Ирина Туманова
Перспективный план самообразования на 2016–2017 год «Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 комбинированного вида» город Пикалево
Индивидуальный план работы по самообразованию по теме :
«Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр»
Тумановой Ирины Федоровны, воспитателя первой квалификационной категории
Образование: высшее
Стаж педагогической работы: 12 лет
Дата начала работы: 01.09.2016 год
Дата окончания работы: 31.05.2018 год
Актуальность
Публикация «Перспективный план самообразования на 2016–2017 год „Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Средняя группа
- Темочки
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т. п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка младшего возраста является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.
Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
-повысить свою профессиональную компетентность путем изучения методической литературы по данной теме;
-разработать перспективный план работы с детьми;
-провести консультации с педагогами и родителями по данной проблеме, поделиться опытом;
-подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом (центр сенсорного развития).
Направления моей работы:
-формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
-обучение способам обследования предметов
-развитие аналитического восприятия ( выделение элементов: цвет, форма, величина).
Месяц Формы работы
С детьми С педагогами С родителями
Сентябрь Диагностика Подбор методической литературы Пополнение сенсорного уголка
Октябрь Д/ игры: «Собери листочки»
«Геометрическая мозаика»
«Громко-тихо»
Рисование «Листопад» Консультация:
«Методы диагностирования сенсорного развития детей» Информация на стенд: «Сенсорное развитие детей 3-4 лет»
Ноябрь Д/ игры:
«Цветные рукавички»
«Назови квадратные предметы»
«Сравни предметы»
«Угадай, что звучит»
«Мягкий-твердый»
Рисование «Подводный мир» (зеленый, синий цвета) Мастер-класс: «Дидактические игры своими руками» Консультация «Сенсорное развитие в домашних условиях»
Декабрь Д/ игры и упражнения:
«Назови предметы этого цвета»
«Назови предметы треугольной формы»
«Высокий-низкий»
«Быстро-медленно»
«Мешочек с секретом»
Рисование «Белые снежинки в темном окне» Обмен опытом: наполнение уголка сенсорного развития для детей разного возраста Консультация: «Дидактические игры для развития сенсорных способностей»
Январь Экспериментирование «Волшебные краски» (смешение 2-х цветов)
Д/игра «Что бывает оранжевого цвета»
«Что похоже на овал»
Речевая игра «Скажи наоборот»
Знакомство с новинками методической литературы Конкурс «Рисуем вместе с мамами и папами»
Февраль Экспериментирование «Волшебные краски»
( получение цвета: серый, голубой, розовый)
Д/игра «Геометрическая мозаика»
Слушание музыки «Высокие-низкие звуки»
Д/игра на ориентирование в пространстве «Иди, куда скажу»
Экспериментирование «Свойства бумаги» Оформление папки-передвижки по сенсорике Родительское собрание «Игра как средство сенсорного развития детей младшего возраста»
Март Изготовление Дидактического пособия «Оттенки цвета»
Д/игры «Разложи от светлого к темному» (наоборот)
«Разложи игрушки по росту»
«Громко - тихо»
«Шарики и кружки»
«Поставь игрушку, куда скажу» Открытый просмотр НОД
Апрель Д/игра «Кубики и квадраты»
«Составь узор по образцу»
Экспериментирование «Деревянные и пластмассовые игрушки» Изучение периодической печати по данной теме Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего возраста»
Май Диагностика Отчет о проделанной работе за год на итоговом педагогическом совете Консультация: «Природный материал как средство развития сенсорных способностей детей»
Перспективный план работы по сенсорному развитию
во второй младшей группе
Месяц Содержание
Цвет Размер Форма Слуховые ощущения Тактильные ощущения
Сентябрь Разработка диагностических заданий и критериев мониторинга;
Проведение мониторинга;
Октябрь Закреплять знание основных цветов;(красный, желтый);учить классифицировать предметы по цвету; Закреплять понятия «большой-маленький»;
учить классифицировать предметы по размеру; Знакомить с геометрической фигурой- «круг»; учить соотносить круг с предметами круглой формы; Учить различать звуки по громкости; учить употреблять в речи слова «громко-тихо»; Знакомить с качествами предметов «теплый-холодный»; формировать навыки безопасного поведения (не трогать руками горячие предметы);
Ноябрь -Закреплять знание цветов («зеленый-синий»);учить классифицировать предметы по цвету; Знакомить с понятиями «длинный-короткий»; учить сравнивать предметы по длине способом наложения; Знакомить с геометрической формой-«квадрат»; учить находить в ближайшем окружении предметы квадратной формы; Знакомить с музыкальным инструментом-«ложки»; учить повторять ритм музыки; формировать умение определять на слух характер музыки – «грустная-веселая»; Знакомить с качествами предметов «мягкий-твердый» ; учить употреблять в речи слова «мягкий-твердый»;
Декабрь Закреплять знание цветов «белый-черный»; учить находить в ближайшем окружении предметы данного цвета; Познакомить с понятиями «высокий-низкий»; учить использовать в речи эти понятия; сравнивать с помощью способа «приложения»; Познакомить с геометрической фигурой -треугольник; учить соотносить предметы с данной геометрической формой; Учить различать на слух разные звуки; знакомить с музыкальным инструментом «бубен»;
Упражнять в различении на слух темпа музыки: «быстрая-медленная»;
Учить выполнять движения соответственно темпу музыки; Знакомить с качествами предметов «гладкий-шероховатый (пушистый)»;развивать умение определять качество предмета на ощупь;
Январь Знакомить со смешанным цветом-оранжевым; учить экспериментировать с красками, получать оранжевый цвет из двух основных; Знакомить с понятиями-«широкий-узкий»; учить употреблять в речи ;
Познакомить с геометрической фигурой-овал; учить находить в ближайшем окружении предметы овальной формы;
Упражнять в умении повторять заданный ритм с помощью хлопков в ладоши; Развивать умение называть предмет, исходя из тактильных ощущений (по форме, поверхности, размеру); знакомить с понятиями «тяжелый-легкий»; учить сравнивать предметы по весу, употреблять в речи слова «легче», «тяжелее»;
Февраль Продолжать знакомить со смешанными цветами (голубой, розовый, серый); учить получать данные цвета с помощью смешения с белой краской; Учить сравнивать предметы по размеру на глаз и с помощью условной меры; Учить классифицировать предметы по одному заданному признаку; упражнять в определении формы предмета с помощью осязания; Продолжать знакомить с музыкальными инструментами- металлофон; учить определять высокие и низкие звуки
Знакомить со свойствами бумаги (мнется, рвется, мокнет в воде, шелестит и т. д.)
Март Знакомить с оттенками одного цвета; учить употреблять в речи слова: темный, светлый, яркий, тусклый, темнее, светлее и т. д. Учить раскладывать предметы по возрастанию или убыванию; Познакомить с геометрической фигурой-шар, его свойствами; учить различать круг и шар; Упражнять в регулировании силы голоса (тише-громче); учить согласовывать движения с силой голоса; Познакомить с материалами: дерево, пластмасса, их свойствами;
Апрель Учить составлять узор из геометрических фигур на полосе, учитывая цвет элементов узора; Закреплять умение сравнивать предметы по размеру, высоте, ширине; употреблять в речи слова: шире-уже, выше-ниже, короче-длиннее, больше- меньше; Познакомить с геометрической фигурой-куб, его свойствами; учить различать куб и квадрат; Учить распознавать звуки на слух, называть их источник; Закреплять умение различать материалы с помощью тактильных ощущений;
Май Закреплять знание основных и смешанных цветов;учить сочетать 2-3 цвета в узоре; Закреплять умение раскладывать предметы по убыванию и возрастанию; классифицировать предметы по размеру, употреблять в речи слова, обозначающие размер; Закреплять знание геометрических фигур и их свойств; Развивать умение давать характеристику звукам; Закреплять умение определять на ощупь качество поверхности, употреблять в речи слова называющие данное качество;
Мониторинг
Мониторинг сенсорного развития 2-й младшей группы
(2016-2017 учебный год)
Критерии сенсорного развития :
Цвет:
1 балл – знает менее 3-х цветов
2 балла - знает все основные цвета
3 балла - знает смешанные цвета и называет их
Величина:
1 балл - называет одну величину (большой - маленький)
2балла-называет 2 величины
3балла-различает и называет все понятия величины
Форма:
1 балл - различает менее 2-х форм
2 балла - различает 2 формы
3балла-различает 3 и более форм
Тактильные ощущения:
1 балл - может назвать на ощупь 1 признак предмета
2 балла - может назвать 2-3 признака предмета
3 балла - называет 3 и более признаков предмета, может назвать предмет
Слуховые характеристики:
1 балл - предполагает источник звука, затрудняется дать характеристику
2 балла - предполагает источник звука, может дать 2-3 его характеристики
3 балла - называет источник звука, дает его полную характеристику
1 балл - низкий уровень
2 балла - средний уровень
3 балла - высокий уровень
Фамилия, имя ребенка Цвет Величина Форма Слуховые
ощущения Тактильные ощущения Итог
Сент. Май Сент. Май Сент. Май Сент. Май Сент. Май Сент. Май
1. Аня А. 2 1 2 1 2 1.4
2. Даня Г. 3 1 2 2 3 2.2
3. Варя Г. 3 1 2 1 1 1.6
4. Ваня Е. 2 1 3 1 1 1.6
5. ДимаК. 3 1 2 2 3 2.2
6. Соня К. 1 1 2 1 1 1.2
7. МашаК. 3 1 2 2 1 1.8
8. СтасяМ. 3 2 3 2 2 2.4
9. МатвейН. 1 1 2 1 1 1.2
10. НикитаН. 3 2 3 2 2 2.4
11. КириллН. 2 1 2 1 1 1.4
12. ПолинаП. 3 2 3 3 2 2.6
13. Варя П. 1 1 1 1 1 1
14. Соня П. 3 1 3 1 2 1.8
15. Костя П. 3 2 2 1 2 2
16. Мила Р. 1 1 1 1 1 1
17. София С. 1 1 1 1 1 1
18. ДаринаС. 1 1 3 1 1 1.4
19. Влад С. 2 1 2 1 1 1.4
20. Саша Т. 1 1 2 1 1 1.2
21. Варя Ф. 3 2 3 1 1 2
22. Артем Ч. 1 1 2 1 1 1.2
2 1.2 2.1 1.3 1.4 1.6
Результаты мониторинга за 2016-2017 учебный год
Сентябрь Май
Высокий уровень- 18 % 36%
Средний уровень- 29% 43%
Низкий уровень- 53% 21%
Анализ мониторинга на начало года:
Итоги проведенного мониторинга показали, что лучше всего дети ориентируются в цвете и в форме предметов. Более низкий результат в определении величины предмета. Дети пользуются одним понятием (большой - маленький) и моя задача познакомить их с другими величинами и сформировать умение пользоваться в речи соответствующими терминами.
Также низкий результат в характеристике слуховых ощущений. Дети хорошо слышат мелодию, другие звуки, но затрудняются охарактеризовать их словами. Моя задача - развивать речь детей, знакомить с новыми понятиями, пополнять словарный запас, развить умение словесно высказывать свои сенсорные ощущения. Все задачи решаются посредством различных игр, которые запланированы в течение года.
Анализ мониторинга на конец года:
Анализируя процентное соотношение, заметна положительная динамика. Но есть дети с низким уровнем, поэтому работа по данной теме продолжится в новом учебном году.
Рассматривая более детально результаты мониторинга, ставлю в перспективе работу по следующим направлениям: более слабый результат по тактильным и слуховым ощущениям. Дети различают разницу в осязательных и слуховых ощущениях. Это заметно при проведении игр, где дети, услышав ритмичную музыку, начинают совершать четкие, активные движения, а при легкой, плавной музыке, кружатся или медленно двигаются. Различают предметы на ощупь, называя при этом всего один признак, и то иногда ошибаются в словесной характеристике, не зная значение слова. Проблема в том, что они затрудняются их охарактеризовать словесно. Значит нужно ставить в перспективе работу над расширением словарного запаса и знакомстве с новыми словесными формами.
Более хороший результат в знании цвета, формы. Почти все дети освоили геометрические формы и их свойства, соответствующие возрасту. Многие дети различают оттенки цвета, способны найти одинаковые оттенки среди других. Но есть дети, которые путают основные цвета. Немного хуже в различении предметов по размеру. То есть дети видят разницу, но опять же неправильно характеризуют словесно. Поэтому в перспективе планирую подобрать больше упражнений, игр не только на развитие сенсорных ощущений, но и на расширение словарного запаса.