Карина Темчук
Планирование работы по развитию речи детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование работы по развитию речи детей в детском саду
Успех работы по развитию речи детей во многом зависит от качества ее планирования, которое является проектированием становления и развития речи каждого ребенка, прогнозированием динамики педагогического воздействия на речь и его результативности.
Принципы планирования работы по развитию речи :
Публикация «Планирование работы по развитию речи детей в детском саду» размещена в разделах
1. Реализация всех задач развития речи в их взаимосвязи. В плане должны отразиться все разделы программы речевого развития.
2. Деятельностный подход к планированию работы. Работа должна планироваться с учетом особенностей становления и развития коммуникативной деятельности и осуществляться в процессе общения воспитателя с детьми во всех видах деятельности. Организованное обучение родной речи основывается на самостоятельности и активности детей, связывается с их бытом, игрой, трудом.
3. Последовательное нарастание требований к речи детей, усложнение содержания, методов и приемов речевой работы по мере продвижения в усвоении материала.
4. Индивидуальный подход к детям. Воспитатель должен уделять внимание не только детям, отстающим в развитии речи, но и одаренным, проявляющим особый интерес к явлениям языка и речи.
5. Учет конкретных условий. К конкретным условиям можно отнести особенности речевого окружения детей (характер общения в семье, обилие контактов со сверстниками и детьми другого возраста, местный диалект и т. д., условия детского дошкольного учреждения, национальные традиции региона.
6. Систематичность педагогического воздействия на речь.
Виды планирования :перспективное, календарно-перспективное, календарное.
Перспективный план определяет основные направления в работе воспитателя на месяц и более. Он учитывает взаимосвязь между различными разделами, обеспечивает систематичность и последовательность, единство в работе воспитателей группы. Они не должны быть громоздкими и излишне детализированными. В зависимости от того, на чем воспитатель акцентирует внимание — на отборе содержания или определении форм организации работы, — выбирается форма планирования. Это могут быть перечни мероприятий, таблицы, схемы, картотеки, текстовые программы индивидуального развития или некоторые программы работы в группе на определенный отрезок времени (месяц, квартал, полугодие, год).
Работа по развитию речи включается в перспективные планы по разным направлениям педагогического процесса дошкольного учреждения.
Воспитателям старших групп целесообразно намечать перспективный план по обучению детей монологической речи; предусмотреть тематику связных высказываний; чередование типов связных высказываний; последовательность приемов обучения.
Целесообразно планировать на перспективу занятия как организованную форму обучения речи и работу по развитию речи вне занятий. Опираясь на рекомендации программы, можно определить количество занятий в неделю, месяц, квартал, их последовательность. Система занятий В. В. Гербовой. В основе занятий, разработанных коллективом под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, лежит принцип комплексности решения задач речевого развития. Структура занятия определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, при этом главной задачей является развитие связной монологической речи.
Удобно составлять перспективные планы по индивидуальной работе с детьми (индивидуальные программы развития). На полугодие или на год целесообразно планировать работу с семьей по созданию благоприятной для речевого развития ребенка среды (просветительская работа с родителями, методическая помощь семье, привлечение родительского актива к организации коллективных форм работы с детьми и т. д.).
Календарно-перспективное планированиесочетает в себе элементы перспективного и календарного планов и ведется с учетом времени года.
Удобно использовать картотеку занятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упражнений, развлечений, фольклорных текстов и т. д. Кроме содержания работы на карточках указываются образовательные задачи, которые решаются с использованием материала. Планируя работу на месяц, воспитатель отбирает из разных картотек нужные разработки (конспекты, планы, сценарии, тексты художественных произведений, упражнения, игры и выстраивает их в определенной последовательности, отмечая на отобранных карточках даты и время проведения мероприятий, использования дидактического и художественного материала. При планировании индивидуальной работы имена детей проставляются после занятия, игры, наблюдения в соответствии с указанным видом и формами индивидуальной работы.
Если задачи в конце месяца реализованы не полностью, карточки переставляются в следующий месяц, а картотеку дополняют новыми играми, упражнениями, дидактическими материалами.
Заблаговременное определение последовательности осуществления работы с детьми в течение дня с указанием необходимых условий, средств, форм и методов составляет сущность календарного планирования.
На утренние часы планируют коллективные и индивидуальные разговоры с детьми с целью формирования умений разговорной речи, навыков культуры речевого общения, расширение кругозора детей; работу по ознакомлению, с художественной литературой (чтение и рассказывание, повторение стихотворений, рассматривание иллюстраций, занятия в уголке книги по желанию); дидактические игры и лексические упражнения; индивидуальную работу.