Получи документы

План урока русского языка во 2 классе: Объяснение значения слова как способ проверки

Елена Паничкина
План урока русского языка во 2 классе: Объяснение значения слова как способ проверки

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе ОС «Гармония», учитель Паничкина ЕА

Тема Объяснение значения слова как способ проверки

(«От значения слова – к правильной букве»)

Цель

Обучение решению орфографических задач в корне названий предметов; формирование у детей привычки задумываться над значением слов, указание на то, что внимание к значению слова поможет избежать ошибок.

Публикация «План урока русского языка во 2 классе: Объяснение значения слова как способ проверки» размещена в разделах

Задачи Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: Ориентация на социальные, учебно-познавательные и личностные мотивы, на понимание причин успеха и неудач в учебной деятельности. Готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения; осознание значимости понимания значения слова для решения задач письма. Учебно-познавательный интерес к процессу учения, к способам решения возникающих задач. Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: Осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать коллективно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, планировать и выполнять учебные действия. Контролировать ход и результаты деятельности (своей и чужой); использовать речь для регуляции своих действий. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления.

- Коммуникативные УУД: Участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе; распределять роли, договариваться и принимать общее решение; проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь. Строить понятные для партнёра высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других. Пересказывать и создавать небольшие тексты повествовательного характера, строить короткие деловые сообщения, в том числе на основе обобщающих таблиц, схем.

- Познавательные УУД: Осознавать общий способ решения задач, понимать необходимость новых знаний для применения этого способа в конкретных ситуациях; черпать необходимую информацию из учебника, при этом понимать информацию, представленную как словесно, так и знаково-символическими средствами, в том числе в виде моделей и схем, использовать приобретённую информацию для решения задач. Переносить имеющиеся знания и умения в новые условия, действовать по аналогии. Осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения. На основе выводов и обобщений проводить синтез, сравнение, классификацию и группировку материала, подбирать свои примеры.

Планируемый результат Предметные:

Знать: понятия «этимология» слова и «лексическое значение» слова».

Уметь: объяснять лексическое значение слова как способ проверки; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Личностные: Осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи. Желание хорошо владеть русским языком, осознание себя носителем этого языка.

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия Этимология слова, лексическое значение слова

Межпредметные связи Русский язык, литературное чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» 2 класс, 2ч.

Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Тетрадь-задачник ч. 2

Учебная презентация

Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, в паре

Этапы урока Деятельность

учителя Деятельность

учеников Формы работы Время УУД

I. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

- настроить детей на качественную, продуктивную работу.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И урок мы наш начнём.

- Улыбнитесь друг другу.

-Проверяют готовность к уроку (наличие учебных принадлежностей)

-Улыбаются друг другу и садятся за парты 2 мин. Личностные УУД: интерес к уроку «русский язык», уважение к нему, осознание себя носителем знаний по предмету, желание ими умело пользоваться.

II. Постановка цели урока. Мотивация к учебной деятельности

Цель: организация формулирования темы урока учащимися; организация постановки цели урока учащимися; актуализация опорных знаний и умений; мотивация учащихся на дальнейшую деятельность.

Проверка домашнего задания

- Прочитайте проверяемые и проверочные слова, назвать способы проверки.

- Для каких слов использовали словарь?

- Какие способы подбора проверочных слов использовали?

- Прочитайте тему нашего урока.

Выскажите свое предположение по поводу того, над чем нам предстоит сегодня на уроке работать. Запись в тетрадях числа, оформление вида работы.

С помощью учителя формулируют тему, цели урока. (Сегодня нам предстоит узнать как от значения слова зависит выбор правильной буквы)

коллективная 3 мин Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, действовать по плану и планировать свои действия.

Коммуникативные УУД: понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться построить свои диалогические и монологические высказывания с учетом речевых задач, умело пользоваться средствами языка.

Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу.

III. Осознанное выполнение определенных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач.

Цель: знакомство с новым способом подбора проверочного слова; упражнение в подборе проверочных слов для корневых орфограмм разными способами

1) Прочитайте слова, записанные на доске

М. роз, сн. жинка, вет. р, ин. й, сн. говик, сн. жок

- Что у них общего? - На какие 2 группы можно их разделить?

2) Назовите словарные слова.

- Запишите их в тетрадь красиво, вставляя пропущенные буквы.

- Где можно проверить правильность написания словарных слов?

Проверка.

- Объясните написание пропущенных орфограмм.

-Докажите, что это однокоренные слова.

Сн. жинка, сн. говик, сн. жок

- Запишите слова в тетрадь, пропуская орфограмму.

- Подумайте, какую орфограмму нужно вставить, а для этого давайте вспомним какие способы проверки орфограммы в корне вы знаете?

1. Изменить слово по числам.

2. Изменить слово по «команде» вопросов.

3. Назвать предмет ласково.

- Давайте попробуем проверить безударную гласную в наших словах, подберем проверочное слово для данной группы однокоренных слов, используя изученные способы проверки.

1. Изменим слова по числам.

- Есть ли среди этих слов проверочные?

2. Изменим слова по «команде» вопросов.

- Есть ли среди этих слов проверочные?

3. Назовём слова ласково.

- Смогли ли мы найти проверочное слово?

- Сегодня нам и предстоит «открыть» еще один способ подбора проверочных слов.

a) Откройте учебник на стр. 47, упр. 374

- Прочитайте слова первого столбика.

- Спишите слова в столбик, пропуская орфограммы.

- Попробуйте объяснить, почему их так назвали? Используйте словосочетания «тот, кто…»

Объясняют, записывают проверочные слова и вставляют пропущенные орфограммы. Один ученик у доски.

- Удалось ли нам выбрать букву?

- Посмотрите на слова первого и второго столбика, вспомните, как мы подбирали проверочное слово.

- Что мы делали в начале?

- Кто сможет назвать способ проверки?

- Мы с вами нашли ещё один способ проверки слов-предметов : от значения слова - к правильной букве.

- Подумайте, а теперь сможем ли мы подобрать проверочное слово к словам

«сн. жинка, сн. говик, сн. жок», используя новый способ подбора слов?

все слова предметы

словарные слова и однокоренные

К доске идет ученик и делит слова на группы

М. роз, вет. р, ин. й

Один ученик у доски вставляет гласные и объясняет написание

Они имеют общее значение, то есть их можно объяснить с помощью одного и того же слова «снег» и есть общая часть– корень «снег - снеж»

На доске появляются слова с попущенной орфограммой

- Снежинки, снеговики, снежки

- Много чего? снежинок, снеговиков, снежков

- Снежиночки, снеговички, снежочки

Вывод: ни одно слово не является проверочным, то есть не подходит для проверки. У нас нет полной уверенности в том, что мы правильно сможем написать орфограмму. Как быть?

гр. знуля

ч. стюля

с. лач

сл. бак – тот, кто грязный

– тот, кто чистый

– тот, кто сильный

– тот, кто слабый

-кра. ка

-ука. ка

-к. нюшня

-к. фейник -то, чем красят

-то, чем указывают

-то, где живут кони

-то, в чем варят кофе

- Объясняли значение слова, затем выбирали правильную букву.

- Объяснить значение слова – от значения слова – к правильной букве

Их можно объяснить при помощи слова «снег», значит, во всех словах вставляем гласную Е коллективная 10 мин Личностные УУД:эстетические чувства, в том числе стремление к аккуратному, красивому выполнению работ.

Регулятивные УУД: осознавать возникающие трудности, стремиться к их преодолению, пользоваться различными видами помощи

Коммуникативные УУД: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Познавательные УУД: устанавливать причинно- следственные связи, подводить под понятие, доказывать и определять.

IV. Физминутка

Цель: сохранение здоровья обучающихся Ударяем молоточком

По словам, по словам.

Гласный О сейчас ударный,

Или А, или а!

Ударением ударим

По словам, по словам…

Звуки скачут на лошадках: Скок-поскок, трам-тарам. (3-4 раза)

дети сжимают руки в кулаки,

ударяют кулаком о кулак,

попеременно меняя руки

выполняются прыжки на двух ногах

5 мин

V. Первичное закрепление.

Цель: закрепить, уточнить полученные знания.

Задание 374 – Кого или что так называют?

Объясните значения слов с помощью однокоренных.

- Расскажите, как ученые, каким еще способом можно узнать букву в корне слова.

- Запишите слова, вставляя буквы. Перед каждым пишите проверочное.

- Сравните по значению первые 2 слова. Как их назовете?

Задание 375 – Запишите слова, выбирая буквы; устно этот выбор будем объяснять : когда так говорят.

Продолжение этой работы в ТПО.

- Какой еще способ проверки вам пригодился в этом задании?

Выполняют тренировочные задания в подборе проверочных слов новым способом.

Выполняют задание с опорой на инструкцию ТПО.

индивидуальная 10 мин Личностные УУД: стремление к соблюдению морально – этических норм, к пониманию других людей, к проявлению добра и уважения к ним, осознание ответственности за свои действия.

Регулятивные УУД: действовать по плану и планировать свои действия.

Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою.

Познавательные УУД: читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически оценивать ее, соотносить с имеющимися знаниями, опытом.

VI. Самостоятельная работа и самопроверка.

Цель: проверка умения подбирать проверочные слова для корневых орфограмм. Тетрадь – задачник, упр. 376, стр. 31

- Кто с нами сегодня познает тайны русского языка? (Витя из страны невыученных уроков)

- Он очень хочет домой, но своё контрольное задание выполнил с ошибками.

- Помогите их найти и исправить. Можете пообщаться с соседом, работайте в паре парная

7 мин Регулятивные УУД: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

Познавательные УУД: проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.

Коммуникативные УУД: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одно-классниками, осуществлять совместную деятельность.

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторений.

Цель: закрепить полученные знания.

- Решая орфографические задачи, исправляя ошибки, вы отвечали на вопросы: «Когда так говорят?», «Почему так называли?».

- Какой же способ подбора проверочных слов мы сегодня узнали?

- Поделитесь дома важным открытием.

- От значения слова – к правильной букве

Вывод: помни, если задумываться над значением слова, то в корнях многих из них не сделаешь ошибки.

коллективная 3 мин Личностные УУД: положительное отношение к учению, учебно – познавательный интерес.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: работа по формированию адекватной самооценки учащихся. - Наш урок подошел к концу.

- Оцените с помощью одного из выражений уровень ваших знаний по теме урока. Поднимите карточки с цифрой.

1. Понял, могу помочь другим

2. Понял

3. Понял, но нужна помощь

4. Ничего не понял

- Спасибо за урок!

Если вы захотите узнать, что произошло с Виктором в стране невыученных уроков, прочитайте книгу Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков»

Выполняют самооценку работы.

- показывают карточки с номером коллективная 4 мин Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои результаты, осознавать возникающие трудности, стремиться к их преодолению.

IX. Домашнее задание

Цель: отработка полученных навыков С. 48 у. 377

1 мин

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Урок русского языка в 5 классе «Лексическое и грамматическое значение слова» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План урока русского языка во 2 классе: Объяснение значения слова как способ проверки
Опубликовано: 8 октября 2022 в 11:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД