Папки-передвижки

Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Марина Курицина
Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Актуальность темы

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Публикация «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» размещена в разделах

Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием становления нравственной культуры. Кроме этого, в семье всё реже берут в руки книгу, чтобы вовлечь ребёнка в волшебный мир сказки. Всё чаще дети старшего возраста остаются наедине с компьютером, телевизором. Поэтому считаю очень важным показать взрослым, как влияют русские народные сказки на формирование нравственных качеств ребёнка.

Ожидаемые результаты:

- усвоение детьми норм нравственно - духовного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе;

- знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;

- осознание детьми базовых нравственных качеств : совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;

- знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;

- понимание эмоционального состояния окружающих;

- сформированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;

- Развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления делают её особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Цель: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей;

-приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.

План работы на 2021-2022 год.

Раздел

Изучение методической литературы

Сентябрь - май 1. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002.

2. Соловейчик, С. Л. Нравственное воспитание дошкольников/С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.

3. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. - Владос, 2001

4. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.

5. Шорыгина Т. А. Общительные сказки. М., 2005г

Работа с детьми

Сентябрь

1. Чтение детям русских народных сказок, беседы по их содержанию.

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.

3. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

4. Дидактическая игра «Назови сказку по главному герою»

Октябрь

1. Чтение и пересказ русских народных сказок : «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Кривая уточка», «Покати горошек», «Мужик и барин».

2. Применение цитат из сказок в режимных моментах.

3. Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок»

Ноябрь 1. Знакомство детей с помощью сказок с понятиями добра и зла.

2. Чтение и обсуждение русских народных сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Каша из топора», «Крошечка-хаврошечка», «Елена

Премудрая», «Волшебная дудочка».

3. Разгадывание загадок на тему: «Герои русских народных сказок», попробовать сочинить самому загадку.

4. Дидактическая игра «Из какой сказки герой

Декабрь

1. Добавить в театральный уголок новые костюмы, маски, атрибуты.

2. Настольно - печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото и др.).

Январь

1. Чтение сказки «Морозко», разучивание слов, действий.

2. Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок : «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Волчище серый хвостище», «Волшебная птица», «Горе, не беда», «Молодильные яблоки».

3. Выставка детских рисунков на тему: «Зимние сказки»

Февраль

1. Тематические занятия, самостоятельное творчество.

2. Прослушивание аудиозаписей русских народных сказок «Лиса и Котофей Иванович», «Колобок», «Жихарка», «Летучий корабль».Обсуждение сказок.

3. Рассказывание детям р. н. с. «Снегурочка» и рассматривание иллюстраций к ней.

4. Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок.

Март

1. Сочинение вместе с детьми сказки : «Если бы я был волшебником)».

2. Чтение русских народных сказок : «У страха глаза велики», «Царевна Несмеяна», «По щучьему веленью», «Хитрая наука».

3. Обыгрывание знакомых сказок.

Апрель

1. Изготовление волшебных предметов из сказок в творческой мастерской.

2. Чтение русских народных сказок : «Гуси-лебеди», «Никита Кожемяка», «Лиса и журавль», «Вершки и корешки», «Как лиса училась летать».

3. Изобразительная деятельность: рисование иллюстрации к любимой сказке.

Май

1. Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад (с музыкальным сопровождением).

2. Подготовка кукольного театра и показ дошкольникам сказки на новый лад «Колобок».

Работа с семьёй

Сентябрь Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы

Октябрь Консультация «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка».

Ноябрь Совместное творчество ребёнка и взрослого.

Январь Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях в ДОУ.

Апрель Консультация «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой».

Май Подготовка фотографий для презентации.

Самореализация

Сентябрь-октябрь Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников.

Ноябрь Подготовка консультации для педагогов ДОУ «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей».

Февраль Презентация из опыта работы «Воспитание сказкой».

Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 1 РисованиеТема 1: «Моя любимая семья». Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с историей возникновения семьи. 2. Учить детей воспринимать.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 2 .

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 3 .

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Опубликовано: 7 января 2022 в 16:35
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД