Вера Сухарева
Планирование в старшей группе «Мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование «Мир природы»
Задачи. Расширять представления детей о сезонных изменениях. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту природы. Расширять представления детей о насекомых (бабочках, стрекозах, божьих коровках). Воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны. Формировать у детей обобщенные представления о лете как времени года; признаках лета.
Итоговые мероприятия. Выставка детских работ «Здравствуй лето». Мини – музей «Моя безопасность»
Публикация «Планирование в старшей группе „Мир природы“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Работа с родителями
Сроки Форма Тема Ответственный
1неделя Беседа Как организовать летний отдых детей
Воспитатели
1-3 неделя Наглядно – текстовая информация Лето и безопасность ваших детей
3 неделя Посещение семьи Цель: оказать помощь в создании уголка по изодеятельности
Работа в группе 1. Ремонт коробок
2. Ремонт книг
д/н Образовательная деятельность Труд людей весной Насекомые Скоро лето
пн
Развитие речи
Физическая культура 11 18 Составление рассказов про насекомых по мнемотаблице 25 Рассказывание «Забавные истории из моей жизни»
вт
ФЭМП
Музыка 12 Повторение (Апрель 3) 19 Повторение (Апрель 4) 26 Повторение (Апрель 1)
ср
Развитие речи
Музыка
Рисование 13 Пересказ Я. Тайц «Послушный дождик»
Дети танцуют на празднике в детском саду 20 Пересказ «Что узнал дождевой червяк» Бабочки летают над лугом 27 Составление рассказов - описаний о лете «Лето красное пришло» Картинки для игры «Радуга»
чт
Ознакомление с окружающим миром Рисование
Физкультура на воздухе 14 Весенняя страда
Цветут сады 21 Опасные насекомые
Мотылек 28 Солнце, воздух и вода - наши верные друзья По замыслу
пт Лепка/аппликация Физическая культура 15 Весенний ковер (аппликация) 22 Загадки (аппликация) 29 По замыслу (аппликация)
Детская деятельность Формы работы
Игровая Сюжетно - ролевая игра
«Кафе» Знакомить с профессиями администратора, охранника, повара, официанта, кассира. Закреплять умение правильно и последовательно выполнять игровые действия и манипулировать ими. Стимулировать творческую активность детей. Формировать умение играть по собственному замыслу. Формировать доброжелательные взаимоотношения в коллективе. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
«Путешествие на самолете»
Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельное сюжетную игру детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
«Фотоателье» Развивать умение детей поддерживать беседу, выражать свои мысли. Развивать познавательную активность детей посредством ознакомления с фотоаппаратами разного времени. Учить детей отражать в игре ролевое поведение в соответствии назначения роли.
Дидактические игры:
«Кому это нужно?» Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
«Кому без них не обойтись?» Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.
«Выбираем работу» Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.
«Жуки» Выработать длительный речевой выдох. Работа над дикцией речи. Автоматизация звука Ж в связном тексте.
«Насекомые» Развивать координацию речи с движением.
«На полянке» Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под».
«Угадай, что в мешочке?» Учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам
«Природа и человек» Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
«Выбери нужное» Закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Детская студия
1. Обыгрывание сказки «Гуси – Лебеди» Развивать умение брать на себя роль, выразительность речи, артистичность.
2. Обыгрывание «В траве сидел кузнечик» Развивать умение брать на себя роль, выразительность речи, артистичность.
3. Обыгрывание сказки «Снегурочка» Развивать умение брать на себя роль, выразительность речи, артистичность.
Коммуникативная Беседа «Семечко-рассада-помидор» Уточнить представление детей о том, из чего можно вырастить растение.
«О труде людей» (дворник, садовник, комбайнер, агроном и т. д.) Формировать первоначальные представления о весенних работах людей в природе.
«Если мы не будем ухаживать за посевами…» Систематизировать знания детей о посадке, уходе за посевами.
«Что такое мир природы» Способствовать формированию знаний о мире природы
«Что мы знаем о насекомых?» Уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении
«Инвентарь садовода» Уточнять знания детей о труде людей весной на огороде
Познавательно -исследовательская Наблюдения:
№1 за льдом Закреплять представление о переходе льда в воду при резком изменении температуры. Снег теперь уже не тот, Потемнел он в поле. И на лужах треснул лед, Будто раскололи. Какие признаки весны заметили на участке детского сада? Как «борются» зима с весной?
Апрель, апрель! Во дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. Пробирается медведь сквозь лесной валежник, стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.
№2 за воздухом. Стихотворение «Прозрачный невидимка» Он-прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Мы его не замечаем, Мы о нем не говорим. Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим! Какими свойствами обладает воздух? (бесцветный, прозрачный, без запаха).
№3 за проталинами. Формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе. Ход: Голубые, синие небо и ручьи, В синих лужах плещутся стайкой воробьи. На снегу прозрачные льдинки-кружева, Первые проталины, первая трава. Е. Трутнева -Какие изменения произошли в природе весной? -Что вы наблюдали сами? -Как изменился снег с приходом весны?- В каких местах вы наблюдали проталины?- Почему не везде появились проталины?
№4 за солнцем. Помочь обнаружить связи между влиянием солнца на живую и неживую природу. Люди добрые, солнцу красному, Лику ясному Поклоняйтеся, улыбайтеся Распрекрасному. В. Брюсов Солнце-источник жизни, света и энергии. Весной солнце начинает подниматься все выше и выше, тем сильнее оно греет землю, поэтому погода теплее. Когда вы возвращаетесь с прогулки, замечаете, где находится солнце? Почему вы чувствуете, что весна уже наступила? Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит?
№5 за погодой. Формировать представление о том, что изменения в природе весной связаны с вращением Земли вокруг Солнца; закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Ход: Ласточка примчалась Из-за бела моря. Села и запела: «Как февраль не злися, Как ты, март, не хмурься, Будь хоть снег, хоть дождик-Все весною пахнет». А. Майков Что изменилось с приходом весны? Что стало чаще появляться на небе? Как вы думаете, почему снег растаял? «Зима весну пугает, да сама тает»?
№6 за камнями Познакомить с разнообразием камней и их свойствами. На участке детского сада спрятать «волшебную шкатулку» с разнообразными камнями.
№7 за мать-и-мачехой Развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения «Весну цветов открывает сверхранний первенец-мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник распускается раньше всех трав. Почему же цветок получил такое название? Часть листа покрыта густыми белыми волосками-мягкость и тепло словно матушка. А верхняя часть листа гладкая, холодная- суровая мачеха.
№8 за птицами на участке детского сада Учить различать птиц по оперению, размеру, голосу. Развивать наблюдательность, память. Какие птицы прилетают к нам на участок? Как вы им помогаете? Какого они размера? Какая у них окраска? Чем питаются? Каких птиц вы еще знаете?
№9 Уход взрослых за цветником Расширять представления о труде взрослых в цветнике весной. Цветочные слезы - Росинки на листьях Цветы, словно звезды, Небесною кистью Раскрашены ярко. Искрятся, лучатся. Нам неба подарком На сердце ложатся. Есть ли у вас дома цветы? Какие? Как вы за ними ухаживаете? Что надо сделать, прежде чем посадить цветы? Как называются цветы, которые мы посадили в группе для нашей клумбы? Что надо сделать, чтобы наши растения выросли и зацвели? Почему нельзя в наших условиях высадить растения на улицу сейчас?
Опыты. Эксперименты:
1. «Почему появляется ветер» Выявить причину возникновения ветра.
2. «Вертушки» Выявить что воздух обладает упругостью.
3. «Парашют» Выявить что воздух обладает упругостью.
Стихотворения о лете
Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение М. Горький «Воробьишко». Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Закрепить умения внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы по тексту.
М. В. Водопьянов «Космонавт 1. 106 минут вне земли». Продолжать знакомить детей с рассказами о первом полёте в космос; воспитывать интерес и уважение к данной профессии.
Бианки «Лесная газета» Учить выделять идею произведения
Соколов-Микитов «Медвежья семья» Расширять знания о медведях отвечать на вопросы по содержанию.
В. Катаев «Цветик семицветик» Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характер и поступки персонажей, уточнять представления детей о жанровых особенностях сказки
Л. Кассиль «Памятник солдату». Познакомить с художественной литературой о войне, расширять знания детей о том, как чтится память о погибших. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Е. Трутнева Стихотворение «Фронтовой треугольник» Расширение представлений о защитниках страны в годы ВОВ, через ознакомление с фронтовыми письмами.
Разучивание потешек
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Всякая птица своим пером гордится. объяснить смысл
Самообслуживание элементарный бытовой труд
бытовой труд Ремонт книг. Приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками.
Влажная уборка модулей для конструирования. Приучать детей поддерживать порядок: мыть строительный материал мыльным раствором, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены. «Порядок в игрушках» Учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение. Воспитывать уважение к собственному труду и труду других людей. Стирка салфеток, используемых по изобразительной деятельности» Учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно-гигиенические требования. Уход за листьями растений. Учить удалять пыль кисточкой, салфеткой, пульверизатором (уход облегчает дыхание, рост и развитие. Пересадка комнатных растений. Расширить представления детей о трудовых действиях по уходу за растениями различных видов: учить выполнять пересадку комнатных растений. Познакомить детей с последовательностью и техникой работы, правилами личной гигиены, предложить оказать посильную помощь Готовимся к занятиям. Совершенствовать умения раскладывать материалы для занятия Помощь няне в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях Учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь няне и уважение к чужому труду. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело.
Конструирование КМД
1. «Разные грузовые машины». Закрепить умение заменять одни детали на другие, комбинировать их, определять способы действия
2. Свободное конструирование по желанию ребенка. Закрепить навыки конструирования.
3. «Заборчики и загоны для животных» Закрепить умение замыкать пространство способом приставления, разбирать постройки, сортировать детали, использовать разный конструктор.
Изобразительная Творческая мастерская
«Чудо дерево» Отпечатки на тесте. Продолжать учить работать с тестом
По выбору ребенка из пройденного. Продолжать учить складывать бумагу в определённой последовательности, развивать мышление, внимание, память, связную речь детей. Воспитывать бережное отношение к природе, умение общаться с ней как с живым организмом.
Музыкальная Слушание
Вальс» муз. П. И. Чайковского
Продолжить знакомство с произведениями из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Знаете каким он парнем был!» музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова из цикла «Созвездие Гагарина». Обратить внимание на бодрый ритм музыкального произведения. Обогащать музыкальные впечатления.
«Ходит зайка по саду» р. н. п.
Учить детей различать музыкальные образы, средства музыкальной выразительности: регистры, динамика, темп, тембр, ритм.
«Вальс цветов» П. Чайковский
Расширить музыкальный кругозор детей
Пение
«Скворушка» муз. Ю. Слонова, Петь легко, без напряжения,с настроением песни веселого, жизнерадостного характера.
«Песенка друзей» муз. В. Герчик Развивать мелодический слух, музыкальную память.
Русская народная песня «Земелюшка-чернозем» Воспитывать любовь, бережное, заботливое отношение к родной природе, чувство патриотизма.
«Львенок и черепаха» В. Шаинского. Создать радостное настроение
Музыкальные игры
«Заводные игрушки» Развивать танцевальные навыки: ритмичность движений, их выразительность и пластичность.
«Хор зверей» развить звуковысотный, тембровый слух, творческую активность, закрепить знания голосов животных.
«Цветок закрывает лепестки» Учить создавать игровые картинки.
«Угадай, что звучит» Тренировать слуховое внимание.
Комплекс утренней гимнастики
(1-2-неделя)
В детстве сам Гагарин Юра
Занимался физкультурой,
Бегал, прыгал и скакал,
Космонавтом первым стал!
I.Ходьба друг за другом на носках, на пятках, с выведением прямых ног вперед-вверх, с оттягиванием носков вперед-вниз и сильным взмахом рук в стороны (как солдатики). Бег друг за другом с разным положением рук. Ходьба. Построение в звенья.
II. Общеразвивающие упражнения без предметов
2. И. п. : о. с., руки вдоль туловища. 1-шаг правой ногой вправо, руки за голову; 2- приставить ногу, вернуться в исходное положение. То же влево (6-8 раз).
Двигательная 3. И. п. : ноги на ширине ступни, руки на поясе. 1-3-пружинистые приседания, руки вперед; 4-вернуться в исходное положение (6-7 раз).
4. И. п. : ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1-согнуть руки перед грудью; 2-поворот вправо, руки в стороны; 3-выпрямиться, руки перед грудью; 4-исходное положение. То же влево (6 раз).
5. И. п. : о. с., руки вдоль туловища. 1-руки в стороны; 2-мах правой ногой вперед-вверх, хлопнуть в ладоши под коленом; 3-опустить ногу, руки в стороны; 4-исходное положение. То же левой ногой (4–6 раз).
6. И. п. : о. с., руки на поясе. 1-шаг вправо; 2-наклон вправо; 3-выпрямиться; 4-исходное положение. То же влево (6–8 раз).
7. И. п. : о. с., руки вдоль туловища. 1-8 прыжки на правой ноге, ходьба, 1-8 прыжки на левой ноге. Повторить 2 раза.
III. Игровое упражнение «Мяч водящему».
Комплекс утренней гимнастики
(3-неделя)
I.Ходьба и бег в колонне по одному на носках, руки на поясе; бег в колонне по одному; ходьба и бег в рассыпную; Ходьба в колонне по одному.
II. Общеразвивающие упражнения
1. И. п. : основная стойка, рук на поясе. В: 1-руки в стороны; 2-руки вверх, подняться на носки; 3-руки в стороны; 4- вернуться в и. п. Повтор: 6 раз
2.. И. п. : Стойка ноги на ширине плеч, руки внизу. 1- руки в стороны; 2 наклон к правой (левой ноге, коснуться пальцами рук носков ног; 3-выпрямиться, руки в стороны; 4 и. п. Повтор: 6 раз
3. И. п. : основная стойка, руки на поясе. 1-2 присесть, руки вынести вперед; 3-4 вернуться в и. п. Повтор: 4-5 раз.
4. И. п. : основная стойка, руки вдоль туловища. 1- правую ногу назад на носок, руки за голову; 2- и. п. То же левой. Повтор:6-7 раз.
5. И. п. : сет упор сзади. 1-наклон вперед к носку левой ноги; 2-и. п. То же к правой ноге. Повтор: 4-5 раз.
6. И. п. : Основная стойка, руки на поясе. 1-прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2 – прыжком ноги вместе. Выполняется на счет 1-8.
III. Ходьба в колонне по одному.
Дыхательное упражнение «Шарик»
Комплекс гимнастики после сна «Полет на луну»
(1-2-неделя)
I. В кроватках
1. И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять правую ногу (прямую, и. п., поднять левую ногу (прямую, и. п.
2. И. п. : лежа на спине «езда на велосипеде».
3. И. п. : лежа на спине, руки вверху, поворот туловища вправо, и. п., поворот туловища влево, и. п.
4. И. п. : сидя, ноги скрестно, руки на поясе, руки через стороны вверх — вдох, выдох.
II.Возле кроваток
«Запускаем двигатель». И. п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох – и. п. – вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить : «Р-р-р-». Повт. 4-6раз.
«Летим на ракете». И. п. – стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох – и. п. ; долгий выдох – покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить : «у-у-у-у». Повтор - 4-6раз.
«Надеваем шлем от скафандра». И. п. – сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох – и. п. ; выдох – развести руки в стороны, произнести: «Чик». Повтор – 4-6 раз.
«Пересаживаемся в луноход». И. п. – узкая стойка, руки вдоль туловища. Вдох- и. п. ; выдох- полный присед, руки вперед, произнести: «Ух!». Повтор - 4-6р.
«Лунатики». И. п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях и разведены в стороны, пальцы врозь. Вдох – и. п. ; выдох – наклонить туловище в сторону, произнести: «Хи-хи». Повтор по три-четыре раза в каждую сторону.
III. Дыхательное упражнение
«Вдохнем свежий воздух на Земле». И. п. – ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох – через стороны поднять руки вверх; выдох – руки плавно опустить, произнести: «Ах!». Повтор - 4-6раз.
Комплекс гимнастики после сна «Мы проснулись»
(3 неделя)
I. В кроватках Кто спит в постели сладко?
Давно пора вставать.
Спешите на зарядку,
Мы вас не будем ждать!
1. «Потягушки». И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Потягивание, вернуться в и. п.
2. «Горка». И п. : сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади. Опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и. п.
3. «Лодочка». И. п. : лежа на животе, руки вверх. Прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища, держать, вернуться в и. п.
4. «Волна». И. п. : стоя на коленях, руки на поясе. Сесть справа от пяток, руки влево, и. п., сесть слева от пяток, руки вправо, и. п.
II. Возле кроваток
5. «Мячик». И. п. : о. с. Прыжки на двух ногах.
6. Босохождение
III. ходьба по дорожке «Здоровья». Умывание
Физические минутки
Солнце.
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания-руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания-руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
«Космонавт»
Я хочу стать космонавтом,
(поднять руки вверх)
Надеваю я скафандр,
(присесть и постепенно вставать)
Полечу я на ракете
(соединить руки над головой)
И открою все планеты!
(обвести руками большой круг)
Ждут нас быстрые ракеты
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим-
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.
Ежик
По сухой лесной дорожке -
Топ - топ - топ - топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка или дочки.
Подвижные игры:
«С кочки на кочку» Учить прыгать толчком одной или двух ног, действовать по правилам. Воспитывать дружелюбие.
«Ловишки парами» Упражнять детей в беге, ловкости, хитрости, смекалки.
«Горелки» Упражнять в беге в указанном направлении, закреплять умение действовать в коллективе, развивать воображение.
«Перелет птиц» учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки, влезать на свободное место, уступая друг другу; слезать до конца, не спрыгивая; развивать ловкость, внимательность.
«Мыши в кладовой» Упражнять в пролезании под дугу или веревку.
«Пятнашки с лентами» Формировать у детей умение выбирать водящего при помощи считалки. Развивать двигательную и речевую активность. Быстро реагировать на сигнал воспитателя, соблюдать правила игры.
«Гуси-гуси» Вспомнить правила русской народной игры.
«Цепи кованные» Воспитывать выносливость, умение концентрировать свою силу и энергию для защиты команды. Воспитывать чувство товарищества.
«Садовник и цветы» (новая) Упражнять в беге в рассыпную, в умении по сигналу ведущего менять направление движения, соблюдать правила игры.
Описание: Садовник. Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме. розы (называет определенный цветок).
Ребенок (играющий роль этого цветка). Я.
Садовник. Что такое?
Роза. Влюблена.
Садовник. В кого?
Роза. В ромашку.
Правило: Диалог по кругу продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не успеет быстро ответить «Я». Тогда водящий бежит за ребенком и салит его. Тот, кого осалили, становится садовником.
«Кто скорее добежит до флажка» Закрепить умение детей бегать с одной стороны площадки на другую, преодолевая препятствия. Развивать умение действовать по сигналу, быстроту движений.
Основные виды движений
Метание в вертикальную цель левой и правой рукой.
Прыжки вверх с места
Прыжки через короткую скакалку с продвижением вперед.
Ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом,
Лазание по гимнастической стенке