Нина Мясникова
Планирование эколого-образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование – это изучение будущего и набросок плана действий, это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагога и ребенка.
Планирование – центральное звено любой деятельности, которое включает постановку целей разработку правил и последовательность действий, предвидение и прогнозирование результатов. Планирование педагогического процесса помогает воспитателям осмыслить свою деятельность, построить работу с детьми самостоятельно и творчески.
Публикация «Планирование эколого-образовательного процесса» размещена в разделах
Планирование работы педагогом по экологическому образованию осуществляется в двух формах:
· перспективный план на месяц (квартал);
· календарный план воспитателя.
Перспективный план представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательно выполняемых действий воспитателя.
Основными звеньями этой цепочки являются следующие:
1. отбор из комплексной или парциальной программы задач работы с детьми по экологическому воспитанию на конкретный месяц;
2. отбор и определение последовательности освоения содержания экологических знаний, познавательных, речевых и трудовых умений и навыков в соответствии с программой;
3. разработка технологии эколого - образовательного процесса.
Первый шаг воспитателя – определение задач природоведческой работы с детьми на месяц или сезон в соответствие с программой. Нужно определить 3 группы задач:
1.
§ образовательные – направленные на усвоение детьми экологических знаний;
§ развивающие – направленные на развитие базисных характеристик личности ребенка в процессе природоведческой деятельности, компетентности, креативности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.);
§ воспитательные– направленные на формирование гуманного отношения к природе и понимание роли человека в окружающей его природной среде.
Выделенные три группы задач отбираются педагогом из программы на месяц либо на конкретный сезон.
Второй шаг в деятельности по планированию эколого – образовательного процесса- определение последовательности освоения содержания знаний, умений и навыков дошкольников. Воспитатель определяет, какие познавательные, речевые и трудовые умения необходимо формировать на данном временном отрезке. Познавательные умения направлены на развитие наблюдательности, любознательности, интереса к окружающим ребенка объектам и явлениям живой и неживой природы.
Природоведческое содержание способствует усвоению детьми речевых умений: активизация словаря, грамматически связной речи дошкольника и др.
Овладение дошкольниками трудовыми навыками и умениями по уходу за живыми объектами предполагает владение основными способами трудового процесса, компонентами трудовой деятельности, а также степень самостоятельности ребенка в труде и его качество.
Третий шаг в деятельности педагога по составлению перспективного плана работы – моделирование технологии эколого – образовательного процесса в виде блоков :
1. организованное обучение представляет собой планирование тематики занятий, кружков;
2. виды совместной деятельности воспитателя и ребенка.
Остановимся на различных видах совместной природоведческой деятельности.
Наблюдение – основной метод экологического образования дошкольников, целенаправленное более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Воспитатель планирует наблюдения за живой и неживой природой, за трудом людей в природе.
Они могут быть индивидуальными и коллективными, это зависит от целей и содержания наблюдения. При планировании наблюдения следует указывать объект ( например: таяние снега весной, его цель ( например: установление взаимосвязи между потеплением и таянием). Однако не всегда можно точно определить объект предстоящего наблюдения ввиду изменчивости состояния погоды и других факторов. В этом случае при планировании наблюдений можно не указывать объект конкретно. Целесообразно при планировании наблюдения указать его вид.
Экспериментирование – практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением.
Воспитатель в зависимости от характера объектов планирует эксперименты с объектами живой и неживой природы. При планировании экспериментов указывается объект, цель совместной деятельности воспитателя и детей.
Труд детей в природе содействует воспитанию бережного, заботливого отношения к природе, к окружающей народной среде, создает благоприятные условия для решения задач интеллектуального, творческого развития детей. Труд планируется в уголке природы и на участке детского сада. Указывается его содержание, форма организации (поручения, дежурства, коллективный труд).
Большое место в планировании совместных видов природоведческой деятельности отводится игре.
Игры можно разделить на две группы:
1. игры с готовым содержанием и правилами;
2. творческие игры.
К играм с готовым содержанием можно отнести дидактические и подвижные игры.
Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на:
1.
§ предметные игры с использованием различных объектов природы (листья, цветы, фрукты- овощи). Например: «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» и т. д. ;
§ настольно- печатные игры – игры типа «Лото», «Домино», «Разрезные парные картинки»;
§ словесные игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей и само слово. Например: «Когда это бывает?», «Вредно- полезно».
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых подвижных играх отражаются явления неживой природы («Солнышко и дождик»).
При планировании дидактических и подвижных игр воспитатель указывает назначение, цель игры, их усложнение при повторном проведении.
Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. К ним относятся сюжетно- ролевые игры экологического содержания. Сюжетно- ролевые игры по мнению С. Н. Николаевой можно разделить на два вида:
1. сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе («Зимовье зверей», «Наводнение» и т. д.);
2. сюжетно- ролевая игра, отражающая природо -созидающую деятельность взрослых («Ферма», «Садовод», «Лесник»).
Воспитатель планирует разные виды сюжетно- ролевых игр в зависимости от полученных детьми впечатлений о природе в процессе занятий и в повседневной жизни.
В технологии эколого- образовательного процесса планируется речевая деятельность дошкольника, которая включает в себя:
· беседы о природе;
· рассказы воспитателя и детей о предметах и явлениях природы;
· использование художественной природоведческой литературы.
В зависимости от дидактических целей беседы о природе следует делить на следующие виды:
1. Установочная, которая помогает актуализировать имеющийся опыт для того, чтобы установить связь между знаниями, полученными ранее и предстоящей деятельностью.
2. Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений и строится на имеющихся у детей знаниях. Она направлена на самостоятельные решения детьми познавательных задач и развитие речи – доказательства.
3. Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе.
При планировании беседы о природе указывается ее содержание и вид.
Основная цель такого метода как рассказ о предметах и явлениях природы – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить дошкольникам о новых неизвестных им факторах.
Книги о природе помогают дошкольникам познать ее во всем многообразии, глубоко воздействуют на чувства ребенка.
Прежде всего нужно планировать использование художественной литературы, рекомендуемой программой. Но воспитатель может познакомить детей с книгами о природе, не включенными в программу, исходя из их индивидуальных запросов, уровня интеллектуального развития.
Целесообразно планировать экологические праздники и развлечения. Они несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием: осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
Особое место в планировании эколого-образовательного процесса отводится работе с детьми, призванной обеспечить дифференцированный подход к ним.
Исходя из изложенного, алгоритм планирования представляет собой технологическую цепочку, состоящую из следующих звеньев:
1. Планирование деятельности, организованной взрослым в форме занятий по экологии или познавательному развитию. Педагог указывает тематику занятия и его цель.
2. Продумывание интеграции занятий экологического содержания с другими видами организации деятельности.
3. Моделирование совместных видов природоведческой деятельности воспитателя и детей.
Педагог планирует разные методы работы с детьми: циклы наблюдений, серии экспериментов, дидактические игры, работу с книгой экологического содержания и др.
4. Планирование работы с родителями по экологическому образованию.
5. Выделение раздела плана по оснащению педагогического процесса, который может включать в себя изготовление моделей, стендов, альбомов, подготовку атрибутов, костюмов к экологическим праздникам и развлечениям, пополнение фонотеки, видеотеки, наглядных материалов.
Литература:
В. В. Порхунова «Планирование эколого-образовательного процесса в ДОУ», Нижний Новгород, 2004 г.