Просвирнина Валентина Григорьевна
Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Невидимка-воздух» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
Публикация «Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования „Невидимка-воздух“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие :
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Предшествующая работа:
- работа по проекту на тему: «Воздух, которым мы дышим»
- наблюдения за ветром;
- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;
- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, опыт с зеркалом,
- изготовление корабликов с парусами, вееров.
-Беседа «Нос- орган дыхания»
- разучивание п/и
-О\ Д :» Где можно найти воздух»
-Рисование на тему «Воздушные шары»
-Игры с ветром
Оборудование:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);
- мыльные пузыри (по количеству детей);
- игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);
- 2 подноса;
- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
-салфетки бумажные (по количеству детей);
-веера (по количеству детей);
- воздушные шары (по количеству детей);
- таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 на столах для опытов
___
Ход занятия
Дети заходят в зал
В. Сегодня к нам пришли гости, давайте мы поздороваемся с ними, дружно сказав ЗДРАВСТВУЙТЕ.
Ребята, сегодня нам с Вами предстоит серьезная и очень
интересная работа. Посмотрите, что изменилось в нашей группе? (дети рассматривают обстановку в группе дают ответы).
- Да, кто-то здесь не просто передвинул здесь мебель, он организовал для нас экспериментальную лабораторию детских наук, для изучения чего-то интересного, вот только чего, нам предстоит это выяснить.
- Знаете, я кажется догадалась, кто устроил для нас этот сюрприз.
Наверное, это профессор Знайка из Солнечного города, помните, мы уже встречались с ним раньше. Знайка очень любит разные загадки и наверняка оставил для нас письмо с заданием, но нам придется быть внимательны, чтобы отыскать его в группе. Давайте поищем все вместе…
- Хорошо, давайте посмотрим, что же это? (открываю конверт № 1, читаю загадку)
«Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем»
(воздух)
- Ну, хорошо, значит, поговорим о воздухе: - «Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать)
- Сделаем глубокий вдох и затем выдох. Что мы сейчас сделали? (мы вдохнули и выдохнули воздух)
- Ребята, а вы видите воздух? (нет)
- Я тоже не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас.
- А почему мы его не видим? (он прозрачный, через него все видно)
- Так значит, какого он цвета? (бесцветный)
ПР. (гремя посудой выходит
ПР. -Здравствуйте ребята! Узнали меня, я профессор Знайка, я все знаю и умею. Вы правильно отгадали загадку.. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория.
ПР. Слышал много вы знаете! Но я пока сам не проверю- не поверю.
Опыт 1 С полиэтиленовым пакетом
ПР : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
ПР: : Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, ребята! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
ПР : Ребятки, а можно ли увидеть воздух?
ПР. Скажите а внутри нас есть воздух?
А Давайте проведем эксперимент.
Опыт№ 2 Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
ПР: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Опыт №3 С Горохом
ПР. А давайте усложним задание, насыплем в наши стаканы горох и посмотрим как пляшут горошины, а потом скажем может ли воздух двигать предметы в воде.
Вывод: Воздух может двигать предметы в воде.
Пр. А какие можно еще попускать пузырьки? (Мыльные)
А давайте попускаем мыльные пузыри.
Опыт №4
Ф/м «Мыльные пузыри» (под музыку)
ПР: Ребята, как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?
В4 Наверное, же мыло!
ПР. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
В;Но как он к вам попадает? Через нос?
Воспитатель: Послушайте песенку о носах:
У всех зверей, у всех людей имеется носы
Носы важны, носы нужны не только для красы
И ни чихнуть и не вздохнуть без носа нам нельзя.
А для чего в носу дырочки: (через них проходит воздух и попадает к нам в легкие)
Физминутка:
12345
Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И лего- легко подышим.
ПР. А хотите посмотреть как с помощью воздуха перемещаются предметы?
Опыт5. С лентой и с салфеткой.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, ленточка колышется, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
А сейчас поиграем с салфеткой.
В,Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
ПР, Хотите устроить ветер?
ИГРА : «Кто дальше дунет салфетку»
Опыт № 6 С веером
ПР, А сейчас давайте возьмем веер, который вы сделали с родителями и помашем друг на друга. Что вы чувствуете? (дует ветер).
А от моего веера даже корабли с места движутся.
Опыт №7
Игра «Кораблики»
В: Ветерок, созданный потоком воздуха может передвигать предметы.
Опыт № 8
Давайте устроим волны на море. У меня в лаборатории имеются моря красное море и синее море. Давайте подуем на море. Что вы наблюдаете? 9Волныв)
Отчего происходят волны?
В. Волны на море происходят от ветра т. е от воздуха.
Опыт №9
ПР: А если мы на море поместим предметы, они утонут или нет?
В: Нет, потому как в них находится воздух, а он легкий, поэтому предмет не тонет.
В: Мы сегодня очень многое узнали в лаборатории
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать (рис. 1);
Что воздух легче воды (рис. 2);
Что воздух есть внутри пустых предметов;
И даже внутри людей (рис. 3);
Без воздуха ничто живое не может жить;
ПР: : А на следующем занятии я расскажу о том, почему одни воздушные шарики остаются на земле, а другие улетают высоко в небо. И ещё о том, как можно на воздушных шарах путешествовать по воздуху. А сейчас на прощание я хочу подарить вам шары. Как вы думаете что есть внутри шаров (воздух).
В: А мы с вами сейчас оденемся, пойдем гулять и будем дышать свежим воздухом.