людмила коровкина
Рабочая программа «Почемучки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В Государственном общеобразовательном стандарте дошкольного воспитания и обучения говориться о том, что дошкольное воспитание и обучение обеспечивает: познавательное развитие ребенка, формирование способов интеллектуальной деятельности, развитие любознательности, формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем. Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику
Публикация «Рабочая программа „Почемучки“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Исследовательская и опытно-экспериментальная деятельности – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Считается, что познавательная активность – это самостоятельное присвоение ребенком знаний об окружающем мире в процессе деятельности. Многие ученые считают дошкольное детство сенситивным периодом для развития познавательной активности ребенка. Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.
Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте. Предметно-манипулятивная деятельность возникает в результате природной любознательности ребенка под целенаправленным педагогическим воздействии переходит на более высокую стадию формирования познавательной активности.
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, которая находит выражение в форме исследовательской активности, направленной на обнаружение нового через экспериментальную деятельность в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества с взрослым.
Актуальность.
На современном этапе развития дошкольного образования формирование познавательного интереса - одна из актуальных проблем детского воспитания.
Программа «Лаборатория волшебства» подготовлена для дополнительного образования детей, проявляющих особые способности к исследовательской деятельности, повышенный познавательный интерес, стремящихся к самостоятельным открытиям.
Познавательно-исследовательская практика ребенка – занятие самостоятельное и нередко разворачивается за пределами непосредственного внимания педагога. Самостоятельно добывая знания, каждый ребенок должен быть уверен в том, что все новое, им найденное, будет востребовано, интересно для друзей и взрослых.
При всех положительных аргументах, детская познавательно-исследовательская практика не способна решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.
В исследовательской деятельности совместно с педагогом или другим взрослым, дети овладевают такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и другие. Без умения владеть этими понятиями затрудняется и формирование абстрактного мышления. А овладеть им можно только при исследовании живых фактов и явлений, того, что видишь своими глазами.
Для этого надо учить ребенка переходить от конкретного предмета и отдельного факта к абстрактному обобщению.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
- развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Основная цель программы кружка :
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Общие задачи:
Обучающие
- Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка.
- Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
Развивающие
- Развивать умения самостоятельно определять проблему исследования,
выдвигать гипотезы, анализировать полученные сведения, оценивать результаты и формулировать выводы.
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности. - Развивать коммуникативные навыки.
Воспитывающие
- Воспитывать дружескую атмосферу в группе, повышать уровень сплочённости, положительную мотивацию к коллективной деятельности.
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Содержание программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - 5-7 лет.
Срок реализации кружка: 2 года. Октябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25 минут.
Форма проведения занятий кружка: занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Метапредметные результаты
Дети будут уметь:
- наблюдать;
- выбирать тему исследования;
- видеть и формулировать проблему;
- выдвигать 1 или 2 гипотезы;
- предлагать оригинальные решения;
Дети будут владеть:
- опытом поиска возможных вариантов решения;
- самостоятельно проводить несложные исследования;
- навыками работы с лабораторным оборудованием.
Получат опыт участия:
- в экспериментировании в паре или группе;
- опыт делового общения;
- презентации результатов работы для сверстников и родителей.
Предметные результаты
Включает в себя конкретные этапы, которыми должны овладеть дети к концу обучения:
-выделение и постановка проблемы,
- выдвижение гипотезы,
- поиск и предложение возможных вариантов решения,
- сбор материала,
- обобщение полученных данных.
Одним из этапов каждого занятия является последовательное обсуждение результата, например:
- Что нового вы узнали?
- Какие вопросы возникли?
- Каким образом вы получили результат?
- Кому, и для какой цели, могут быть интересны полученные вами результаты (в каких ситуациях нас может выручить магнит, в какой воде лучше варить яйцо, где нас выручит колесо и др.)
- Какая проблема интересует вас сейчас?
По окончании учебного года проводится промежуточная и итоговая диагностика.
Развитие познавательного интереса у детей к предметам окружающего мира и их свойствам, а также на развитие конвергентного и дивергентного мышления. Формируется посредством тренировочных упражнений, умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, находить решения и выполнять несложные эксперименты. Все занятия проводятся в игровой форме, с привлечением персонажей сказочных сюжетов, с использованием логических загадок, художественных произведений. В такие занятия проводятся со всеми детьми в подгруппах. Диагностика в конце учебного года позволяет выявить детей, имеющих склонности к исследовательской деятельности.
Календарно-тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
Месяц
Раздел познавательно-исследовательской деятельности
Темы, цель совместной образовательной деятельности
Октябрь
«Свойства песка»
Цель: познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек – песчинок; развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи; расширять словарный запас детей; воспитывать интерес к окружающему миру.
Опыт №1 «Почему не получился куличик»
Цель: ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики.
Опыт №2 «Делаем дорожки и узоры из песка»
Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.
Опыт №3. «Песок и земля»
Цель: ознакомление со свойствами песка (рыхлый) и земля (сухая, твёрдая).
Опыт № 4. «Определение цвета».
Цель: ознакомление со свойством песка (цвет).
Опыт № 5. «Из чего состоит песок»
Цель: ознакомление со свойствами песка.
Опыт № 6. «Движение песка».
Цель: ознакомление со свойствами песка.
Ноябрь «Ветер по морю гуляет» Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха – это ветер, различать его силу.
Опыт № 1 «Море»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха – это ветер, различать его силу.
Опыт № 2 «Как работает воздух»
Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы.
Опыт № 3 «Воздух есть везде»
Цель: определить, действительно ли воздух проникает всюду и есть везде.
Опыт № 4 «Дети машут веером»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.
Опыт №5 «Иллюстрация песчаной пустыни».
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.
Опыт № 6 «Волны»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.
Декабрь «Узнаем, какая вода» Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
Опыт № 1 «Вода – жидкость», «У воды нет запаха»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая).
Опыт № 2 «Вода прозрачная».
Цель: выявить свойства воды (прозрачная).
Опыт №3 «Вода – растворитель».
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
Опыт № 4 «Вода – растворитель».
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
Январь «Бумага, ее качества и свойства» Цель: формировать умение узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает).
Опыт №1 «Бумага мнется»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
Опыт № 2 «Бумага намокает»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность).
Опыт № 3 «Бумага для рисования»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность).
Февраль «Снег, какой он?» Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.
Опыт № 1 «Снеговик»
Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.
Опыт № 2 «Мы снежинки»
Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.
Опыт № 3 «Снег холодный и белый»
Цель: выявить свойства снега.
Март «Свойства льда» Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает).
Опыт № 1 «Ледяная избушка»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед — это твердая вода, в тепле лед тает).
Опыт № 2 «Таяние льда в воде»
Цель: показать взаимосвязь количества и качества от размера.
Опыт № 3 «Цветные льдинки»
Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.
Опыт № 4 «Цветные бусы»
Цель: закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое
Апрель «Плавает-тонет» Цель: познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
Опыт № 1 «Мяч»
Цель: познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
Опыт № 2 «Разноцветная вода»
Цель: закрепить свойства воды
Опыт № 3 «Плавает, тонет или растворяется»
Цель: исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы.
Опыт № 4 «Что тяжелее?»
Цель: сравнить свойства песка, камня, в воде.
Май «Травка зеленеет, солнышко блестит». Цель: показать значение воды в жизни растений
Опыт № 1 «Огород на окне»
Цель: показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия.
Опыт № 2 «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду, выявить потребности растения в тепле.
Опыт № 3 «Проращивание фасоли»
Цель: расширить представления детей о росте растений.
Июнь
Июль «Солнечные зайчики» - поиграем с солнышком. Цель: показать значение света.
Опыт № 1 «Солнечные зайчики»
Цель: дать представление, что «солнечный зайчик» — это луч солнца, отражающий в зеркале.
Опыт № 2 «Свет повсюду»
Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, искусственные- изготовленные людьми (лампа, фонарик).
Опыт №3 «Фонарик»
Цель: показать значение света.
Август «Угостим петушка и курочку зернышками» Цель: развиваем мелкую моторику, наблюдательность.
Опыт № 1 «Сею, сею, просеваю»
Цель: развиваем мелкую моторику, наблюдательность.
Опыт № 2 «Как быстро перебрать крупу»
Цель: сравнить свойства крупы.
Опыт № 3 «Чудеса из манной крупы»
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы.
Календарно-тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Месяц
Раздел познавательно-исследовательской деятельности
Темы, цель совместной образовательной деятельности
Октябрь
«Какие бывают камни?»
Цель: сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.
Опыт №1 «Твердый камень»
Цель: сформировать представление о твердости камня.
Опыт №2 «Может ли камень издавать звуки?»
Цель: сформировать представление о свойствах камня
Опыт №3. «Меняют ли камни цвет?»
Цель: сформировать представления о свойствах камня.
Опыт № 4. «Рисующие камни».
Цель: сформировать представления о свойствах камня.
Опыт № 5. «Теплый камешек»
Цель: сформировать представления о свойствах камня.
Опыт № 6. «Легкий – тяжелый».
Цель: сформировать представления о свойствах камня.
Ноябрь «Воздух - невидимка» Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха – это ветер, различать его силу. Познакомить со свойством воздуха – прозрачностью.
Опыт № 1 «Игры с соломинкой»
Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.
Опыт № 2 «Лодочка»
Цель: показать, что воздух обладает силой.
Опыт № 3 «Загадочные пузыри»
Цель: показать, что воздух есть в некоторых предметах.
Опыт № 4 «Надувание мыльных пузырей»
Цель: ознакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.
Опыт №5 «Ветер в комнате».
Цель: выяснить, как образуется ветер, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз, показать, что ветер — это поток воздуха.
Опыт № 6 «Упрямый воздух»
Цель: показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, а сжатый воздух обладает силой.
Декабрь «Что притягивается?» Цель: познакомить со свойством магнита – притягивать железные предметы.
Опыт № 1 «Как достать скрепку из воды, не намочив рук»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.
Опыт № 2 «Магнитный театр».
Цель: развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра.
Опыт №3 «Поймай рыбку».
Цель: развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов применения магнитов, придумывания сюжетов для игр с их использованием.
Опыт № 4 «От чего зависит сила магнита?».
Цель: развивать логико-математический опыт в процессе сравнения силы магнита через предметы.
Январь «Снег и лёд – это тоже вода» Цель: подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда и воды.
Опыт №1 «Почему снег греет?»
Цель: помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
Опыт № 2 «Разноцветные сосульки»
Цель: дать представление о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре).
Опыт № 3 «Замерзание жидкостей»
Цель: познакомит детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Февраль «Имеет ли вода форму?» Цель: познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
Опыт № 1 «Ходит капелька по кругу»
Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
Опыт № 2 «Тёплая и холодная вода»
Цель: уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей.
Опыт № 3 «Что бывает с паром при охлаждении?»
Цель: показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.
Март «Что растворяется в воде?» Цель: показать, что не всё растворяется в воде; познакомить детей со свойствами соли.
Опыт № 1 «Растворимость веществ в воде»
Цель: проверить, растворяются ли в воде другие вещества.
Опыт № 2 «Прозрачная вода может стать мутной»
Цель: выявить свойство воды – прозрачность.
Опыт № 3 «Цветные льдинки»
Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.
Опыт № 4 «Цветные бусы»
Цель: закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое
Апрель «Свет и тень» Цель: познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.
Опыт № 1 «Как образуется тень?»
Цель: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.
Опыт № 2 «Солнечная лаборатория»
Цель: показать предметы, какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.
Май «Как питаются растения?». Цель: показать значение воды в жизни растений. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Опыт № 1 «Огород на окне»
Цель: показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия.
Опыт № 2 «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду, выявить потребности растения в тепле.
Опыт № 3 «Проращивание фасоли»
Цель: расширить представления детей о росте растений.
Июнь
Июль «Таинственные стекла» Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Опыт № 1 «Солнечные зайчики»
Цель: дать представление, что «солнечный зайчик» — это луч солнца, отражающий в зеркале.
Опыт № 2 «Таинственные картинки»
Цель: показать детям, что окружающие предметы меня ют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Опыт №3 «Все увидим, все узнаем»
Цель: познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.
Август «Свет повсюду» Цель: показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча.
Опыт № 1 «Фонарик»
Цель: показать значение света.
Опыт № 2 «На свету и в темноте»
Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Опыт № 3 «Солнце дарит нам тепло и свет»
Цель: дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.
Литература по теме:
1. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения / А. И. Иванова // Управление ДОУ -2014. -№ 4.
2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. - М. : Сфера, 2014.
3. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. - СПб. : Детство-Пресс, 2014.
4. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006.
5. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. -Волгоград: Учитель, 2016.
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников /под ред. Л. Н. Прохоровой. -М., 2014.
7. Перельман Я. И., Занимательные задачи и опыты.
8. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации/Л. Н. Прохорова. -М. : АРКТИ, 2015.
9. Рыжова, Методика детского экспериментирования.
10. Соловьёва, Е. Как организовать поисковую деятельность детей / Е. Соловьёва // Дошкольное воспитание. -2005.-№1.
11. Тугушева, Чистякова: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности. ФГОС