МААМ-картинки

Планирование по самообразованию на тему «Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет на основе литературных произведений»

Рыжкова Ольга
Планирование по самообразованию на тему «Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет на основе литературных произведений»

Актуальность: Художественная литература играет огромную роль в личностном развитии человека. Она появляется в жизни человека еще в раннем детстве и постепенно образует круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература очень хорошо и точно поясняет и открывает ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений и чувств. Она самым наилучшим образом развивает воображение и мышление детей, обогащает их эмоции, дает замечательные примеры русского литературного языка.

Публикация «Планирование по самообразованию на тему „Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет на основе литературных произведений“» размещена в разделах

Цель: Создать условия по формированию духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) на основе литературных произведений.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей навыки культуры общения, доброжелательного отношения друг к другу, умение жить в коллективе. Формировать у детей представления о дружбе и согласии, трудолюбии и лени, простоте и хитрости, хвастовстве и скромности, трусости и смелости, мужественности, смелости и бескорыстии.

Развивающие: развивать у дошкольников умение анализировать поступки героев литературных произведений, давать им оценку. Содействовать развитию познавательной сферы детей. Развивать навыки связной речи, выразительной речи, обогащать словарь детей. Развивать эмоциональную отзывчивость, творческие способности.

Воспитательные : воспитывать у детей уважение к близким и родным, к взрослым и сверстникам, желание заботиться и помогать, поддерживать. Воспитывать в детях нравственные качества, чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателями живой природы. Способствовать воспитанию у детей потребности совершать добрые поступки.

Планирование на 2023-2024 г.

Октябрь.

Тема: Трудолюбие, лень, непраздное проведение времени.

1 неделя.

- Чтение «Кем быть» В. Маяковского.

Программное содержание:

Познакомить детей с творчеством В. В. Маяковского, с его стихотворением «Кем быть?», расширять представления детей о мире профессий. Воспитывать интерес к различным профессиям, уважение к людям труда.

-Д/и «Кому что нужно для работы».

Ц. : Учить детей соотносить орудия труда с профессией людей; называть предметы и их назначение.

2 неделя.

-Чтение украинской народной сказки «Колосок» (обр. С. Могилевской).

Программное содержание:

Познакомить детей с украинской народной сказкой «Колосок», учить детей внимательно слушать сказку, следить за ходом событий, характеризовать поступки героев, формировать своё отношение к персонажам. Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков героев сказки.

-Обсуждение смысла пословицы «Что потопаешь, то и полопаешь».

3 неделя.

- Чтение английской сказки «Три поросенка» (пер. с англ. С. Михалкова).

Программное содержание:

Познакомить детей с английской сказкой «Три поросёнка», помочь понять её смысл, запомнить последовательность событий, отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать трудолюбие, желание делать всё основательно, на совесть. Воспитывать умение сопереживать, не сдаваться в сложных ситуациях, помогать друг другу. Подвести к пониманию того, что старательный труд и усердие всегда выигрывают.

-П/и «Волк и поросята».

Цель: Развивать быстроту, ловкость, учить двигаться по всей площадке, действовать по сигналу. Воспитывать смелость, выносливость.

4 неделя

- Чтение «Федорино горе» К. Чуковский.

Программное содержание:

Познакомить детей с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе». Формировать культурно-гигиенические навыки и полезные привычки – не лениться, содержать дом в чистоте. Закрепить знания детей о предметах посуды, их назначении. Воспитывать трудолюбие.

- Трудовая деятельность – мытьё кукольной посудки.

Цель: Приучать детей поддерживать порядок и чистоту. Обучать простейшим трудовым умениям и навыкам: мыть игрушки, вытирать игрушки полотенцем, аккуратно раскладывать их на полки. Формировать у детей положительное отношение к труду, его результатам.

Ноябрь.

Тема:

Простота – хитрость, доверчивость – обман. Порядочность.

1 неделя:

-Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

Программное содержание:

Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь понять её содержание, оценить поступки героев. Воспитывать моральные качества : уважение, доброту, честность по отношению к другим.

-П/и «Хитрая лисичка».

Цель: Учить соотносить слова с движениями, развивать быстроту, ловкось, умение действовать по сигналу.

2 неделя:

-Чтение русской народной сказки «Лиса и козёл».

Программное содержание:

Познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и козёл. Воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, учить не быть чрезмерно доверчивыми. Развивать эмоциональное отношение к героям произведений, чувство сопереживания к персонажам сказки, формировать основы безопасного поведения с незнакомцами.

-Обсуждение смысла пословицы:

Прежде чем войти, подумай, как выйдешь.

3 неделя:

-Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» (пер. с франц. Т. Габбе).

Программное содержание:

Познакомить детей с французской сказкой Ш. Перро «Красная шапочка». Учить внимательно слушать, следить за ходом событий, отвечать на вопросы по содержанию. Формировать основы безопасного поведения с незнакомцами. Воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, не быть чрезмерно доверчивыми. Воспитывать уважительное отношение к старшим.

-Физминутка под «Песенку Красной шапочки».

Цель: Развивать двигательную активность, умение двигаться в такт музыке.

4 неделя:

- Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой (обраб. В. Даля)» (или «Лиса – лапотница).

Программное содержание:

Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой. Учить внимательно слушать и отвечать на вопросы по содержанию. Помочь детям понять, что лиса в этой сказке – персонаж отрицательный. Формировать знания о том, что нельзя верить первому встречному, нельзя пускать в дом незнакомцев. Учить быть честными, никого не обманывать, не жадничать. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

-Д/и «Расскажи сказку по картинкам» (с использованием мнемотаблицы).

Цель: формировать умение рассказать или пересказать сказку последовательно. Развить память, мышление, внимание и усидчивость, а так же мелкую моторику. Привить любовь к сказкам.

Декабрь.

Тема: Послушание – непослушание, осмотрительность и осторожность, взаимная любовь, забота.

1 неделя:

-Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Программное содержание:

Познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Формировать у детей представления о таких гуманных чувствах и отношениях, как отзывчивость, доброжелательность, уважение к другим детям и старшим, послушание, сочувствие, сопереживание. Учить детей рассуждать о поступках героев, их качествах. Формировать у детей чувство ответственности, послушания, уважения и любви к близким людям, умение приходить на помощь, когда это необходимо, отзывчивость к чужим переживаниям, быть осмотрительными и осторожными.

-Обсуждение смысла пословиц «Умей обождать», «Мир не без добрых людей», «Любовь братская крепче каменных стен».

2 неделя:

-Чтение русской народной сказки «Жихарка» (обраб. И. Карнауховой).

Программное содержание:

Познакомить детей с русской народной сказкой «Жихарка». Развивать умение понимать основное содержание, называть главные характеристики героев, предполагать несложные мотивы их поступков. Воспитывать чувство сопереживания к персонажам, справедливое отношение друг к другу, доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

-Игра-инсценировка по сказке «Жихарка».

Цель: Развивать артистические способности детей.

3 неделя:

- Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

Программное содержание:

Познакомить детей с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко, помочь запомнить последовательность событий. Воспитывать стремление заботиться об окружающих, сопереживать, помогать в беде. Воспитывать чувство доброты и отзывчивости.

-Д/и «Разложи по мискам» (бобы или фасоль и горох).

Цель: Развивать мелкую моторику.

Тема: Хвастовство-скромность. Трусость – смелость.

4 неделя:

-Чтение русской народной сказки «Заяц – хваста».

Программное содержание: Познакомить детей с русской народной сказкой «Заяц – хваста», учить внимательно слушать, следить за ходом событий. Развивать умение детей инсценировать отрывки из сказки. Формировать представление детей о таких нравственных качествах, как хвастовство – скромность, трусость – смелость. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание приходить на помощь в трудной ситуации.

П/и «Волк и зайцы».

Цель: Развивать двигательную активность, такие качества, как ловковть, выносливость, быстроту. Учить выполнять игровые правила.

Январь.

Тема: Дружба, согласие.

1 неделя:

-Чтение русской народной сказки «Зимовье» (обраб. И. Соколова – Микитова).

Программное содержание:

Познакомить детей с русской народной сказкой «Зимовье». Учить понимать содержание сказки, отвечать на вопросы. Помочь детям понять, что справиться с любыми трудностями можно только в том случае, если быть дружными и сплочёнными. Учить детей не быть злопамятными, прощать друзей. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

- Обсуждение смысла пословиц «Согласного стада волк не берет», «В согласии жить - никто не одолеет».

-Строительная игра «Построим дом».

Цель: Учить детей, используя различные виды конструктора, сооружать несложные постройки. Учить играть вместе, сообща. Развивать конструктивные навыки и умения, воображение.

2 неделя

-Чтение сказки «Бременские музыканты» (и сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака).

Программное содержание: Познакомить детей со сказкой Бр. Гримм «Бременские музыканты». Продолжать учить детей отвечать на вопросы по прочитанному произведению. Уточнить и расширить знания детей о музыкальных инструментах. Формировать понимание того, что вместе с верными друзьями можно преодолеть любые неприятности, учить детей не унывать, поддерживать друг друга в трудную минуту. Воспитывать такие нравственные качества, как благодарность, взаимовыручка, доброта.

- Муз. /дид. игра «Угадай, что звучит?»

Цель: развивать умение различать и называть музыкальные инструменты на слух по их звучанию, развивать слуховое внимание. Воспитывать у детей интерес к музыке.

Тема: Жадность.

3 неделя:

-Чтение венгерской сказки «Два жадных медвежонка» (обраб. А. Красновой и В. Важдаева).

Программное содержание: Познакомить детей с венгерской сказкой «Два жадных медвежонка». Учить внимательно слушать сказку, следить за ходом событий. Помочь детям дать оценку поступкам медвежат и формировать определённую позицию по отношению к проявлению жадности. Воспитвать дружеские взаимоотношения между детьми.

Февраль.

Тема: Мужественность. Смелость. Бескорыстие.

1 неделя

Чтение «Дядя Стёпа» С. В. Михалкова.

Программное содержание: Познакомить детей с произведением С. В. Михалкова «Дядя Стёпа». Учить характеризовать поступки героя. Воспитывать доброту, порядочность, желание приходить на помощь тем, кто в этом нуждается. Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям.

2 неделя

-Чтение «Дядя Стёпа - милиционер» С. В. Михалкова.

Программное содержание: Продолжать знакомить с творчеством С. В. Михалкова, с произведением «Дядя Стёпа - милиционер». Дать представление о том, что профессия милиционер – важна, трудна и опасна. Уточнить, что его работа – это охрана, защита людей, оказание им помощи, борьба с нарушителями закона. Воспитывать уважение к труду милиционера (полицейского).

- С/рол. Игра «Полиция».

Цель: Продолжать формировать знания детей о профессии полицейского. Учить выполнять правила и нормы поведения в совместной игре, развивать сюжет игры, распределять роли. Учить использовать в игре предметы – заместители. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Тема: Смекалка.

Задачи: Знакомить детей со сказками В. Г. Сутеева, помочь понять смысл произведений, отвечать на вопросы по содержанию. Формировать представление детей о том, что такое смекалка (каждый может преодолеть трудности, используя ум, смекалку). Учить проявляя смелость, быть находчивыми, не пасовать перед трудностями, помогать в беде, ценить дружбу.

3 неделя

-Чтение сказки В. Г. Сутеева «Палочка - выручалочка».

-Просмотр мультфильма «Палочка-выручалочка» по сказке В. Г. Сутеева.

4 неделя

- Чтение «Мышонок и карандаш» В. Г. Сутеева.

Трудовая деятельность: «Поточим карандаши».

Цель: Учить пользоваться точилкой, закрепить знания цветов. Воспитывать желание трудиться во благо коллективу, желание помогать взрослым.

Март.

Тема: Любовь к ближним, забота о них.

Цель: Формировать у детей представление о нравственных нормах отношений с окружающими; о доброте, как важном человеческом качестве. Воспитывать культуру общения, ответные чувства на заботу окружающих. Воспитывать уважительное, заботливое и благодарное отношение к своим родителям, способствовать развитию позитивного образа семьи.

1 неделя

- Чтение татарской сказки «Три дочери».

-Этюды «Мама радуется», «Мама устала» и т. д…

-Цель: Учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, жестов.

2 неделя

-Чтение стихотворения «Колыбельная для мамы» И. Чернецкой; «Доброта» Л. Николаенко, Гамазкова И. «Колыбельная для бабушки» и др…

-Рисование «Любимая мамочка моя».

Цель: Вызвать у детей желание нарисовать портрет мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос, причёску). Воспитывать чувство любви к матери.

3 неделя

- Чтение рассказа «Ссора с бабушкой» Л. Воронковой.

- Обсуждение смысла пословицы «Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать».

4 неделя

-Чтение рассказа «Мамины руки» Б. Емельянова («Обида» Э. Мошковская).

-Беседа с детьми «Как мы можем порадовать своих близких?».

Апрель

Тема: Любовь к природе. Бережное отношение к природе

Цель: Воспитывать в детях нравственные качества, чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателями живой природы. Способствовать воспитанию у детей потребности совершать добрые поступки.

1 неделя:

- Чтение рассказа «Ласточка» К. Д. Ушинского.

-Беседа - «Птицы – наши друзья».

Цель: Расширять знания детей о птицах родного края. Закрепить умение различать птиц по внешнему виду, находить признаки сходства и различия. Расширять и активизировать словарный запас у детей. Воспитывать желание заботиться о птицах.

2 неделя

-Чтение литературной сказки «Воробьишко» М. Горького.

-П/и «Воробушки и кот»».

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Фотоотчет об участии в семинаре-практикуме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Опыт работы»Фотоотчет об участии в семинаре-практикуме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Опыт работы» Фотоотчет об участии в семинаре- практикуме Здравствуйте, уважаемые коллеги. У нас в области стартовал августовский педагогический марафон.

Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество»Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Мастер-класс на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Цель: обобщение моего педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование по самообразованию на тему «Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет на основе литературных произведений»
Опубликовано: 5 декабря 2023 в 21:06
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД