Лучший педагог года

План работы по самообразованию «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»

ДИАНА ДЖАБРАИЛОВА
План работы по самообразованию «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 239»

Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений».

Разработала : воспитатель Джабраилова Диана Алиевна,

Саратов 2020-2021гг.

План работы по самообразованию воспитателя группы раннего возраста «Аленький цветочек».

Актуальность

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

Публикация «План работы по самообразованию „Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений“» размещена в разделах

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества «неговорящих детей», детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления об окружающем мире, мире предметов, их расположении в пространстве. Учеными доказано, что развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте – это основная задача развивающей работы с детьми, и в этом помогают пальчиковые игры.

Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой активности.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, «что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы». Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребё нка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только 3 развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего и младшего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызвать у детей интерес к познанию нового и интересного. На сегодняшний день, у малышей, которые приходят в детский сад, плохо развита речь в силу возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. На первых ступенях развития ребенка это становится проблемой. Я считаю, что именно пальчиковые игры и упражнения помогут сформировать у малышей предпосылки, а в дальнейшем и развить речевую активность детей.

Таким образом, я считаю, что данная тема актуальна. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.

Цели: - формирование у детей раннего возраста основ речевой активности на основе пальчиковых игр и упражнений; - создание условий для развития речевой активности у детей посредством пальчиковых игр и упражнений.

Задачи:

Работа с детьми

1. Развивать интерес у детей раннего возраста к пальчиковым играм и упражнениям.

2. Формировать у детей основы речевой активности на основе пальчиковых игр и упражнений, пополнение словарного запаса слов.

3. Развивать инициативу и желание применять пальчиковые игры и упражнения в повседневной деятельности, в различные режимные моменты. 4. Формировать умение использовать пальчиковый театр в процессе пальчиковой игры.

5. Развивать тонкие движения пальцев и кистей рук, их координацию, навыки ручной умелости.

6. Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.

Работа с родителями

1. Сформировать систему активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

2. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в данной теме.

3. Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду (использование в домашних условиях пальчиковых игр).

4. Участие родителей в пополнении РППС группы.

Работа воспитателя

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу значения пальчиковых игр и упражнений в становлении и развитии речи детей раннего возраста.

2. Создать условия развития речевой активности у детей раннего возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений, учитывая особенности каждого ребенка.

3. Включать пальчиковые игры и упражнения в воспитательно – образовательный процесс и в режимные моменты группы.

4. Разработать перспективный план работы по данному направлению (теме). 5. Пополнять РППС группы, центр активности «Умелые пальчики», картотеку пальчиковых игр и упражнений.

6. Изучить готовность родителей к активному сотрудничеству по данной теме (анкетирование).

Работа с воспитателями ДОО

1. Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

2. Привлечь воспитателей к изучению данной темы (анкетирование).

3. Представить практическую деятельность по данной теме в различных формах (мастер – класс, круглый стол).

Дата начала работы над темой : сентябрь 2020 уч. год.

Предполагаемая дата окончания работы : май 2021 уч. год.

Форма работы Срок Ожидаемый результат

Информационно-аналитический этап (вводно-ознакомительный) – продолжать изучать научно-методическую литературу; детальное ознакомление с вопросом, вызывающим затруднения и осуществление проблемно-3,

ориентированного анализа полученных данных. сентябрь – ноябрь 2020 г На данном этапе будет подобрана и изучена научно – методическая литература, касающаяся темы самообразования. Литература:

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М: «Карапуз», 2007. 2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М: ТЦ Сфера, 2006.

3. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

4. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона Век, 2007. 5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 1996.

6. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М: Эксмо, 2006.

7. Кольцова М. М «Развитие моторики» 8. Елена Данилова «Пальчиковые игры» 9. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребенка».

Подбор диагностических тестов, методик, направленных на выявления уровня речевой активности у детей раннего возраста. Проведение диагностик (начальная). Получение результатов и их апробация. Выявление уровня развития речевой активности у детей раннего возраста. По итогам данной работы мною будет разработан план деятельности с детьми раннего возраста, родителями и педагогами. В данном плане будет описана деятельность с детьми, родителями и педагогами ДОО.

Внедрение в практику плана работы, в котором отражена работа с детьми, родителями и педагогами детского сада по теме сообразования. декабрь 2020 г – апрель 2021 г. Проведение всех запланированных форм работы с детьми, родителями и педагогами детского сада по теме самообразования. Прослеживания уровня развития речевой активности у детей раннего возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений (проведение диагностических тестов, методик).

Представление опыта работы - доклад на педсовете, участие в педагогических чтениях, выступление на род. собрании. май 2021 г. г. Выступление на родительском собрании: озвучивание результатов совместной деятельности по теме самообразования. Выступление на педсовете: озвучивание проведения успешной работы по теме сообразования (результаты); методик и диагностик, которые были использованы в ходе работы.

Перспективный план работы на 2020– 2021 уч. г.

Длительность над работой осуществляется в четыре этапа.

1 этап

аналитико-прогностический (подготовительный, теоретический).

1. Продолжение изучения теоретической части развития вопроса (знакомство с этапами разучивания пальчиковых игр, с рекомендациями по проведению пальчиковых игр).

2. Выявление уровня развития речевой активности у детей (методики, диагностики, тесты). 6

3. Разработка диагностического инструментария к материалу.

4. Разработка перспективного плана работы по данному направлению.

5. Пополнение соответствующей РППС группы (уголка «Умелые пальчики»). 6. Создание картотеки пальчиковых игр и упражнений для детей раннего возраста.

7. Создание сценариев различных форм взаимодействия с родителями и педагогами по данному вопросу.

2 этап – практический.

1. Работа с детьми по развитию речевой активности посредством пальчиковых игр и упражнений.

2. Работа с родителями (анкетирование, беседы, консультации, родительские собрания).

3. Работа с педагогами детского сада (семинары, мастер – классы, круглые столы).

3 этап- коррекционный.

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

4 этап – завершающий.

1. Создание познавательного уголка «Умелые пальчики» (пальчиковый театр).

2. Проведение совместно с детьми с помощью пальчикового театра сказки «Колобок» (на выбор).

3. Организация фотовыставки: «Пальчиками играем, стихи повторяем» (для родителей).

4. Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате работы.

5. Эффективность проведенных мероприятий по развитию речевой активности у детей раннего возраста (мониторинг).

1этап – подготовительный, теоретический (сентябрь-ноябрь 2020г).

Цель: создание условий для проведения деятельности с детьми раннего возраста.

Тематика мероприятий (цель) Форма проведения Дата (месяц)

Продолжать изучение передового опыта пальчиковых игр и упражнений. За основу я беру методическую литературу таких ученых, как: Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей педагогов и психологов по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством раннего возраста», Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», С. О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет». Информация с интернета, работа с литературой. Сентябрь 2020 г.

Продолжение изучения и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме. Продолжать изучать и подбирать литературу. Октябрь 2020 г.

Выявление уровня развития речевой активности у детей раннего возраста. Наблюдение. Октябрь 2020 г.

Пополнение методических материалов по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений. Пополнение материалов для родителей и педагогов по данной тематике. Составление картотеки пальчиковых игр и упражнений, направленных на развитие речевой активности детей раннего возраста, оформление папок - передвижек; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами детского сада. Ноябрь

2020 г.

Подбор диагностических тестов, методик, направленных на выявления уровня развития речевой активности у детей раннего возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений. Работа с методической литературой. Октябрь 2020 г.

2этап – практический (декабрь 2020г. – май 2021г.)

1 блок - работа с детьми.

Цель: продолжать работу по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр, упражнений, пальчикового театра.

2 блок - работа с родителями.

Цель: продолжать осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

Срок проведения Содержание деятельности с детьми Содержание деятельности с родителями

Сентябрь 2020 год Проведение начальной диагностики. Цель: выявление уровня развития речевой активности у детей раннего возраста. Анкетирование на тему: «Развитие речевой активности детей посредствам пальчиковых игр и упражнений» Исследовать воспитательный потенциал семьи

Октябрь 2020 год 1. Пальчиковые игры (заучивание) «Ладошки», «Киска», «Курочка», Цель пальчиковых игр : развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук, развитие речевой активности. 2. Массаж рук: игровое упражнение : «Прятки» 3. Игры с предметами: «Мозаика», «Пирамидка». Лепка из соленого теста. 4. Массаж пальцев и кистей рук с помощью мячиков. Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». Познакомить родителей с пальчиковыми играми для развития речевой активности, которые они будут использовать в домашних условиях.

Ноябрь

2020 год 1. Пальчиковые игры (заучивание) : «Котятки», «Мышка», «Капуста» Цель пальчиковых игр : формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук. 2. Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник». 3. Настольная игра «Найди фигуре место». 4. Повторение игр на развитие тактильного восприятия : «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками» Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

Декабрь 2020 год 1. Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек». 2. Конструирование из конструктора плоского «Домик», «Заборчик». 3. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы). 4. Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластиковых бутылок). 5. Узоры из ниток. Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе. Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики на речь детей».

Цель: показать родителям о том, какое влияние оказывает мелкая моторика на развитие речи детей.

Январь 2021 год 1. Разучивание пальчиковых игр «Орешки», «Дорожка». 2. Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком) 3. Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка». 4. Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками) 5. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная) Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки). Цель: развивать речь и мелкую моторику; сенсорное развитие (цвет, форма, размер).

Февраль 2021 год 1. Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста» 2. Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии). 3. Пальчиковая игра (заучивание) «Апельсин», «Шнуровка». 4. Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур. 5. Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации» 6. Изготовление подарков к празднику: «День защитников Отечества» (аппликация). Изготовление папки-передвижки. «Сначала было слово» (развитие речи детей раннего возраста). Цель: расширить знания родителей по совершенствованию у ребёнка понимания речи и функции общения.

Март

2021 год 1. Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки». 2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок». 3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья» 4. Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок». 5. Изготовление подарков к празднику: «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток). 6. Игра «Прищепки» Изготовление буклета: «Пальчиковые игры для малышей». Цель: познакомить родителей с пальчиковыми играми, в которые можно играть с детьми дома.

Апрель 2021 год 1. Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр. 2. Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО. 3. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки». 4. Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать». 5. Проигрыване с детьми пальчиковым театром сказки «Колобок», «Репка». 6. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию. Фотовыставка: «Пальчиками играем, стихи повторяем». Цель: познакомить родителей с тем, чем дети занимаются в детском саду, в какие игры играют.

Май

2021 год 1. Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста». 2. Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби». 3. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки. 4. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты). Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

3 блок - работа с воспитателями.

Цель: распространение и передача передового педагогического опыта работы.

«Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений». Цель: увидеть точку зрения педагогов по теме исследования, выяснить осуществляется ли педагогами работа с детьми, направленная на развитие речевой активности детей посредствам пальчиковых игр (какие используются методы и приемы) Анкетирование. Сентябрь – октябрь 2020 г.

ПЕРЕДАЧА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:

«Педагогическая мастерская воспитателя группы по развитию речевой активности детей».

Цель: передача опыта работы по развитию речевой активности у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении через пальчиковые игры и упражнения. Мастер – класс. Декабрь – Январь

2020 - 2021 г.

«Формы и методы работы с детьми по развитию речевой активности» Памятка для педагогов (пальчиковые игры). Февраль 2021 г.

Распространение передового педагогического опыта работы. Презентация. Семинар. Результаты проделанной работы с родителями и детьми. Мая 2021 г.

3 этап – коррекционный

Цель: анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

Описание: анализ проведенной работы, выявление правильности использования методов и приемов в работе с детьми.

Работа : коллективная (обсуждение с педагогами)

4 этап – завершающий (май 2021г.)

Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате работы.

Тематика мероприятий (цель) Форма проведения Дата (месяц)

Динамика развития речевой активности у детей до и после проведения пальчиковых игр и упражнений. Мониторинг качества развития речевой активности. Май 2021 г.

Эффективность проведенных форм работы с детьми и родителями по теме самообразования. Выступление на педсовете о проделанной работе, озвучивание результатов. Май 2021 г.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.

Развитие двигательной активности у детей раннего возрастаРазвитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по самообразованию «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»
Опубликовано: 24 декабря 2020 в 21:48
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД