МААМ-картинки

План воспитателя по самообразованию «Пластилинография как средство развития речи у детей дошкольного возраста» (1 фото)

Ходыкина Анастасия
План воспитателя по самообразованию «Пластилинография как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 107

План воспитателя

по самообразованию

Методическая тема: «Пластилинография как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

План воспитателя по самообразованию «Пластилинография как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Воспитатель :

Ходыкина А. В.

Публикация «План воспитателя по самообразованию „Пластилинография как средство развития речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Г. Ярославль

2020-2021 уч.

Актуальность

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Я выбрала эту тему, потому что считаю ее достаточно актуальной, т. к. в целом уровень речевого развития у современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Количество детей, имеющих речевые трудности, очень сильно растет.

Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

Актуальность опыта «Пластилинография, как способ развития речи ребёнка» определяется, прежде всего, ведущей ролью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для ребёнка дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка. Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей.

Тактильная активность, особенно ярко проявляемая дошкольниками именно при рисовании пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у ребёнка фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

Цели и задачи

Цель: Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы,

Развитие психических процессов: внимание, память, речь, мышление, а так же развитию творческих способностей.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи.

Задачи:

-Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Развивать воображение, память, мышление, речь, мелкую моторику рук, стремление к самостоятельности.

- Развивать чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать сюжетно – игровой замысел.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.

- Формировать художественный вкус.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Планируемые результаты освоения

Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

В конце обучения ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию, у ребенка развиты сенсорные эталоны, ребенок способен принимать задачу и умеет передавать образы предметов, явлений посредством пластилинографии.

Мною была изучена следующая литература:

1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. - М. : Скрипторий, 2009.

2. Зайцева А. А. Чудесный пластилин : лепим вместе с детьми. - М. : Эксмо, 2011.

3. Конощук С. И. Фантазии круглый год. - М. : Обруч, 2011.

Проводится работа с родителями: консультации, беседы, поручения, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада.

Так же проводится работа с педагогами. Выступление на педагогических часах проводилось на тему: «Пластилинография как средство развития речи дошкольников».

Приложения 1

Консультация для родителей «Развитие воображения детей дошкольного возраста»

Развитие воображения у дошкольников начинается примерно в 3 года, когда они, накопив информацию, применяют её для игры. Действуя с разными предметами, ребёнок совершенствует первооснову воображения – моторику рук. Без движения, без динамики у ребёнка не возникает ни один образ. Речь позволяет ребёнку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлечённые представления и понятия. Вся поступающая информация откладывается в памяти детей, создавая основу для развития творческого воображения.

В старшем дошкольном возрасте развитие воображения у детей происходит уже более целенаправленно. Дети по-прежнему фантазируют, но имеющийся у них опыт помогает им более осознанно подходить к любым занятиям. Старшие дошкольники тщательно продумывают сюжеты изображений и смысл своих игр. Они рисуют дома, машины или деревья, строят из кубиков замки, увлечённо играют в сюжетные игры, уже не отступают от придуманных образов и всё чаще доводят дело до конца.

У взрослых появляется больше возможностей развить воображение детей. Мы должны не только предоставить ребёнку существующую информацию, но и одновременно научить его привносить в известные правила что-то своё. Такой подход в воспитании станет основой для формирования хорошего творческого воображения и самые лучшие способы его развития-сюжетно- ролевые игры, рисование, лепка, аппликация и складывание конструктора.

Игровая деятельность является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребёнка комбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатления. Перевоплощаясь в разных персонажей, особенно в режиссёрских играх, ребёнок может посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Проблема творчества всегда была интересна не только психологам. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другому нет, волновал умы известных учёных. Строилось много гипотез, и постепенно на первое место вышла идея о том, что способность к творчеству можно развивать.

Консультация для родителей

«Пластилинография как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Пластилинография - нетрадиционная художественная техника работы с пластилином. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «пластилин» - материал, при помощи которого происходит осуществление задуманного и «графия» - создавать, рисовать.

Лепка из пластилина одно из популярных, эмоциональных детских занятий самых разных возрастов, и оно не ослабевает со временем.

Лепка объемных фигур и создание лепных картин не только увлекательный, но и полезный вид детского творчества. Это одна из эффективных форм развития мелкой моторики рук у дошкольников, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления.

Почему так важно развитие мелкой моторики рук? Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

Готовность руки к письму и развитая речь являются важными показателями готовности ребенка к школе. Эти показатели зависят от состояния развития мелкой моторики рук. Учителя школ отмечают увеличение детей с проблемами недоразвития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. У детей в первом классе движения неловкие, часто несогласованны. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук, должна начаться задолго до поступления в школу.

Работа с пластилином в большей мере, чем рисование или аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязание обеих рук, движения становятся более согласованными, активное действие которых ведёт к более точной передачи формы.

Основным инструментом является рука, вернее обе руки. У ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходу к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, способствует снятию мышечного напряжение и расслаблению, будит фантазию. У детей формируется умение планировать свою работу, доводить начатое дело до конца.

В интересной игровой форме обогащается и словарь детей. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Это стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Работа с пластилином благотворно влияет на нервную систему. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Дети становятся более организованными, целеустремленными, вырабатывается усидчивость, самодисциплина.

При работе с пластилином необходимо выполнять определенные требования:

- использовать как основу плотный картон, чтобы не происходило деформации при выполнении приемов надавливания и размазывания;

- основу с предварительно нарисованным контуром или без него следует покрыть скотчем или вложить в файл. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов;

- на рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполнения работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

Прежде чем решать, как развивать творческие способности ребёнка, помните о самых простых истинах:

- развивайте творческое воображение малыша везде и всегда;

- окружающая среда ребенка должна способствовать его развитию;

- у малыша должен быть необходимый «арсенал» инструментов и материалов для детского творчества: пластилин, краски, цветная бумага и многое другое;

- поощряйте и хвалите только безопасные творческие детские инициативы;

- процесс развития творческих способностей детей должен носить регулярный характер;

- обучение и развитие малыша дошкольного возраста должно происходить только через игровые задания, упражнения и саму игру.

Уважаемые родители, теперь, когда вы знаете эти нехитрые правила, можно начать

"путешествие в удивительный живой мир «Пластилиновой страны»

Желаем удачи!

Консультация для родителей «Пластилинография с элементами дизайна»

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальце» В,А,Сухомлинский. Чтобы ваш ребенок стал способным, умным, вы должны обратить внимание на развитие его мелкой моторики рук. Вам нужно, как можно больше заниматься с ребенком дома, на прогулке: складывать пазлы, заучивать стихотворения, лепить, вырезать, рисовать. Такие занятия не пройдут бесследно и подготовят вашего ребёнка к школе.

Хочу предложить вам для развития мелкой моторики, нетрадиционный метод лепки - пластилинографии с элементами дизайна. Дети очень любят играть, экспериментировать с различными «сыпучими» веществами (разнообразные крупы, сахар, соль, макаронные изделия, бросовый и природный материал (бусинки, бисер, ракушки, паетки, шишки, веточки, камешки и т. д.) при помощи этого они учатся создавать художественные образы, что способствует развитию мелкой моторики рук у дошкольников.

В качестве основы для детской работы лучше всего использовать твердый картон. Нарисовать контур изображения, основу покрыть скотчем во избежание появления жирных пятен. Начинаем пошагово лепить объемные детали вашего изображения. Затем их надо сплющить и примазать к основе. Когда работа выполнена, дети могут украсить работу «сыпучими» деталями целиком или выделить отдельные элементы. Чтобы работа сохранилась лучше, можно ее покрыть бесцветным лаком и вставить в рамку.

Но помните! Никогда не ругайте малыша, хвалите за все успехи. Развитие мелкой моторики – неотъемлемая часть общего развития ребенка.

как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Пластилинография - нетрадиционная художественная техника работы с пластилином. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «пластилин» - материал, при помощи которого происходит осуществление задуманного и «графия» - создавать, рисовать.

Лепка из пластилина одно из популярных, эмоциональных детских занятий самых разных возрастов, и оно не ослабевает со временем.

Лепка объемных фигур и создание лепных картин не только увлекательный, но и полезный вид детского творчества. Это одна из эффективных форм развития мелкой моторики рук у дошкольников, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления.

Почему так важно развитие мелкой моторики рук? Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

Готовность руки к письму и развитая речь являются важными показателями готовности ребенка к школе. Эти показатели зависят от состояния развития мелкой моторики рук. Учителя школ отмечают увеличение детей с проблемами недоразвития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. У детей в первом классе движения неловкие, часто несогласованны. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук, должна начаться задолго до поступления в школу.

Работа с пластилином в большей мере, чем рисование или аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязание обеих рук, движения становятся более согласованными, активное действие которых ведёт к более точной передачи формы.

Основным инструментом является рука, вернее обе руки. У ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходу к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, способствует снятию мышечного напряжение и расслаблению, будит фантазию. У детей формируется умение планировать свою работу, доводить начатое дело до конца.

В интересной игровой форме обогащается и словарь детей. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Это стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Работа с пластилином благотворно влияет на нервную систему. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Дети становятся более организованными, целеустремленными, вырабатывается усидчивость, самодисциплина.

При работе с пластилином необходимо выполнять определенные требования:

- использовать как основу плотный картон, чтобы не происходило деформации при выполнении приемов надавливания и размазывания;

- основу с предварительно нарисованным контуром или без него следует покрыть скотчем или вложить в файл. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов;

- на рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполнения работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

Прежде чем решать, как развивать творческие способности ребёнка, помните о самых простых истинах:

- развивайте творческое воображение малыша везде и всегда;

- окружающая среда ребенка должна способствовать его развитию;

- у малыша должен быть необходимый «арсенал» инструментов и материалов для детского творчества: пластилин, краски, цветная бумага и многое другое;

- поощряйте и хвалите только безопасные творческие детские инициативы;

- процесс развития творческих способностей детей должен носить регулярный характер;

- обучение и развитие малыша дошкольного возраста должно происходить только через игровые задания, упражнения и саму игру.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План воспитателя по самообразованию «Пластилинография как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 июля 2021 в 17:27
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД