Лучший педагог года

Методики по изучению сформированности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Дутка Валерия Евгеньевна
Методики по изучению сформированности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Подбор методик по изучению сформированности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Диагностическая методика «Исследование грамматического строя речи», серия 1 «Повторение предложений».

Цель: выявить умение воспроизводить необходимую структуру предложения. Оборудование: предложения с различной семантикой глубины и структуры поверхности.

Публикация «Методики по изучению сформированности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Ход: экспериментатор говорит ребенку, что он собирается сказать разные предложения, которые ребенок должен внимательно слушать, а затем повторять самостоятельно как можно точнее. Предложения ребенок должен прочитать (1-2 раза) перед первым воспроизведением.

Ребенка просят прослушать следующие предложения :

– простые предложения с прямым порядком слов, например: «Птица построила гнездо», «В саду было много красных яблок»;

– простые предложения с однородными членами, например: «Дети катали куски снега и делали снежную бабу»;

– сложные предложения, например: «Петя сказал, что не пойдет гулять, потому что холодно», «Лошади паслись на зеленом лугу на другом берегу реки».

Ответы ребенка оцениваются «по следующему принципу:

«1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида;

0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида».

Диагностическая методика «Исследование грамматического строя речи», серия 2 «Верификация предложений».

Цель: выявить уровень сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям.

Оборудование: правильные предложения и предложения с неправильными формами глаголов (неправильные случайные окончания, предлоги, совпадение прилагательных и неправильных существительных, глагола и существительного, неправильное использование возвратных глаголов, пассивные предложения).

Ход: Экспериментатор сообщает ребенку, что он будет произносить правильные и неправильные предложения, что ребенок должен внимательно слушать, а затем исправляет те предложения, в которых он слышит ошибки. После воспроизведения предложения ребенку следует задать следующие вопросы: «Правильно ли я сказал? А как сказать правильно? Какое слово я сказал неправильно?». Ребенку предлагается прослушать следующие фразы, например: «Собака вышла в будку», «По морю плывут корабль», «Хорошо спится медведь под снегом», «Над большим деревом была глубокая яма». «Дом нарисован мальчик».

Ответы ребенка оцениваются по следующему принципу:

«1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида;

0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида».

Диагностическая методика «Исследование грамматического строя речи», серия 3 «Добавление предлогов в предложения».

Цель: Определить уровень обучения умению правильно употреблять предлоги в предложениях.

Оборудование: предложения с пропущенными предлогами, протокол обследования.

Ход: экспериментатор говорит ребенку, что они будут произносить предложения с пропущенными словами. Ребенок должен внимательно выслушать эти предложения, затем добавить пропущенное слово к себе и повторить все предложение. Положение пропущенного слова экспериментатор отмечает паузой в середине предложения или с неполной интонацией в конце предложения.

Ребенку предлагается прослушать следующие предложения, например: «Лена наливает чай. чашки», «Почки распустились. деревьях», «Птенец выпал. гнезда», «Щенок спрятался. крыльцом», «Пес сидит. конуры».

Примечание: В связи со сложностью данного задания используются два типа вспомогательных средств – стимулирующая («Неверно, подумай еще») или в виде вопроса к попущенному предлогу («Путники пробирались куда?»).

Ответы ребенка оцениваются по следующему принципу:

«1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида;

0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида».

Диагностическая методика «Диагностика умения правильно употреблять предложно-падежные конструкции в связной речи».

Цель: определить уровень правильного употребления предложно-падежных конструкций в связной речи.

Ход: внимательно слушайте текст, повторяйте, вставляя по необходимости. «Маленькие слова». Текст читается дважды, прежде чем перечитать. это говорит об обязательном использовании предлогов при повторном посещении. Когда трудности с запоминанием текста, логопед читает многократно каждое предложение отдельно.

Лето. Петя и Маша приехали. отдых. деревню. бабушке.. село это река и. это густой лес. Перешел. речку — и ты. лесу.

Дети часто ходят. в лес. грибами и ягодами. Мелькают. деревьями их белые панамки. Смотрит удивлённо. беличьи веточки, выглядывает. сосны Заяц: "Кто это шумит?" Хорошо. лесу. Вон шляпка гриба торчит. коряги.

Ответы ребенка оцениваются по следующему принципу:

«1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида;

0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида».

После проведения всех диагностических методик необходимо выделить уровни сформированности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Высокий уровень (3 балла) :

ребенок умеет правильно воспроизводить необходимую речевую структуру по образцу: он может использовать простые предложения; он умеет использовать сложные предложения; он умеет самостоятельно составлять предложения;

– ребенок осознанно относится к грамматическим конструкциям : ребенок умеет определять и исправлять ошибку в «предложениях с неправильными словоформами (неправильные падежные окончания, предлоги, неправильное согласование прилагательного и существительного, глагола и существительного, неправильное употребление возвратных глаголов, пассивные предложения);

– ребенок может образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падеже.

Средний уровень (2 балла) :

– умение правильно воспроизводить необходимую структуру речи по образцу недостаточно обучено : ребенок частично использует простые предложения; пропуск отдельных слов без искажения смысла предложения; способность использовать сложные предложения и самостоятельно строить предложения практически не сформирована;

– у ребенка частично сформировано способность употреблять предлоги в предложениях, большую часть времени он может выполнить это действие только после поощрения помощи взрослого;

– ребенок частично может образовывать именительный и родительный падеж существительных множественного числа, в большинстве случаев он может выполнить это действие только после стимулирующей помощи со стороны взрослого.

Низкий уровень (0-1 балла) :

умение правильно воспроизводить требуемую языковую структуру по образцу отсутствует: ребенок не может использовать простые предложения; при игре пропускает отрывки предложений или вообще не восстанавливает их; не может самостоятельно использовать сложные предложения и строить предложения;

отсутствие осознанного отношения к грамматическим структурам: ребенок не способен выявить и исправить ошибку в «предложениях с неправильными словоформами (неправильные окончания букв, предлоги, неправильные прилагательные и существительные, соответствие глагола и существительного, неправильное употребление глаголов, пассивные предложения»);

– умения использовать предлоги в предложениях, а также использовать помощь со стороны взрослого у ребенка не сформированы; не может образовывать множественное число существительных в именительном или родительном падеже.

Таким образом, при помощи предложенных методик можно выявить уровень сформированности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Альбом по развитию речи для старших дошкольников с ТНРАльбом по развитию речи для старших дошкольников с ТНР Идея создать что-то необычное созрела давно, но как это воплотить? Многолетний опыт работы с детьми, как школьного, так и дошкольного возраста,.

Индивидуальное логопедическое занятие для ребёнка 4 лет с системным недоразвитием речи «Весёлый дождик»Индивидуальное логопедическое занятие для ребёнка 4 лет с системным недоразвитием речи «Весёлый дождик» Цели занятия: - Развитие понимания обращённой речи. - Развитие речевого подражания. - Развитие направленной воздушной струи. - Формирование.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методики по изучению сформированности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 25 декабря 2021 в 20:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД