приеме у врача», «Если к тебе пришли гости»

Д/игры и упражнения «Успокой-ка», «Важные слова», «Как бы ты поступил?», «В гостях и дома»

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Магазин», «Встречаем гостей»

Психогимнастика «Зубы болят», «Грусть», «Я выздоравливаю»

Чтение С. Михалков «Дядя Степа», В. Осеева «Печенье», «Отомстила», «Три товарища»

Работа с родителями

Консультации ««Речевые игры по дороге в детский сад».

«Учим стихи с помощью мнемотехники».

«Взрослый мир в детских мультфильмах».

«Игра – инсценировка как средство развития речи ребенка».

Май

9. Подведение итогов работы, наблюдение за детьми

Результат выполнения плана по самообразованию :

1) дети знакомы с понятием этикет, этическими нормами поведения в социуме, навыками культуры ведения разговора, сформировано личное отношения ребенка к соблюдению моральных норм, к этическим понятиям скромности, отзывчивости, желанию быть справедливым, сильным и смелым, сопереживанию и милосердию.

2)закреплены правила поведения в среде детей : быть вежливыми, внимательными, делиться игрушками; правила поведения в общественных местах, общения со взрослыми и сверстниками.

3)сформирована привычка в свободное время занимать себя интересной деятельностью; выполнять посильные трудовые поручения.

Список литературы

• 1. Абраменкова В. В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстникам у дошкольников/В. В. Абраменкова. - М., 2011.

• 2. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М. : ТЦ, Сфера, 2013. - 128 с.

• 3. Бархатова М. И. Воспитание культуры поведения / М. И. Бархатова//Дошкольное воспитание - 2009. - №11. - С. 46-49.

• 4. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В. П. Беспалько. - М., 2010. - 194с.

• 5. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию /Л. П. Бочкарева. - Ульяновск, ИПКПРО, 2013. - 53с.

• 6. Буре Р. С. Воспитатель и дети/Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. - М. : Просвещение, 2010. - 143 с.

• 7. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников/В. Я. Воронова. - М. : Просвещение, 2007. - 190с.

• 8. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А. М. Виноградовой. - М. : Просвещение, 2009. - 95с.

• 9. Есина Л. Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. - М. : Издательство "Скрипторий 2003", 2008. - 96 с.

• 10. Козлова С. А. Дошкольная педагогика/С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : "Академия", 2010. - 416с.

• 11. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми дошкольного возраста /Н. Короткова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №8. - 34-41с.

• 12. Купина Н. А, Богуславская Н. Е. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. - М., 2012. - 176 с.

• 13. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М., 2011.

• 14. Курочкина И. Н. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 10. - С. 48-52.

• 15. Максимова И. В. Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста / И. В. Максимова, Н. В. Полянская // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). -- СПб. : Реноме, 2013. -- С. 64-67.

• 16. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2013. - 96 с.

• 17. Островская Л. Ваш ребенок воспитан? // Дошкольное воспитание. - 2013. - №10. - С. 54-60.

• 18. Островская Л. Ф. Азы воспитанности // Дошкольное воспитание. - 2013.- №8. - С. 61-65.

• 19. Пахомова О. Н. Добрые сказки. Этика для малышей. - М. : Книголюб, 2014. - 88 с.

• 20. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста/С. В Петерина. - М. : Просвещение, 2008. - 96с.

• 21. Севостьянова Е. О. Страна Добра: социализация детей 5-7 лет. - М. ТЦ Сфера, 2012. - 112 с.

• 22. Стрелкова Л. П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников в семье и группе детского сада // Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников/Л. П. Стрелкова. - М., 2008. - С. 23-33.

• 23. Фалькович Т. А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников: Старшая и подготовительная группы. - М. : ВАКО, 2008. - 160 с.

• 24. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Режим доступа: https://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf

• 25. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков: Фолио, 1997. - 464 с.

• 26. Шипицына Л. М. Азбука общений. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками/Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская. - СПб. : Детство-Пресс, 2012. - 380с.

• 27. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. - М. : Прометей, Книголюб, 2011. - 60 с.

• 28. Якобсон С. Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. - М. : Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2003. - 112 с.

Выполнила воспитатель Шапошникова В. Ю. МБДОУ «Детский сад №1»

р. п. Ардатов

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

План работы по самообразованию в подготовительной группе «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей» Тема «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу» Цель: Систематизировать и обобщать.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования «Формирование у детей подготовительной группы навыков культуры поведения»
Опубликовано: 30 июня 2020 в 19:46
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД