План воспитателя по самообразованию на тему: «Сенсорное развитие младших дошкольников через нетрадиционное рисование».

Зубатова Ольга Александровна
План воспитателя по самообразованию на тему: «Сенсорное развитие младших дошкольников через нетрадиционное рисование».

«Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека» Ананьев Б. Г.

Актуальность выбранной темы.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». В. А. Сухомлинский

«Рука развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. "Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними" (Д. Б. Эльконин).

Н. А. Бернштейн подчёркивает, решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук. Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д.

Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т. д.

Рисование - это вид деятельности несет в себе элементы психотерапии, успокаивает, отвлекает малышей, что на этапе раннего развития является очень важным.

В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В процессе творчества, действий с материалами происходит естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, развивается зрительно-двигательная координация.

Рисование тесно связано со зрительными, двигательными, мускульно-осязательными анализаторами, с кинестетическими ощущениями, мышечно-суставной работой руки и пальцев, механизмом зрительно-двигательной координации. При помощи зрения ребенок воспринимает цвет, форму, величину, положение предмета в пространстве, благодаря осязанию познает объем, фактуру. В тех случаях, когда предмет нельзя взять в руки, включается мускульное чувство: обведение в воздухе контура предмета помогает в дальнейшем при его изображении, так как данное движение сохраняется в памяти (Т. С. Комарова и др.).

Наряду с традиционным рисованием, на сегодняшний день разработаны и нетрадиционные техники. Они отвечают физиологическим особенностям маленьких детей непосед.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают малышей, тем самым вызывая стремление заниматься таким удивительным делом. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно - моторной координации. Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками: ладошкой, пальцами. Необычность техник нетрадиционного рисования состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Рисовать малышам можно не только подушечками пальцев, но и фалангами, костяшками, кулачками, боковой стороной кистей рук. В ходе рисования дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание). Делать отпечатки ладошек - не менее весело, чем отпечатки пальчиков, такое занятие требует большей сосредоточенности, так же развивает мелкую моторику. Еще одна техника, доступная детям этого возраста - это штамповка. Это штампы, вырезанные из сырого картофеля, поролона. Занятия «Рисование на манке» так же вызывают у малышей очень большой интерес. Насыпав на поднос крупу тонким слоем, показываю ребенку, как можно оставлять следы от пальчика, кулачка, ладошки, различных предметов. Желание маленького ребенка рисовать ярко легко, можно реализовать при использовании поролоновой губки. Рисование ватными палочками – весьма необычная техника. Детям в возрасте от 1 года до 3 лет рисовать палочками гораздо проще, чем кисточкой.

Нетрадиционным рисование - эта деятельность, которая делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль движений руки. Помогает образованию связи рука – глаз.

Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

Целенаправленная и систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования способствует развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, а так же формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития.

Цели и задачи работы:

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Разработать систему работы для развития мелкой моторики у детей 2-3 лет через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

1. Развитие и укрепление мелкой моторики пальцев, кистей рук.

2. Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

3. Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования (практические умения и навыки, навыки работы с краской).

4. Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности.

5. Формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

6. Способствовать развитию нравственных качеств (доброжелательность); развитию усидчивости, целенаправленности.

Формы работы в течение учебного года:

Сентябрь:

Изучение методической литературы по проблеме. Изучение теоретического аспекта техник нетрадиционного рисования детей дошкольного возраста, методов и приёмов обучения рисованию. Изучение статей в журналах, интернет ресурсов. Изучение литературы, отбор технологий и диагностического материала.

Октябрь:

«Рыбки в домике», «Осьминожки».

Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек, вызвать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования, развивать мелкую моторику.

Работа с родителями: Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Работа с педагогами: Консультации на тему «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Ноябрь:

«Дождик, дождик, кап да кап»; «Маме к празднику».

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство выразительности);

Продолжать знакомить с техникой рисования ладошками. Вызвать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования, развивать мелкую моторику.

Работа с родителями: Консультация на тему: «Изобразительная деятельность в детском саду. Нетрадиционные техники рисования».

Декабрь:

«Снегопад», «зажжём ёлочку».

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками, поддерживать интерес к нетрадиционному рисованию, наносить точки на поверхность бумаги, передавая ритм, характер мазков.

Познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования – рисование ватной палочкой. Показать приёмы получения точек, одинаковых по размеру.

Работа с родителями: Доклад на тему: «Сенсорное воспитание младших дошкольников. Нетрадиционное рисование как средство развития мелкой моторики детей».

Январь:

«Снежные комочки», «Снеговик».

Познакомить с новыми техниками рисования – рисование печатками из картофеля. Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию, чувство композиции.

Познакомить с техникой оттиск пробкой. Упражнять в технике печатания пробкой, развивать чувство композиции.

Работа с родителями: Мастер – класс: «Нетрадиционные материалы и способы работы с ними».

Февраль:

«Платье для куклы», «Рукавички».

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками, поддерживать интерес к нетрадиционному рисованию, наносить точки на поверхность бумаги, передавая ритм, характер мазков.

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования руками, боковой стороной кистей рук. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок на силуэте (завитки).

Работа с родителями: обогащение развивающей среды группы нетрадиционными материалами.

Март:

«Мимоза», «Бусы».

Познакомить детей с новой техникой рисования – тычок жёсткой полусухой кистью. Упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности как фактура.

Продолжать упражнять в рисовании печатками из картофеля. Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию, чувство композиции, изображать предмет, действуя по подражанию.

Работа с родителями: Консультация на тему: «Рисуем дома».

Апрель:

«Жили у бабуси два весёлых гуся», «Платочек».

Продолжать знакомить с новой техникой нетрадиционного рисования – рисование ватной палочкой. Показать приёмы получения точек, одинаковых по размеру.

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками, поддерживать интерес к нетрадиционному рисованию, наносить точки на поверхность бумаги, передавая ритм, характер мазков.

Май:

«Смотрит солнышко в окошко» (коллективная работа, «Одуванчики».

Упражнять в рисовании ладошкой: изображение ладошками солнечных лучиков.

Продолжать упражнять детей в технике рисования – тычок жёсткой полусухой кистью. Упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью.

Работа с родителями: организовать выставку работ, выполненных детьми в нетрадиционных техниках.

Вывод:

Ранний возраст – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и окружающий мир.

В начале учебного года многие из детей с опаской относились к рисованию пальцами и ладошками, не хотели «пачкать» ручки, отказывались от рисования. Но в результате целенаправленной, систематической и планомерной работы отношение детей к нетрадиционному рисованию меняется.

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества и конечно развития мелкой моторики. Эта деятельность делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль движений руки. Помогает образованию связи рука – глаз.

Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

Публикации по теме:

Отчет о работе по самообразованию на тему «Сенсорное воспитание и развитие детей через дидактические игры в старшем возрасте» Тема «Продолжать развивать сенсорные способности старших дошкольников через дидактические игры». Цель: создание оптимальных условий для.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников» «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» В. Сухомлинский Значение развития моторики рук: *Повышает тонус.

Перспективный план самообразования на 2016–2017 год «Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 комбинированного вида» город Пикалево Индивидуальный план.

Перспективный план по самообразованию на тему: «Формирование связной речи детей через театрализованную деятельность». Перспективный план работы на 2016-2017г. Месяц Работа с детьми. Работа с родителями Сентябрь: 1. Организация работы. Изготовление картотеки.

Перспективный план по самообразованию «Сенсорное развитие детей второй младшей группы в системе работы «Юный эколог» Дата начала работы 20.09.2016г. Предполагаемая дата окончания работы 30.04.2017 г. Цель: Изучение особенностей сенсорного развития в системе.

План по самообразованию «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников» «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников» «Хочешь быть здоровым.

План по самообразованию «Развитие творческих способностей через театрализованные игры» Цели: - Повысить свой профессиональный уровень; Задачи: - Изучить театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста и.

План по самообразованию «Развитие творческого воображения и мышления через нетрадиционные техники» План по самообразованию «Развитие творческого воображения и мышления через нетрадиционные техники» 2016-2017г. г. Месяц Работа с детьми Работа.

План по самообразованию «Нравственное воспитание дошкольников через любовь в семье» Актуальность темы: формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Прежде всего, становление.

Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игрСенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Дикие животные
Автор публикации:
План воспитателя по самообразованию на тему: «Сенсорное развитие младших дошкольников через нетрадиционное рисование».
Опубликовано: 21 августа 2017 в 08:18
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 ноября-Всемирный день ребенка
Всемирный день ребенка Встречаем всей планетой, Счастливы пусть будут На Земле все дети. Живут пусть окруженные Любовью и добром, Веселым шумом, гамом...
Интегрированное занятие по развитию речи и лепки «Осенние мотивы»
Тема: «Осенние мотивы». Интеграция образовательных областей: «Познание» ( формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Художественное творчество» (...
Рисование на песке как инновационная технология в ДОУ
У каждого из нас есть свои воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что в песочнице у дома. Однако песок не так прост....
Фотоотчет о сдаче норм ГТО для разновозрастных групп
Готов к Труду и Обороне! Горжусь Тобой Отечество! Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» ( ГТО) — полноценная программная...
Конспект занятия в средней группе «Дело мастера боится»
Цель: Закрепление и обобщение знаний о рабочих инструментах и их назначении. Ознакомление детей с техникой безопасности при работе с орудиями труда. Задачи:...