Приложение МААМ

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями»

Елена Васильева
Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели урока :

Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Уметь: распознавать обращения в предложениях, отличать их от подлежащих; ставить знаки препинания при обращениях; находить предложения с обращениями к неодушевленным предметам; выразительно читать предложения с обращениями, использовать их в собственной речи.

Тип урока : Урок изучения нового материала

Ход урока.

I.Организационный момент.

Публикация «Урок русского языка в 5 классе „Предложения с обращениями“» размещена в разделах

II.Повторение.

1. Словарный диктант.

Местоимение, глагол, высказывание, текст, стиль, словосочетание, предложение, подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство, обращение.

2. Синтаксический разбор предложения. Схема.

Белки готовят на зиму разнообразный корм : орехи, шишки, грибы.

3. Индивидуальная работа.

Расставить знаки препинания в предложениях и объяснить.

а) Декабрь год кончает а зиму начинает.

б) Пришвин писатель.

Пушкин поэт.

Васнецов художник.

Вывод:

Какие члены предложения называются однородными?

Какова роль обобщающих слов в речи?

Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

III.Объяснение новой темы. Упр. 209 (устно)

Запись на доске.

1. Ребята бережно обращаются с учебниками.

2. Ребята, бережно обращайтесь с учебниками.

Выразительное чтение предложений, соблюдая интонацию. Разбор по членам предложений.

Анализ второго предложения.

Вывод: Второе предложение с обращением.

Запишите предложения. Кто и к кому обращается?

Кумушка, мне странно это…

Не оставь меня, кум милый.

Что такое обращение?

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.

Где стоит обращение? Объяснить знаки препинания.

Прочитайте об обращении на стр. 85

Понаблюдайте, где может стоять обращение и как выделяется оно на письме.

Звёздочка на стр. 85

Запишите предложения. Найдите обращение. Обратите внимание на знаки препинания. (Слайд 5)

Голубушка, как хороша.

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица…

Слово учителя: Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

Вывод: Обращение не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя задать вопрос от сказуемого. Следовательно, не является членом предложения. Роль обращения обычно выполняет существительное в Им. п.

Работа с учебником стр. 86.

IY.Физкультминутка.

- А сейчас мы в лес пойдём…

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

Y.Закрепление.

Беседа с классом.

Слово учителя.

На слове-обращении голос повышается, затем – понижается, а после обращения соблюдается пауза.

Это называется звательной интонацией.

Ребята, часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу говорящего. Очень часто обращение раскрывает героя произведения.

Вспомните отрывки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, где встречаются обращения : «свет мой, зеркальце», «мерзкое стекло».

Закрепление: В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения.

Обращение выделяется запятыми.

Это знаки выделения.

Упр. 206(№2)

Упр. 208

YI. Словарная работа. Объяснить правописание.

Здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю, извините.

Ситуация в библиотеке. Составить предложения, с которыми вы обратились к библиотекарю. Используйте обращения и записанные вами вежливые слова.

Итог урока.

1. Что такое обращение? Какова роль в предложении?

2. Как выделяются обращения на письме?

Домашнее задание:

Найдите в сказках А. С. Пушкина примеры с обращениями. Ответьте на вопрос: кто и при каких обстоятельствах какие формы выбирает? Как это характеризует говорящего?

Публикации по теме:

Урок русского языка в 5 классе «Омонимы и многозначные слова» (слайд 1) Мастер – класс по теме «Многозначные слова и омонимы» Учитель: Магазейщикова Александра Сергеевна МБОУ «Школа-лицей №2» г. Армянска.

Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 4 классе «Третье склонение имён существительных» Задачи: Познакомить с признаками имён существительных 3 –го склонения; Учить выделять имена существительные 3 –го склонения; Развивать.

Урок русского языка «Проверяемые безударные гласные в корне слова» в 3 классе Тема: "Проверяемые безударные гласные в корне слова" Цели: • закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка в 4 классе «Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения» Тема: «Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.» Класс: 4 УМК: "Школа России". Учитель: Кругликова Жанна Анатольевна.

Урок русского языка во 2 классе «Упражнения в правописании буквосочетаний жи-ши. Обозначение орфограммы» Русский язык УПРАЖНЕНИЯ В ПРАВОПИСАНИИ БУКВОСОЧЕТАНИЙ жи-ши. ОБОЗНАЧЕНИЕ ОРФОГРАММЫ. Тема: Упражнения в написании буквы и после ж и ш.

Урок русского языка в 5 классе «Лексическое и грамматическое значение слова» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР.

Урок русского языка в 6 классе «Имена существительные общего рода» Учитель: Магазейщикова Александра Сергеевна Предмет: русский язык Класс: 6-В Дата проведения: 12.12.2018 № урока: Тема урока: Имена существительные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями»
Опубликовано: 7 марта 2019 в 16:44
+111Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Васильева (УИ 1783338) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД