Папки-передвижки

По нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Наша Брянщина родная»

Ковалева Олеся Петровна
По нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Наша Брянщина родная»

Брянск

Девиз:

Из простых ручейков

Океан наполняется.

А любовь к своей Родине-

С родников начинается.

• Пояснительная записка

РОДИНА-это сложное многогранное понятие, которое включает в себя любовь к самым близким людям-матери, отцу, к своему дому, улице, на которой живешь, родному городу, родной природе. Это корни, связывающие с родным домом и ближайшим; окружающим окружением. Чувство любви к Родине является общечеловеческой проблемой и носит глубоко исторический характер.

Публикация «По нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Наша Брянщина родная“» размещена в разделах

Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям согласно Новому энциклопедическому словарю входят в понятие «патриотизм». По определению Российской педагогической энциклопедии, «патриотизм-социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об ее интересах и готовность к ее защите от врагов». Он проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за е удачи и беды, уважении к историческому прошлому своего народа, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, известно уже с древности. С развитием государства патриотизм наполнялся политическим смыслом, связанным с требованием стойкости и мужества в войнах, отстаивания интересов Отечества.

Названные источники по-разному определяют понятие «патриотизм». Но выделяют общую суть : это любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить, приумножить богатство своей, страны.

Существует многообразие подходов к воспитанию патриотизма, в том числе через любовь к родной природе и родному городу, чувство собственного достоинства, сострадание, сочувствие, доброту, способность вставать на точку зрения другого и переживать чужую беду, как свою, волю к свободе, стремлении к единению с другими людьми на основе любви к другим. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине-месту, где родился человек.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Мы живем и работаем в центре России. Наш город Брянск богат своими обычаями, традициями его, населяет интересный народ. 14 нам захотелось помочь детям узнать, чем красив, богат Брянский край, который носит такое гордое имя, сформировать у детей крупинки уважительного отношения к людям труда; к истории, культуре, обычаям и традициям родного Брянского края. Такая работа немыслима вне предметно-пространственной среды. Пространство дошкольного учреждения - это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Помимо базисных компонентов она включает в себя не только групповые помещения, но и другие функциональные площади, например, студии, рекреации, коридоры, территории детского сада.

Актуальность проекта:

Утрата традиционного российского патриотического сознания.

Неумение взрослых передавать опыт, который существует в микрокультуре семьи.

Условия реализации проекта

Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

Введение краеведческого материала в работу с детьми учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому- культурно историческим фактам.

Формирование личного отношения к фактам, событиям явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

Развитие музейной педагогики дающий возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т. е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном услышанном (творческая игра, составление рассказов изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка рисование, деятельность по благоустройству города, охране природы и т. д.)

Привлечение детей к участию в городских праздниках с

тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу

общей радости и веселья (Масленица, Пасха, и д

Познакомиться с жителями города носителям

социокультурных традиции в области ремесел, песен, танце и т. п.

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода

к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание

любви и привязанности к родному краю.

Задачи

1. Создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности ребёнка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность.

2. Формирование духовно-нравственных отношений и чувств сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу.

3. Зажечь любовь и интерес к жизни народа разные исторические эпохи, к его культуре, к родному краю.

4. Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в творчестве народных умельцев, в устном народном творчестве.

5. Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.

6. Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.

Создание такой развивающей в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основ народной культуры с опорой на краеведческий материа. (мини-музея русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)

Организация работы с родителями под девизом: «И: знания и любовь к Брянщине должны передаваться детям».

Принципы построения педагогического процесса

• Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядк; описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

• Принцип гумманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

• Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

• Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т. п.

Основные тематические блоки

работы по созданию предметно-развивающей

среды:

1. Мой город Брянск.

2. Природа родного края.

3. История города Брянска

4. Традиции Брянского края.

5. Достопримечательности города.

Необходимо учитывать, что «круг тем», подвижен. Это означает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания города ребенком за счет рассмотрения улицы, дома, города с новых позиций и установление новых связей с тематическими блоками путем обогащения их новым жизненны! опытом ребенка. При повторном возвращении к материалу краеведческого содержания постепенно накапливается новыми понятиями, смыслами и ценностями.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родни городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину.

Тематический план работы с дошкольниками :

1 тематический раздел «Мой город Брянск»

Рассматривание альбома «Мой любимый город Брянск»

«Моя улица»

Беседа: «Где работают родители»

Экскурсия на почту, магазин, в школу.

Рассказ-беседа «Романтика обычной профессии» (приглашением родителей)

Создание альбома о профессиях.

2 Тематический раздел «Природа родного края»

• Целевая прогулка в парк

• Беседа о жизни животных и птиц в лесу (лиса, волк, заяц, лось,

кабан)

• Посещение краеведческого музея.

• Беседа «Помощь зимующим птицам», изготовление кормушек.

• Рассказ-беседа «Лекарственные растения Бряншины»

• Беседа «Лес-главное богатство Брянского края»

3 Тематический раздел «История города Брянска»

• Экскурсия в краеведческий музей.

• Проект «История Брянского края»

• Создание и рассматривание альбома «Страницы прошлого»

• Фотовыставка «Наш город сегодня»

• Выставка детских работ «Мой любимый город»

• Создание в группе мини-музея.

• Посещение библиотеки.

• 4 Тематический раздел «Традиции Брянского края»

• Встреча с интересными людьми.

• Посещение краеведческого музея.

• Проект «Моя Брянщина» 1 Оформление музея русского быта.

• 5 Тематический раздел «Достопримечательности города Брянска»

• > Посещение выставок местных музеев.

•» Знакомство с памятными местами города.

• > Экскурсия на Курган Бессмертия.

•» Встречи с интересными людьми города Брянска

Ожидаемые результаты:

Дети знают и называют своё имя, имена близких родственников.

Дети знают обязанности по дому членов семьи.

Дети знают и называют сотрудников ДОУ, свободно ориентируются в помещениях ДОУ.

Дети имеют представление о городе, в котором живут, знают, что это их малая родина, испытывают чувство гордости за свой край.

Имеют представление об исторических памятниках города.

Дети знают культуру, обычаи и традиции родного края; дети могут называть писателей, художников и их произведения.

Дети могут назвать ремёсла, которыми владели наши предки.

Дети знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки нашего края.

Взаимодействие с родителями

Привлечение родителей к оформлению

наглядного материала.

Посещение городских праздников: Новый год,

Масленица и др., участие в народных гуляниях.

Сбор краеведческого материала с участием

родителей.

Оформление совместного альбома «Прогулки по

городу»

Участие родителей в организации и проведении

экскурсий в краеведческий музей, детскую

художественную школу, на Курган Бессмертия,

Партизанскую поляну.

Выставки народно-прикладного искусства детей и

родителей.

Помощь в создании уголка «Русская изба» в ДОУ

мини-музея.

Критерии отслеживания

1. По работе с детьми

• Повышение уровня знаний и представлений детей о своей

семье.

• Как называется наш город?

• Почему он так называется?

• Какие улицы города вы знаете?

• Чьи имена носят улицы нашего города?

• Какие исторические памятники, исторические места вы знаете?'

• Каких местных писателей, художников можете назвать?

• Какие праздники отмечаются в нашем городе?

• Назовите промыслы и ремесла, которыми владеют народные

умельцы наших дней

• Знаете ли вы народные игры, песни, частушки, колядки,

хороводы? Какие?

• Расскажите о природе Брянского края.

2. По работе с родителями.

• Участие родителей в совместных мероприятиях, выставках,

экскурсиях.

• Повышение педагогической компетентности родителей.

• Участие родителей в сборе, оформлении наглядного

материала.

Литература:

• Программа воспитания и обучения в детском саду «От

• рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Москва, 2010г.

• О. В. Дыбина. «Ребенок и окружающий мир». Москва, 2010 г.

• В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. «Этические беседы с детьми 4-7»

• лет». Москва, 2010 г.

• Н. Романов. «Брянск сегодня». Брянск, 2010 г.

• Е. Н. Чалиян. «Брянск». Фотоальбом. Москва «Советская

• Россия», 1981 г.

Публикации по теме:

Дидактическая игра-лото по нравственно -патриотическому воспитанию детей «Достопримечательности Кургана»Дидактическая игра-лото по нравственно -патриотическому воспитанию детей «Достопримечательности Кургана» Дидактическая игра – лото по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Достопримечательности Кургана».

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Как у нас.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Россия — Родина моя» Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тема: «Россия – Родина моя» Цель:.

Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» для детей старшего дошкольного возраста Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» Цели: Закрепить знания о своей стране, о истории своего села. Развивать логическое.

Месячник по нравственно-патриотическому воспитанию для детей второй младшей группы Месячник по нравственно-патриотическому воспитанию для детей второй младшей группы №2 с 8.02 по 29 .02. 2016 г. 2 неделя 1. «Хорошо у нас.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 ЯНВАРЬ Беседа «Праздник в моей семье» Цель. Предложить детям рассказать о традициях и обычаях празднования праздника в их семье. Углублять.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 МАРТ Беседа о мамах «Мама – первое слово» Цель. Предложить детям рассказать о том, за что, они любят свою маму, какая она, помочь им понять,.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Часть 1 СЕНТЯБРЬ Составление рассказов на тему "Где мы отдыхали летом" Цель. Предложить детям с опорой на семейные фотографии рассказать о летнем.

Тематический план бесед по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Часть 2 НОЯБРЬ Беседа «Прокопьевск — прежде и теперь» Цель. Учить детей сравнивать то, как выглядели уголки города, различные предметы в прошлом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
По нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Наша Брянщина родная»
Опубликовано: 7 февраля 2020 в 17:44
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД