Ксения Гончаренко
Планирование логопедических занятий в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование занятий с детьми старшей группы на 3 периода обучения.
I период:
сентябрь-первая половина ноября – 11 недель;
II период:
вторая половина ноября-первая половина февраля –– 12 недель
III период:
вторая половина февраля-май – 14 недель.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Продолжительность индивидуальных занятий 20 минут.
Публикация «Планирование логопедических занятий в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Тематическое планирование логопедических занятий по коррекции недостатков речевого развития с детьми старшей группы
Период Звуковая сторона речи
Развитие речи
Основное содержание работы
Произношение Фонематическое восприятие
I период
сентябрь- ноябрь Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные — [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’],
[ф] — [ф’], [д] — [д’],
[в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д. Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией:
• изолированно;
• в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);
• в словах;
• в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.
Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).
Автоматизация поставленных звуков;
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.
Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.
Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука.
Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.
Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков.
Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове.
Практическое усвоение понятий “гласный — согласный” звук.
Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода.
Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа.
Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.
II период
ноябрь- февраль
Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’].
Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах (см. развитие речи).
Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.
Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием, различающихся:
• по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’];
• по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];
а также:
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением двух согласных;
• в словах и фразах.
Определение наличия звука в слове.
Распределение предметных картинок, названия которых включают:
• дифференцируемые звуки;
• определенный заданный звук.
На этом же материале:
• определение места звука в слове;
• выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;
• осуществление анализа и синтеза прямого слога;
• выделение согласного звука в начале слова;
• выделение гласного звука в конце слова.
Практическое знакомство с понятиями “твердый — мягкий звук” и “глухой — звонкий”.
Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.
Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.
Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания) :
• по твердости — мягкости ([м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’]; [г] — [г’]);
• по глухости — звонкости:
[п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением двух согласных;
• в словах и фразах;
• составление предложений с определенным словом;
• анализ двусловного предложения;
• анализ предложения с постепенным увеличением количества слов.
Закрепление в самостоятельной речи навыка:
• согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;
• согласования порядковых числительных с существительными.
Закрепление умения:
• подбирать однокоренные слова;
• образовывать сложные слова;
• составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам; • распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений; • составлять предложения по опорным словам; • составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками; • заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.
III период
февраль - май
Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.
Дифференциация звуков по месту образования:
• [с] — [ш], [з] — [ж];
• [р] — [л];
• в прямых и обратных слогах;
• в слогах со стечением трех согласных;
• в словах и фразах;
• в стихах и коротких текстах;
• закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.
Составление схемы слова с выделением ударного слога.
Выбор слова к соответствующей графической схеме.
Выбор графической схемы к соответствующему слову.
Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.
Подбор слова с заданным количеством звуков.
Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).
Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове.
Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.
Составление слов из заданной последовательности звуков.
Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях;
в коллективных формах общения детей между собой.
Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.
Календарно-тематическое планирование в старшей группе по обучению грамоте.
Месяц неделя Тема занятия Формирование фонетико-фонематической стороны речи
Сентябрь 1 Понятие о речевых и неречевых звуках.
Учить различать неречевые звуки по силе, высоте и тембру.
Учить различать близкие по звуковому составу слова. Развивать чувство ритма и рифмы в стихотворной речи.
2 Формирование понятия о действии и предмете. Понятие о слове и предложении. Формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений; познакомить с понятием «слово».
Учить выделять названия предметов и действий в речевом потоке; соотносить предметы с вопросами КТО? ЧТО, действий с вопросом ЧТО ДЕЛАЕТ?
3 Звук [а]. Буква А.
Понятие о гласных звуках. Учить четко произносить звук [а] и давать ему характеристику. Дать понятие «гласные звуки».
Учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах.
Познакомить с буквой А.
4 Звук [у].Буква У Познакомить со звуком [у] и его характеристикой (с опорой на артикуляцию).
Дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало, конец слова).
Познакомить с буквой У.
Октябрь 1 Звуки [а- у]. Гласные звуки Учить давать сравнительную характеристику звукам [а] и [у], подбирать слова (картинки) на заданный звук.
Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА.
2 Звуки [п – п’]. Буква П.
Понятие о согласных звуках. Понятие о твердых и мягких звуках. Познакомить со звуком [п] и [п’]. Учить различать твердые и мягкие звуки.
Дать понятие «согласные звуки».
Познакомить с буквой П.
Звуковой анализ обратных слогов АП,УП
3 Звук [и].Буква И Познакомить со звуком [И]. Развивать умение выделять гласный звук в начале и в конце слова.
Познакомить с буквой И.
4 Звук[о]. Буква О Познакомить со звуком [О].
Закрепить понятие «гласный звук», «слог», «слово».
Автоматизировать звук [О] в слогах, словах и предложениях.
Познакомить с буквой О.
Ноябрь
1 Звуки [м – м’]. Буква М
Познакомить со звуками [м]и [м’].
Упражнять в делении слов на слоги, определении места звука в слове.
Познакомить с буквой М.
2 Звуки [н – н’]. Буква Н Познакомить со звуками [н] и [н’].
Учить составлять звуковые схемы и анализировать их.
Познакомить с буквой Н.
3 Звук [э]. Буква Э Познакомить со звуком [э]. Упражнять в звуковом анализе, деление слов на слоги.
Познакомить с буквой Э.
4 Звук [ы]. Буква Ы Познакомить со звуком и буквой Ы.
Упражнять детей в делении слов на слоги, предложений на слова.
Декабрь 1 Звуки [ы – и ] Учить различать звуки [и] - [ы] на слух и в произношении. Выделение звуков [и] - [ы] в конце слова. Множественное число.
2 Звуки [т – т’]. Буква Т Познакомить со звуками [т] и [т’]. Учить различать звуки на слух.
Упражнять в выделении звуков в конце и начале слов; в звуковом анализе слогов, в делении слов на слоги.
3 Звуки [к – к’]. Буква К Познакомить со звуками [к] и [к’]. Учить различать на слух.
Закрепить понятия "гласный" и "согласный" звуки.
Упражнять в определении места звука в словах; в звуковом анализе слогов с выкладыванием схемы.
Развивать умение составлять предложения и строить схемы.
4 Звуки [п-п’-т-т’-к-к’] Закрепить произношение и различение звуков [п - т - к ]. Упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов
5 Звуки [б – б’]. Буква Б Познакомить со звуками [б]и [б’], учить различать на слух и характеризовать его с опорой на различные виды контроля.
Январь 1
2 Звуки [г – г’]. Буква Г. Познакомить со звуками [г – г ’], развивать фонематические процессы.
Развивать умение делить слова на слоги.
Упражнять в звуковом анализе слогов и слов.
3 Звуки [х – х’] Буква Х Научить характеризовать звуки [х – х’] по акустическим и артикуляционным признакам.
Упражнять в определении места звуков в словах.
Упражнять в анализе предложений.
Развивать фонематические процессы.
4 Звуки [в – в’]. Буква В Закрепить произношение и различение звуков [в – в’].
Развивать фонематические процессы.
Развивать умение анализировать предложения, слова и слоги.
Февраль 1 Звуки [ф – ф’]. Буква Ф Выделение заданного звука в начале, середине и в конце слова. Дифференциация твердых и мягких звуков. Анализ слов и предложений. Чтение буквы и письмо.
2 Звуки [д – д’]. Буква Д Дифференциация звуков. Знакомство с буквой. Чтение. Письмо
3 Звуки [с – с‘]. Буква С Выделение звуков в начале и в середине слова. Деление на слоги. Анализ и чтение звуковых рядов из двух и трех звуков. Знакомство с буквой С
Март 1 Звуки [з – з’]. Буква З Выделение звуков в начале и середине слова. Дифференциация твердых и мягких согласных. Знакомство с буквой. Чтение слов из 4 звуков.
Звук [Ц]. Буква Ц Выделение звука в начале, в середине, в конце слова. Анализ, синтез и чтение слогов из 2х,3х звуков
3 Звук [ш]. Буква Ш Выделение звука в начале, в середине и в конце слов, из потока слов, из текста. Воспроизведение и чтение слов из четырех и пяти звуков. Чтение предложений из 3х слов. Анализ предложения.
4 Звук [ж]. Буква Ж Выделение звука в начале, в середине и в конце слов, из потока слов, из текста. Воспроизведение и чтение слов из четырех и пяти, шести звуков. Чтение предложений из 3х слов. Анализ предложения
5 Звуки [с – ш ] Учить детей дифференцировать в словах звуки [С]-[Ш]. Анализ, синтез и чтение слов из 4х, 5ти звуков. Анализ и чтение предложений из 2 слов.
Апрель 1 Звуки [з – ж ] Учить детей дифференцировать в словах звуки [З]-[Ж]. Анализ, синтез и чтение слов из 4х, 5ти звуков. Анализ и чтение предложений из 2 х, 3х слов.
2 Буква Й Выделение звука в начале, в середине и в конце слов, из потока слов, из текста. Анализ и синтез слов и предложений.
3 Звуки [л – л’] Буква Л Выделение звуков в начале,в середине и в конце слова. Дифференциация твердых и мягких согласных. Анализ и синтез слов и предложений.
4 Звуки [р – р’]. Буква Р Выделение звуков в начале, в середине и в конце слова. Дифференциация твердых и мягких согласных. Анализ и синтез слов и предложений.
Май 2 Звук [Ч]. Буква Ч Выделение звука в начале, в середине и в конце слов, из потока слов, из текста. Воспроизведение и чтение слов из четырех и пяти звуков. Чтение предложений из 3х слов. Анализ предложения
3 Звук [Щ]. Буква Щ Выделение звука в начале, в середине и в конце слов, из потока слов, из текста. Воспроизведение и чтение слов из четырех и пяти, шести звуков. Чтение предложений из 3х и 4х слов. Анализ предложения
4 Повторение
5 Мониторинг