Панарина Наталья Александровна
Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый урок по русскому языку в 1 классе
Тема «Однозначный и многозначные слова»
Ход урока.
Долгожданный дан звонок!
Кто готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Прошу садиться.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Начинаем урок русского языка.
Публикация «Урок русского языка в 1 классе „Однозначные и многозначные слова“» размещена в разделах
- Многозначные слова, омонимы
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, 1 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Девиз урока : (на экране, дети читают хором) Слайд 1
«ТЕБЕ СКАЖУТ – ТЫ ЗАБУДЕШЬ,
ТЕБЕ ПОКАЖУТ – ТЫ ЗАПОМНИШЬ,
ТЫ СДЕЛАЕШЬ – ТЫ ПОЙМЁШЬ».
- Ребята! Вашим домашним заданием вчера было узнать, какой праздник отмечают люди всей Земли 20 марта.
(Всемирный день астролога) (На доску прикрепляется звездочёт)
- Что изучают астрологи?
(Астрологи изучают небесные тела и их влияние на судьбу человека)
- Да, сейчас профессия астролога превратилась в сказочную, фантастическую, потому что не доказано, как могут повлиять Солнце, Луна и другие космические тела на судьбу людей. Но много - много лет назад, в глубокой древности, именно с астрологов - звездочётов, наблюдающих за звёздами, взяла своё начало наука астрономия – наука о небесных телах.
Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное космическое путешествие. Возьмите космические карандаши и нарисуйте предмет. (Учитель показывает слово «звезда», дети рисуют) Слайд 2
- Покажите карточку, на которой нарисовали «звезду».
(Спрашиваю нескольких учащихся, что они нарисовали на своих рисунках). Слайд 3
- Молодцы, ребята! Сейчас давайте посмотрим на экран. А что это за звёзды? (Каждый рисунок объясняется). Смотрите, слово одно «звезда», а значений у него много.
- А где можно найти лексическое значение этого слова?
- У нас на уроке 2 таких словаря. Один из них создал Сергей Иванович Ожегов, а другой – Владимир Иванович Даль. Откройте толковые словари и прочтите лексическое значение слова «звезда». Слайд 4
(Словарная статья на экране, двое учащихся читают вслух по словарю Ожегова и Даля)
- Как вы считаете, как можно назвать слова, которые имеют много значений? (Многозначными).
- Значит, слова, которые имеют много значений, называются многозначными
- Придумайте слова, которые бы имели только одно значение.
(Дети называют слова).
- Слова, которые имеют одно значение, называются однозначными.
- Какая у нас тема урока, как вы думаете?)
- Посмотрите на экран.
(Тема урока : «Однозначные и многозначные слова».) Слайд 5
- А как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке, какие задачи урока мы с вами ставим?
Задачи урока : (На экране)
1. Познакомиться с однозначными и многозначными словами.
2. Научиться различать эти слова и употреблять их в речи.
- Навстречу каким звёздам мы отправимся сегодня?
(Навстречу космическим телам)
- Космос – это враждебная для человека среда. Почему?
(Там нет воздуха, и человек может погибнуть)
- Как сохранить жизнь в космосе?
(Надеть скафандр)
- Скафандр – это однозначное или многозначное слово? Слайд 6
(Дети читают в словаре. Слово однозначное. Учитель переодевает Звездочёта в космонавта)
- На чём мы отправимся?
(На ракете)
-Это однозначное или многозначное слово? (На экране ракета сигнальная, ракета – речное пассажирское судно, космическая ракета) Слайд 7
(Многозначное.)
- На какой ракете отправимся в космос?
(На космической ракете. «Сажаем» космонавта в ракету)
Физ. Минутка:
На старт, внимание, пуск!
А сейчас мы с вами, дети,
Полетаем на ракете.
На носочки поднялись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре.
Полетит ракета ввысь!
(Звучит музыка космоса) Слайд 8
- Во время полёта космонавты выполняют очень много работы. И мы не исключение. Откройте бортовые журналы – это ваши тетради.
Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу,
Я, друзья, от Вас не скрою,
Ручку я вот так держу,
Сяду ровно, не согнусь,
Потому что не ленюсь!
- Какую букву пропишем сегодня?
Жж
- Какие слова вы знаете на букву Ж?
Ответы детей.
- Жираф – это однозначное или многозначное слово? Слайд 9, 10
- А жаворонок? (Жаворонок – птица, булочка, человек, который рано просыпается).
- Откройте бортовые учебники на с. 26. (Упр. 16, словарные слова, упр. 17)
(Звучит сирена. Слайд «Мигалка») Слайд 11
- Внимание, космонавты! К нам приближается неопознанный объект!
(В чёрном сундучке пары слов для каждого ряда : 1 – пенал – носорог, 2 – карп – кисть, 3 – грач – колокольчик).
- Ребята, в сундучке послание: «Уважаемые космонавты, чтобы Вам успешно вернуться на Землю, необходимо выполнить задание – проект в паре. Объясните с помощью рисунков слова : 1 – пенал – носорог, 2 – карп – кисть, 3 – грач – колокольчик. Затем объясните их экипажу.
- Ребята, работа эта трудная, но нам на помощь вновь приходит бортовой учебник. Здесь тоже есть небольшой толковый словарь на с. 138. Прочитайте заданные слова, нарисуйте к ним рисунки и объясните остальным свой проект. (Дети работают в парах на листах А 4)
- Молодцы, вы успешно справились с заданием, и теперь мы можем возвращаться домой. А как называется наш дом? Слайд 12
Земля.
- Ребята, слово «земля» однозначное или многозначное?
Учитель демонстрирует глобус и почву на тарелочке).
- Вот мы и дома, в нашем родном классе. Посмотрите в свои бортовые тетради, учебники и скажите, какие слова мы называем однозначными? А многозначными?
- Кому понравился урок и кто всё понял, поднимите зелёные смайлики.
- Кто сомневается в своих знаниях – жёлтые.
- Кто ничего не понял – красные.
- Домашнее задание – доделать проект тем, кто не успел. Завтра мы начнём урок с ваших выступлений.